- Что собой представляют таблицы Шульте
- Польза занятий с таблицами Шульте
- Виды таблиц Шульте
- Классический вариант
- Таблицы Горбова — Шульте
- Буквенные
- Как работать с таблицами Шульте
- Оценка результатов
- Часто задаваемые вопросы о методике таблиц Шульте
- Полезна ли методика Шульте? Есть ли какой-то вред от нее?
- С какой периодичностью нужно заниматься по методике Шульте?
- Как привлечь детей к занятию по таблицам Шульте?
- Какие еще есть упражнения для развития скорочтения, помимо техники Шульте?
О чем речь? Таблицы Шульте — методика тренировки периферического зрения. Благодаря ей улучшаются мышление, мозговой тонус, запоминание и развивается способность к оперативному принятию решений. Подходит взрослым и детям.
Как работать? Существуют разные таблицы Шульте: классические из цифр, усложненные с буквами и цветными клеточками. Начинать лучше с простого варианта, постепенно подключая другие. Заниматься нужно пару раз в неделю по 20 минут, отложив все дела и отвлекающие факторы. Результат не заставит себя долго ждать.
Что собой представляют таблицы Шульте
Иногда хочется прочесть так много книг, что не знаешь, за что взяться. К счастью, для этого есть возможность освоения техники скорочтения, позволяющая читать быстрее обычного.
Одной из таких техник является методика с таблицами Шульте, которая направлена на изучение и развитие внимания и восприятия человека. Ведь, чтобы читать быстро, нужно иметь развитое поле зрения, способность управлять вниманием и навыки параллельного восприятия информации. Этим как раз занимается данная методика.
Первым, кто создал данную методику, был психиатр из Германии Вальтер Шульте. Эта техника была изобретена им во второй половине XX века с целью диагностики. Ученый занимался измерением устойчивости, эффективности и скорости включения в работу, определением умения концентрировать, распределять и переключать внимание и выявлением наличия расстройств.
В настоящее время таблицы Шульте — это методика, которая применяется для развития навыков скорочтения, а также увеличения поля зрения.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
Так, специалист в психологическом направлении Тони Бьюзен советует в своих книгах, связанных с памятью и быстротой мышления, использовать таблицы Шульте. А педагог Евгений Буянов из МГУ пишет, что данная техника пользуется популярностью в курсах по НЛП для реализации состояния повышенной эффективности.
Польза занятий с таблицами Шульте
Техника Шульте включает в себя множество заданий и упражнений, которые выполняются на специально созданных тренажерах. Методика с таблицами Шульте имеет следующие результаты:
- улучшение мышления и поддержка тонуса мозга;
- совершенствование навыков запоминания;
- развитие способностей к оперативности в принятии решений.
Когда респондент выполняет упражнения из рассматриваемой методики, у него активно начинают работать лобные доли мозга, отвечающие за логику, интеллект, мышление и внимание. Получается, что данный отдел мозга отвечает за решения, которые принимает человек.
Ученые при помощи специального оборудования провели многочисленные исследования нейровизуальной диагностики. Была произведена фиксация процессов кровообращения в разных отделах коры головного мозга в тот момент, когда исследуемые решали задачи.
В результате подобных экспериментов были сделаны следующие выводы:
- Активный прилив крови к лобным отделам мозга фиксировался тогда, когда участникам эксперимента предлагалась новая интеллектуальная задача. В том случае, если задача повторялась, активность притока крови была снижена.
- Активность кровотока к коре мозга также определялась содержанием умственной задачи. И было выявлено, что наибольшая наполненность кровью фиксировалась во время выполнения заданий из методики Шульте.
"Делай как коуч"
Упражнения по методике с таблицами Шульте оценивают навыки скорочтения и помогают их развить. Быстрое чтение предполагает, что внимание человека должно удерживаться одновременно на двух и более предметах.
И в ходе эксперимента было выявлено, что в процессе выполнения упражнений из данной методики может достигаться колоссальная внутренняя концентрация, которая дает возможность повышения эффективности мышления и быстроты принятия решений.
Виды таблиц Шульте
Существует несколько видов данной методики развития скорочтения: классический вариант версии Шульте, таблицы Горбова — Шульте и методика в буквенном варианте. Рассмотрим каждую методику более подробно.
Классический вариант
Классический вариант метода Шульте предполагает работу с квадратной таблицей, разделенной на клетки, внутри которых рандомно расположены числа черного цвета от 1 до 25.
Данная разновидность метода подходит тем, кто умело владеет числовыми навыками. Эта методика с цифровой таблицей Шульте подходит для детей от среднего школьного возраста, у которых минимум четыре класса образования.
В тесте Шульте, как и в случае с методом Бурдона (поиск необходимых чисел на бланках с большим количеством разных символов), большое значение имеет устойчивость чисел в памяти, чтобы достичь нужного результата. То есть важно, чтобы была наработана автоматизация навыков счета.
В том случае, если в памяти респондентов фиксации численных символов не происходит, они будут делать много ошибок. И эта проблема может быть не только у детей, но и у взрослых.
Хотя на сегодняшний день многие ребята умело считают уже до 1 класса, а к 3 классу уже вообще могут сосчитать до 100. Все равно рекомендуется использовать числовые таблицы Шульте не раньше 3 класса.
Таблицы Горбова — Шульте
Есть другой вариант таблицы Шульте, разработанный Ф. Д. Горбовым. Она имеет формат 7 х 7, где в ячейках хаотично располагаются черные числа до 25 и красные числа до 24.
В данном варианте задача испытуемых — найти черные числа в возрастающей последовательности, а красные — в убывающей, причем важно это делать поочередно, то есть обозначить черную цифру 1 и красное число 24 и т. д.
Методика с черно-красными таблицами Горбова — Шульте помогает измерить скорость переключения внимания. Так, чем больше ошибок при названии чисел, тем хуже у вас переключается внимание, и наоборот. Для большей ясности можно фиксировать, где были совершены ошибки, чтобы понять свой уровень переключаемости внимания.
Здесь важно отметить, что на выполнение данной методики отводится около полутора минут.
Таблица Шульте — Горбова развивает навыки скорочтения, а также способности быстрого восприятия текстовой и графической информации.
Буквенные
Помимо числовых таблиц Шульте, есть разновидность с буквами. Здесь суть использования остается той же: необходимо отыскать символы в нужной последовательности. Только здесь осуществляется поиск не чисел, а букв.
Важно знать алфавит (необязательно русский, можно английский, латинский и др.) и символику букв.
Подобные таблицы гораздо эффективнее способствуют развитию скорочтению, так как при чтении важны буквы и их значение.
В методике Шульте таблицы в тестах могут быть нескольких уровней сложности:
- Первый уровень — это таблицы 3 х 3 и 4 х 4. Подходит для детей и новичков. В том случае, если респондент освоил базовые основы работы с данными таблицами, а также достиг высокой скорости выполнения заданий первого уровня, ему предлагают задачи второго уровня.
- Второй уровень — таблицы 5 х 5. Этот вариант таблицы Шульте уже является методикой для взрослых. Здесь идут стандартные таблицы, состоящие из 25 клеточек с числами или буквами. Данные таблицы более популярны, доступны и предназначены для всех, поэтому с легкостью можно найти онлайн-тренажеры для тренировок развития внимательности, скорости мышления и навыков скорочтения.
- Третий уровень — таблицы 6 х 6 и 7 х 7. Вариант предназначен для профи. Здесь, помимо таблицы одноцветных чисел, могут быть задействованы разноцветные матрицы, например методика с черно-красными таблицами Шульте — Горбова. Данный уровень полезен тем, кому необходима повышенная концентрация внимания и быстрая реактивность.
Как работать с таблицами Шульте
Если ваша цель — развитие скорочтения, быстрое переключение внимания, то методика с таблицами Шульте — это отличный вариант. Но важно знать, что лучше читать не только быстро, но и беззвучно, ведь речевой момент может замедлить чтение.
Есть несколько хитростей, чтобы быстрее справиться с упражнениями из методики. Первое — фиксация взгляда на центре таблицы, так вы ее будете видеть полностью. Второе — расположение таблицы от себя на расстоянии 30-50 см (обычное расстояние ваших глаз до книги или монитора), чтобы ваши глаза совершали меньше движений и не тратили лишнее время при поиске нужных символов.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Таким образом, основной задачей методики поиска чисел в таблице Шульте является тренировка зрительных навыков. И для этого необходимо научиться проговаривать символы мысленно, а не вслух; и не перескакивать, а медленно «плыть» взглядом с одного звена таблицы на другое. Самое важное: чтобы быстрее находить правильно все числа и буквы, нужно больше тренироваться.
На самом деле, кажется, что все просто. Но первое время артикуляцию удержать будет трудно.
Для этого психологи предлагают выполнить ряд упражнений.
Попробуйте проговаривать про себя не тот текст, который вы читаете (например, сочетания звуков, какие-нибудь слова, скороговорки, цифры). Но при этом важно, чтобы вы понимали смысл того, что вы читаете.
Когда у вас получилось выполнить предыдущее упражнение, можно перейти к следующему. Прикладывайте палец к губам, когда читаете, и контролируйте губы и язык, чтобы они не двигались. Вместо пальца у губ вы можете зажать в зубах какой-нибудь предмет, например ручку. Пытайтесь, медленно ускоряясь, скользить по тексту взглядом.
Также вы можете включить музыку и отстукивать ее ритм, при этом читая книгу.
А еще вы можете попробовать вести пальцем по строке текста и читать, поспевая за ним.
В двух последних упражнениях у вас не останется времени и возможности проговаривать текст вслух.
Оценка результатов
В методике с таблицами Шульте целью является определение устойчивости внимания и увеличение скорости чтения. А оценка достижений будет определяться временем выполнения задания и количеством совершенных ошибок. Иначе говоря, чем быстрее и точнее испытуемый выполняет упражнение, тем лучше и выше его результат. И это будет демонстрировать успешность прохождения эксперимента.
Психологами была разработана формула методики с таблицами Шульте для интерпретации полученных результатов.
ЭР = (T1+…+Tn)/n, в которой:
ЭР обозначает продуктивность выполнения в секундах; T1-Tn — это время выполнения заданий отдельных таблиц; а n — общее количество таблиц в эксперименте.
Также важно установить вовлеченность респондента в эксперимент. Она оценивается с помощью следующей формулы:
Вр = T1/ЭР, где
Вр — уровень вовлеченности; Т1 — время выполнения конкретного теста; ЭР — эффективность выполнения задания.
Чаще всего этот показатель меньше единицы. Но бывает, что значения ЭР больше. Это может говорить о рассеянности респондента.
Существуют критерии оценивания результатов для детей.
Так, например, для дошкольников (6 лет) выявлены следующие критерии:
- До 1 минуты — это восхитительный результат и оценка 5.
- До 70 секунд — неплохой результат и оценка 4.
- До 80 секунд — нормальный результат и оценка 3.
А так как у младших школьников (7-11 лет) сложность заданий возрастает, но в то же время их знания выше, чем у дошкольников, у них другие критерии оценки результатов:
- До 55 секунд — превосходный результат и оценка 5.
- До 65 секунд — хороший результат и оценка 4.
Таким образом, чтобы 8-летнему ребенку получить оценку 5, ему необходимо выполнить задание за 50 секунд. А в 9 лет время сокращается уже до 46 секунд, в 10 лет — до 30.
Заметим, что при проведении занятий по методике с таблицами Шульте для младших школьников важно менять таблицы с заданиями, так как ребята могут запомнить последовательность расположения чисел. А также сначала детям нужно предлагать задания легкого, или первого, уровня. И только после освоения начального уровня переходить ко второму и третьему.
Самым трудным уровнем считаются красно-черные таблицы размером 10 х 10.
Часто задаваемые вопросы о методике таблиц Шульте
Полезна ли методика Шульте? Есть ли какой-то вред от нее?
Согласно мнению консультанта по быстрому чтению Екатерины Бузань, методика Шульте увеличивает поле зрения, совершенствует концентрацию внимания, развивает навыки скорочтения, активизирует визуальное мышление. Помимо этого, работа с таблицами помогает научиться подавлять озвучивание текста вслух, но это может оказаться не всегда полезно. В том случае, если вам нужно быстро прочитать большой объем текста, понять его и выделить главное, то чтение без проговаривания — отличный вариант. Но если вы хотите полностью понять авторский стиль художественной литературы и прожить чувства героев, то чтение без артикуляции будет во вред.
С какой периодичностью нужно заниматься по методике Шульте?
Чтобы был эффект от работы, нужно заниматься систематически, желательно несколько раз в неделю, уделяя при этом 20-30 минут своего времени. За одну тренировку достаточно просматривать 10 таблиц. Если у вас устали глаза, то тренировку необходимо отложить на другой день. Если вы думаете, что все же справитесь, несмотря на утомленные глаза, то отдохните минут 20 и попробуйте снова. В течение перерыва не смотрите телевизор, ничего не читайте и отложите в сторону телефон, так как ваша задача — полностью отключиться от умственной работы. Оптимальное общее время для тренировок — это две-три недели.
Как привлечь детей к занятию по таблицам Шульте?
Есть несколько способов повышения интереса у детей к процессу обучения: Печать таблиц Шульте в цветных вариантах, возможность раскрашивания черно-белых клеток, варьирование сложности заданий. Организация соревнований между детьми с целью улучшения результативности. Использование лазерных указок для увлекательности процесса обучения. Создание дневника прогресса с целью отслеживания достижений. Сарафанное радио: распространение информации о тренировках с таблицами Шульте другим родителям. Составление рейтингов и сравнение результатов с другими детьми. Самый важный совет — создайте стимул, чтобы детям было заниматься интересно, весело и вдохновляюще!
Какие еще есть упражнения для развития скорочтения, помимо техники Шульте?
Обогатить и разнообразить процесс обучения, помимо таблицы Шульте, можно такими методиками: Описание по памяти персонажей из произведений, а также обсуждение иных вопросов. Проговаривание скороговорок. Использование таблиц с согласными буквами. Чтение по ролям. Запоминание стихов наизусть. Упражнение «буксир», в котором взрослый направляет пальцем по строчке, а ребенок читает вслух. Обучение — это сложный этап и для ребенка, и для родителя. Но важно научить ребенка самостоятельности и ответственности, а значит, нужно помочь ему учиться и получать удовольствие от этого процесса. Техника Шульте способствует развитию концентрации внимания, психической устойчивости, что помогает в коррекции стратегий развития мышления и памяти, а также в обучении различным методикам быстрого чтения.