Зачем это нужно? Развитие креативного мышления помогает находить оригинальные решения повседневных задач и преодолевать творческие кризисы. Это, в свою очередь, улучшит профессиональные показатели и сделает жизнь проще.
Каждый может это сделать? Творческий потенциал заложен в каждом человеке, но часто остается нераскрытым из-за отсутствия правильной методики развития и систематического подхода к тренировке креативных способностей.
Особенности работы креативного мышления
Креативное мышление — это свобода от шаблонов, свойство, помогающее находить новые пути и способы разрешить сложную или опасную ситуацию. Формирование и развитие креативного мышления — тема актуальнейших научных исследований. Если ум обычного человека видит только один общепринятый стандартный выход, то человек, способный к развитию творческого креативного мышления, предложит сразу несколько, притом неожиданных.

Принято считать, что человек более склонен либо к рациональному, либо к интуитивному восприятию мира. Развитие креативного мышления является результатом объединения этих двух составляющих. Люди, мыслящие свободно и нестандартно, используют одновременно и творческое воображение и безупречную логику. Перечислим особенности такого высокопродуктивного типа мышления:
- способность понять суть и сформулировать проблему;
- умение находить разные пути ее решения;
- способность вырабатывать оригинальные, неожиданные, но верные варианты действий;
- умение видеть неочевидные связи, развивать и обогащать идею;
- способность к объективной оценке, умение отбрасывать слабые варианты, оставляя лучшие.
Психологи относят такой тип мышления к разветвленному или дивергентному. Это так и есть, поскольку идеи возникают непредсказуемо, ассоциативно. С другой стороны, психология считает, что развитие навыков креативного мышления возможно и желательно, и в процессе обучения его можно представить направленным, линейным. При этом действия для выработки креативной идеи будут следующими:
- Сформулировать задачу для решения. Раскрыть суть проблемы, конкретизировать опасность. Таким образом задается четкое направление, в котором должна двигаться мысль.
- Собрать всю относящуюся к делу фактуру, изучить подробно «материальную часть», контекст — это подготовка базы для генерации идей.
- Пройти этап инкубации. Исследователь Барбара Оакли выяснила, что решение рождается в результате двух разных подходов: использования сфокусированного и рассеянного мышления. Можно заставить мозг выдать идею, сконцентрировав все мысли на проблеме. А можно «отпустить ситуацию» и заняться повседневными делами. Поразительно, но мозг в этот момент вовсе не отдыхает, а продолжает искать решение. Это явление психологи назвали этапом инкубации.
- Почувствовать озарение, инсайт, когда идея «вдруг», «сама по себе» приходит в голову. Это может случиться в любое время, даже на этапе формулирования задачи. Потому что правильная линейность не свойственна мышлению, это понятие используется лишь в прикладных целях.
Рожденная идея нуждается в оценке и «шлифовке». Ее рассматривают со всех сторон, решая, насколько она правильна и выгодна. После полного одобрения идею внедряют в жизнь.
Оценка уровня креативного мышления
Согласитесь, что вы предпочли бы обладать таким удивительным свойством, как креативное мышление. Кому хочется постоянно наступать на одни и те же грабли? На самом деле такое мышление от природы свойственно человеку, единственному из всех млекопитающих. Вот почему мы все мыслим по-разному и плохо понимаем друг друга. Другое дело, что уровень развития креативного мышления у детей и у взрослых бывает разным. Мышление является функцией коры головного мозга. Диагностика особенностей мышления лежит в области психологии/психиатрии.

Излюбленный метод психологов — использование анкет и тестов. Это и вправду быстро и продуктивно. В случае явных отклонений можно определить их типологию. Для примера вспомним известный тест креативности Торренса. Это комплексный тест, собранный из дюжины отдельных заданий, объединенных по видам: звуковые, вербальные, изобразительные. Такая структура дает возможность изучения всех разновидностей креативного мышления.
Не менее популярна и полезна анкета из 75 вопросов, которую создал Джером Брунер. В ней допускаются только ответы «да» или «нет». Есть полная и упрощенная версия анкеты. Для оценки результатов автор разработал ключ. Пользуется популярностью простой четырехминутный тест от Гарварда, который наглядно демонстрирует разницу в развитии креативного мышления подростков и других категорий испытуемых, возможности их разветвленного мышления. Участников просят назвать десяток понятий, терминов, которые ни в чем не пересекаются между собой, относятся к совершенно разным областям. Результаты просчитываются посредством специального алгоритма.
Когда речь идет не о выявлении способностей, а о диагностике патологии, такое тестирование не используется. Вместо этого назначается сеанс у психолога/психиатра, который применяет более сложные профессиональные методы, подробно описывающие тип мышления пациента.
На самом деле, наука пока не располагает точными безошибочными методами и инструментами, которые определяют уровень развития креативного мышления у дошкольника, школьника, не говоря уже о взрослом человеке. Тесты, которые мы привели, дают лишь общие результаты, основанные на косвенных данных.
Развитие креативного мышления у взрослых
Часть людей от рождения имеют независимый, оригинальный склад ума. Они ценят все необычное, новое, творческое. У остальных это тоже есть, но они не прислушиваются к своему внутреннему голосу, предпочитая безопасный шаблонный подход. Развить в себе творческие способности можно, если этому специально учиться. Рассмотрим методы обучения, которые предлагает современная психология.

- Нарративный метод
Простое интересное упражнение на развитие креативного мышления — сочинение коротких повествований, сюжетов. Хорошо стимулирует воображение. Ваши мысли и идеи также можно излагать подобно этим законченным смысловым историям.
- Ассоциативное мышление
Задачи на развитие креативного мышления: искать точки пересечения разных явлений и идей, максимально далеких друг от друга. Поиск таких ассоциаций приводит к появлению оригинальных мыслей. Вы поймете, что у вас достаточно знаний, чтобы эти идеи генерировать.
- Дивергентное мышление
Задание на развитие креативного мышления: возьмите одну проблему, изучите все ее аспекты и придумайте как можно больше вариантов ее решения. Это очень увлекательно, развивает разветвленный тип мышления, заставляет смелее преодолевать внутренние ограничения.
- Игра в перевоплощения
Игра на развитие креативного мышления, дающая быстрый результат. Попробуйте перевоплотиться в персонажей, находящихся на разных ступенях социальной и профессиональной иерархии, и решите проблему, исходя из их понятий и интересов. Дает мощный стимул воображению, пробуждает творческие задатки, порождает эмпатию. Применяйте другие стимулы: участвуйте в дискуссиях, запишитесь на курсы риторики, актерского мастерства.
Похожие задания мы выполняем с детства: работа школьных педагогов состоит в развитии креативного мышления на уроках. Но в дальнейшем мы теряем связь тех навыков с вызовами «взрослой» жизни. Поэтому многим приходится учиться заново. Продолжим список приемов и методов.
- Ведение записей
Хороший инструмент для развития креативного мышления — книга скетчей, специальная тетрадь с ежедневными остроумными творческими заданиями. Такие сейчас продаются в книжных магазинах. Купите, выполняйте аккуратно, ничего не пропуская. Задания могут быть такими:
- заполните таблицу «На что я сегодня потратил день»;
- найдите себя среди нарисованных персонажей;
- перечеркните окошки, где есть описание ваших недостатков/достоинств;
- нарисуйте ваш любимый музыкальный хит;
- запишите речь, которую произнесет какой-либо из нарисованных персонажей.
Небольшое задание на развитие креативного мышления обучающихся взрослых:
Напишите три любых слова, не задумываясь. Разделите лист бумаги горизонтально на три части. В каждом прямоугольнике нарисуйте крупно какую-нибудь фигуру, например, букву. Разрисуйте каждую фигуру символами, рисунками, знаками, которые ассоциируются с каждым из трех придуманных вами слов.
- Задачи-головоломки
В интернете полно таких заданий, выполнять которые не только интересно, но и полезно для развития креативного мышления. Это логические ребусы, требующие внимания и фантазии. Постарайтесь не заглядывать в ответ. Пример:
Денни решил постричься. В городке работали две мужских парикмахерских. Он зашел в ближайшую, где в глаза бросился беспорядок, плохо подметенный пол и старое неудобное кресло. Волосы мастера были подстрижены вкривь и вкось. Дэнни отправился в другой салон и увидел ухоженного мастера с отличной стрижкой. Свое заведение он содержал в идеальной чистоте. Однако Денни ушел, чтобы постричься в первой. Почему?
Ответ: отличная стрижка второго мастера была явно сделана первым!
Хотите разобраться в себе, повысить личную эффективность и научиться принимать решения без страха и сомнений?
Бесплатный курс «5 шагов, как от страха и сомнений перейти к действиям» от Академии 5 Prism поможет развить навыки будущего, которые пригодятся в работе, бизнесе и жизни.
Что вы получите:
- 5 коротких уроков от коучей международного уровня MCC ICF;
- практические техники для управления эмоциями, стрессом и внутренним состоянием;
- подход к целям, который возвращает энергию и мотивацию;
- понимание, как применять коучинговое мышление для роста и устойчивости.
Этот курс подойдет тем, кто хочет понять себя, наладить внутренний баланс и начать действовать осознанно, а также специалистам, которые работают с людьми: HR, руководителям, коучам, психологам, предпринимателям.
Пройдите бесплатный курс и узнайте, как навыки осознанности и коучингового мышления помогают добиваться целей без выгорания и сомнений.
- Метафорические карты
Картинки, которые на них изображены, часто используются психологом, учителем для развития креативного мышления в школе. Они подсказывают ответ на заданный вопрос. По ассоциации вы выбираете соответствующую карту. Можно взять карты Таро, но некоторые предпочитают использовать именно метафорические карты, выполненные художниками.
Пытаясь соединить символы с происходящими событиями, вы ищете небанальные ответы на вопросы.
Пример. Возьмите наугад четыре карты и спросите: «В чем моя самая сильная сторона?» Истолкуйте символы. На первой карте — мнение других людей о вас. На второй — ваше мнение о себе самом. На третьей — то, что вы скрываете ото всех. На четвертой — ваши преимущества, которые пока не видны никому.
Развитие креативного мышления у детей
Развитие креативного мышления у дошкольников происходит в результате:
- игры в шахматы;
- рисования, лепки из глины и пластилина;
- разгадки головоломок;
- сборки конструкторов, пазлов.

Упражнение «Что? Как? Откуда? Почему?»
Глядя на незнакомый предмет, ребенок должен угадать:
- для чего он предназначен;
- где используется;
- как он работает.
Если вы работаете с группой, каждый ребенок должен придумать свою версию. Такая мыслительная работа стимулирует реакцию, развивает здравый смысл.
Упражнение «Ассоциации»
Дети называют любой предмет, который видят или просто знают. Затем придумывают для него неожиданные характеристики, сравнения.
Это тренировка внимания, а также повод посмотреть на привычные вещи новым взглядом. Таким приемом пользуются писатели, обладающие тонкой наблюдательностью и рисующие необычные образы, чем славился русско-американский писатель Владимир Набоков. Многие помнят его «фиолетовую» слякоть Петербурга, «ржавый» цвет волос, «бледные» улицы. Изучайте творчество креативных писателей, живописцев — вы поневоле измените свое банальное восприятие мира.
Упражнение «Пара слов»
Откройте наугад страницу любой книги, ткните пальцем и выпишите слово, в которое попали. Повторите то же с другой книгой. Итак, у вас пара слов. Допустим, одно из поэмы Пушкина, другое — из поваренной книги.
Для развития творческого мышления у школьника ему следует придумать ситуацию, где оба слова будут связаны смыслом и логикой. Например: «В детстве Татьяна очень любила помогать кухарке шинковать капусту».
Лучше, если попадается пара необычных слов, никак не связанных между собой. Из этого получаются забавные и оригинальные истории. Упражнение интересное и веселое, дети делают его увлеченно, фантазия и логика работают вовсю.
Креативное мышление — свойство человеческого интеллекта видеть новое в привычном, искать оригинальные эффективные способы обходить старые проблемы. Такое творческое начало двигает прогресс во всех областях жизни и деятельности человека. Креативное мышление можно и нужно развивать на пользу себе и на благо людям.
Часто задаваемые вопросы о развитии креативного мышления
Какие книги учат развитию креативности?
На эту тему написано огромное число научных работ и популярных книг. Для первого знакомства с этой темой полезно будет найти бестселлеры: «Гениально!» Эдварда де Боно, «Рисовый штурм» Майкла Микалко, «Как развить креативность за семь дней» Льюиса Гарета.
В чем разница между творческим и креативным мышлением?
Среди специалистов нет полного согласия в этом вопросе. Значительная часть теоретиков считает эти понятия синонимичными. Но некоторые психологи находят ряд нюансов, которые отрицают их идентичность. Творчество, объясняют они, это процесс создания новых артефактов, предметов, объектов. А креативность — это особенность восприятия, продукт деятельности мозга, сознания. Креативность — это предпосылка, необходимое условие для творчества. Такая трактовка выглядит убедительно.
Можно ли развить креативное мышление у подростка?
Сегодня для этого возникли необыкновенно благоприятные условия. Развитие интернета, искусственного интеллекта способствуют появлению новых видов творчества, требующих настоящего креативного мышления. В новой реальности люди учатся соединять разнородные понятия и предметы: роботов и чувства, машины и красоту природы, современную суперобувь и декоративность.
