- Структура головного мозга
- Правое полушарие
- Левое полушарие
- Разделение мозга по долям
- 8 причин развивать мозг
- В процессе тренировки мозга личность учится учиться
- Формируется когнитивный резерв
- Повышается нейропластичность мозга
- Расширяется спектр возможностей познания мира
- Развитие креативного мышления
- Умение фокусироваться и повышать эффективность работы
- Улучшение работы мозга после тренировок
- Повышение скорости запоминания
- Упражнения для синхронизации полушарий и стимуляции мозговой деятельности
- Одновременное выполнение движений правой и левой рукой
- Рисование различных геометрических фигур
- Тренировки с таблицей Шульте
- Хождение задом наперед
- Комплекс упражнений для развития мозга
- Комплекс упражнений для развития памяти
- Чем заниматься для поддержания здоровья мозга
- Продукты для развития памяти и мозга
- Часто задаваемые вопросы о развитии мозга
- В чем польза новых навыков для здоровья мозга?
- Какие книги стоит почитать, чтобы расширить знания, касающиеся центрального отдела нервной системы?
- Как лучше организовать тренировки, направленные на развитие центрального отдела нервной системы?
Как развить мозг? С помощью новых знаний и полезных привычек. Книги и кроссворды — классика, которая всегда выручает. Иностранный язык или шахматы — для более серьезного результата. Изучите новые маршруты на работу или пользуйтесь недоминантной рукой в быту — ваш мозг не должен застаиваться, удивляйте его.
Зачем это надо? Очень важно сохранить ясный ум и когнитивные способности до старости, помнить мельчайшие детали своей жизни и не ощущать себя как в тумане, пытаясь вспомнить имена и события. Чтобы не быть беспомощными, а жить полноценно, и нужно развивать мозг.
Структура головного мозга
Мозг — наиболее сложный и интересный орган человека, все тайны которого ученые до сих пор не разгадали. Пройдет еще не одно десятилетие, а то и столетие, прежде чем они смогут развенчать множество мифов и с уверенностью заявить, что знают о нем все.
Мозг человека выполняет огромное количество функций. Он отвечает за:
- обработку сенсорной информации;
- внимание;
- память;
- планирование;
- координацию движений;
- положительные и отрицательные эмоции;
- мышление.
Мышление — высшая функция, за которую отвечает мозг человека.
Условно функции мозга классифицируют в соответствии с двумя принципами:
- В зависимости от задействованного полушария (латерализация).
Мозг человека действительно физически разделен на две половины — полушария. Они схожи внешне и активно взаимодействуют друг с другом, но при этом в зоне их ответственности находятся разные функции и процессы. Широко распространенная на сегодняшний день теория о большом творческом потенциале людей с более развитым правым полушарием не вполне соответствует действительности, хотя и имеет под собой достаточно четкие обоснования.
- В зависимости от задействованных зон (долей, отделов) мозга, каждая из которых отвечает за конкретные функции.
Правое полушарие
Правое полушарие мозга позволяет метафорически переместиться из одной точки в любую другую.
Правое полушарие отвечает за:
- Пространственную ориентацию, т. е. именно оно помогает ориентироваться в пространстве, понимать свое местонахождение в нем, оценивать расстояние до объектов и т. п.
- Обработку невербальной информации, т. е. образов и символов, их дальнейшее использование в собственных целях.
- Метафоры, т. е. за понимание иносказательных выражений. Причем при неправильной работе правого полушария человек может испытывать существенные сложности с пониманием слов в переносном значении.
- Музыкальность. Несмотря на то что за эту функцию отвечают оба полушария, правое задействовано в большей степени, поскольку музыка взаимосвязана с поэтическим воображением и способностью сочинять.
- Эмоции. Правое полушарие ответственно за них в большей степени, хотя эта функция свойственна обеим частям мозга.
- Воображение. В основе любой фантазии лежит предположение «а что, если …», запускающее работу правого полушария на максимум, требующее активации всех имеющихся навыков. Хорошо развитое воображение свойственно художникам, музыкантам, поэтам, писателям и другим людям творческих профессий.
- Мечты. За них отвечает правое полушарие, в то время как левое помогает выстроить последовательность событий, которые приведут к воплощению стремления в реальность.
- Контроль движений левой половины тела, т. е. правое полушарие мозга отвечает за движения левых ноги или руки, поэтому амбидекстры часто встречаются среди людей, занимающихся саморазвитием, задействующих при этом обе руки одновременно.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
Левое полушарие
Левое полушарие головного мозга отвечает за логическое, критическое и научное мышление, а также за языковые способности (речь, письмо, чтение), память (запоминание дат, фактов, имен), попадание из пункта А в пункт Б.
Перечислим ниже, какие еще функции выполняет левое полушарие головного мозга:
- именно оно ответственно за наличие математических способностей, логику, анализ, сбор статистических данных, умение решать математические задачи;
- от его работы зависят аналитические способности, умение анализировать факты, делать логические выводы, составлять верные и неверные умозаключения;
- левое полушарие отвечает за буквальное понимание слов;
- это же полушарие контролирует движения правой половины тела, именно оно включается в работу, когда человек поднимает правые руку или ногу;
- от него зависит умение последовательно и поэтапно обрабатывать информацию, при пропуске одного из этапов принятое решение будет неверным.
Хорошо развитые полушария — признак гармонично сформированной личности, умеющей не только мечтать, но и критически мыслить.
Разделение мозга по долям
В основе следующей классификации лежит разделение мозга на доли: затылочную, теменную, височную и лобную.
- Затылочная доля.
В зоне ее ответственности — обработка зрительной информации. Следует отметить, что формирование картинки происходит именно в затылочной доле через поступающий в нее от глаза электрический импульс.
Снижение остроты зрения вызвано заболеваниями глаза, в то время как проблемы с восприятием цвета, формы и движения вызваны неполадками в работе затылочной доли. Ухудшение зрения не будет приговором для художника, если соответствующая часть мозга у него правильно функционирует.
"Делай как коуч"
- Теменная доля.
Этот отдел мозга состоит из доминирующей и недоминирущей сторон. От первой зависит умение человека соединять отдельные части в единое целое. К примеру, от работы этого участка мозга зависит умение читать, т. е. складывать буквы в слова, слова во фразы, фразы в предложения. Аналогичным образом обстоят дела с цифрами. Выполнение связанных движений в правильной последовательности также зависит от доминирующей стороны теменной доли мозга.
Недоминирующая сторона отвечает за трехмерное восприятие окружающего мира. При нарушениях в ее работе индивид перестает распознавать лица близких людей, привычные предметы и т. п.
Теменная доля также влияет на восприятие человеком холода, тепла и боли.
- Височная доля.
Зона ее ответственности охватывает слуховое восприятие, речевую функцию. При сбоях в работе этого отдела мозга у человека возникают проблемы с речью. Этот же участок помогает улавливать оттенки настроения в голосе и выражении лица собеседника.
В височной доле расположен гиппокамп, отвечающий за долговременную память, т. е. за воспоминания человека.
- Лобная доля.
До того, как расскажем, как развить лобные доли мозга, определимся, за какие качества человека она отвечает. В зоне ее ответственности:
- инициативность;
- самостоятельность;
- критическое мышление.
Нарушение в функционировании лобных долей головного мозга приводит к апатичности и потере интереса к происходящему. Не стоит путать сбои в работе этого участка с обычной ленью.
В зоне ответственности лобной доли также находятся контроль и управление поведением. Благодаря ее работе человек, находясь в обществе, не совершает асоциальные поступки.
Также от функционирования этого сектора зависят умение планировать и осваивать навыки. Внедрение в повседневную жизнь тайм-менеджмента помогает в развитии этой части мозга. Кроме того, неоднократное повторение какого-либо действия переводит его сначала в разряд автоматических, а затем и в категорию привычки или навыка.
8 причин развивать мозг
Если человек задумался над тем, как развивать мозг, ему следует знать, что такое формирование происходит на протяжении всей его жизни. Но для этого необходимы мыслительные процессы и обработка информации, поступающей извне. К примеру, индивид может осваивать новые навыки в результате чтения книг, просмотра фильмов или созерцания предметов искусства.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Именно поэтому люди, в течение всей жизни уделяющие много времени и внимания умственному труду, сохраняют трезвый рассудок до глубокой старости. В то время как когнитивные способности личностей, не заинтересованных в том, как развивать полушария мозга, с возрастом ухудшаются.
Стимулируя работу центрального отдела нервной системы, человек не только повышает жизненный резерв, но и получает определенные бонусы. Ниже расскажем о том, какие именно.
В процессе тренировки мозга личность учится учиться
Так, тренируя память, человек осваивает техники, в основе которых лежат особые механизмы. К ним относятся мнемотехники, различные способы визуализации и т. п.
Благодаря механизмам запоминания индивид учится правильно усваивать информацию и перемещать ее в долгосрочную память, откуда ее можно извлечь в подходящее время.
В процессе тренировки центрального отдела нервной системы используют различные дисциплины, сами по себе позволяющие осваивать новое, к примеру, изучение иностранных языков. Тем, кто думает, как развивать мозг и память, следует знать, что намного полезнее выучить на среднем уровне несколько языков, чем хорошо, но один. Это связано с тем, что, изучая новые слова, приходится осваивать с нуля множество правил, включая правила произношения, построения предложений, словарный запас и т. п.
Людям, заинтересованным в том, как лучше развивать мозг, можно рекомендовать занятия скорочтением, которые позволяют не только быстро читать, но и быстрее усваивать и запоминать прочитанную информацию. К тому же навык быстрого чтения расширяет возможности для обучения, поскольку дает возможность прочитать больший объем за меньшее время.
Также помогает развить мозг ментальная арифметика, которая подходит не только детям, но и взрослым.
Формируется когнитивный резерв
Когнитивный резерв — это способность мозга восстанавливать свои функции, нарушенные в результате болезни, травм или возраста. Объяснить, как это происходит, можно с позиции биологии.
В процессе тренировки центрального отдела нервной системы образуются новые нейронные связи, т. е. формируется запас нейронов. Но они могут быть разрушены до прохождения порога, за которым следуют неврологические повреждения.
В этом случае мозг можно сравнить с мышцами: если его не тренировать, он начнет утрачивать свою функциональность, т. е. либо развивается, либо деградирует, иных вариантов нет.
Повышается нейропластичность мозга
Нейропластичность — это свойство центрального отдела нервной системы, которое позволяет нейронам и нейронным связям изменяться под влиянием нового опыта, а также восстанавливаться и формировать другие связи, нарушенные в результате повреждений.
Тем, кто думает, как развить мозг человека, следует знать, что для тренировки нейропластичности подойдут даже такие действия, как прослушивание новой музыки или дегустация неизвестных блюд. Ведь эта функция развивается под воздействием неизведанных эмоций.
Расширяется спектр возможностей познания мира
В зависимости от способа восприятия информации все люди делятся на четыре типа:
- визуалы — личности, воспринимающие информацию через зрительные образы, глазами; они легче усваивают необходимые данные, читая книги, изучая схемы, рассматривая иллюстрации;
- аудиалы — воспринимают данные на слух, им легче усвоить новое, прослушав аудиокнигу, чем просмотрев видео;
- кинестетики — получают максимум информации посредством тактильных ощущений, запахов и т. п., такие индивиды чаще других находятся в постоянном движении;
- дигиталы — нуждаются в логически выстроенной, структурированной информации, большинство людей этого типа склонны к развитию в среде точных наук.
Тем, кто не знает, как развивать оба полушария мозга, стоит понять, что наиболее эффективной будет тренировка, в которой задействуются недоминирующие каналы восприятия информации. Причем польза от этого не только для мозга, но и для обычной жизни. Связано это с тем, что таким образом человек расширяет свои возможности в познании мира и, следовательно, повышает собственную эффективность. Ведь на сегодняшний день информационные данные подаются в самых разных форматах: от аудиокниг до видеоуроков.
Развитие креативного мышления
В первую очередь при разгадывании ребусов или решении задач (особенно на скорость) человек ищет нестандартные подходы к их решению, которые и лежат в основе креативности.
Кроме того, множество техник, направленных на тренировку памяти, основаны на выстраивании подробных и ярких визуализаций и образов, т. е. механизмов, практически не задействованных в обычной жизни.
Умение фокусироваться и повышать эффективность работы
Понимая, как работает внимание, и ежедневно тренируя его, человек учится фокусироваться, повышает эффективность своей работы, сокращает время, необходимое для решения тех или иных задач, высвобождая его для отдыха или приятного времяпрепровождения.
Это умение приобретает особую актуальность для фрилансеров и тех, кто работает удаленно.
Негативная сторона социальных сетей заключается в том, что у людей сформировалось так называемое клиповое мышление, при котором информация воспринимается лишь небольшими блоками, без погружения в суть. Это затрудняет удержание внимания и восприятие большого объема информации.
Впрочем, клиповое мышление не приговор, исправить ситуацию можно с помощью тренировок.
Улучшение работы мозга после тренировок
Если уделять с утра время упражнениям для тренировки мозга, то продуктивность его работы увеличится, он будет быстрее усваивать и анализировать информацию в течение дня.
Тем, кто думает, как развить правое и левое полушария мозга, следует уделять внимание эффективной разминке перед проведением важных встреч, совещаний, переговоров решением сложных задач и т. п.
Повышение скорости запоминания
Когда человек развивает память, он одновременно с этим повышает скорость запоминания, а также уверенность в своих силах. Ведь при необходимости он сможет выступить перед аудиторией, не читая шпаргалку, или легко запомнить необходимую информацию.
Упражнения для синхронизации полушарий и стимуляции мозговой деятельности
Одновременное выполнение движений правой и левой рукой
Приведем пример упражнения для взрослых, которые думают, как развивать мозг. На одной руке надо поднять большой палец, а на другой — большой палец опустить, а мизинец поднять. Либо выпрямить указательный и средний пальцы на одной руке, а на другой — соединить подушечки указательного и большого пальцев, образуя круг. Смысл заключается в том, чтобы показывать эти жесты правой и левой руками, меняя руки с возрастающим темпом.
Также Развивает взаимодействие между двумя полушариями упражнения, в котором человек одной рукой гладит себя по голове, а другой — похлопывает по животу. Польза подобных упражнений состоит еще и в повышении умственной работоспособности и снятии эмоционального напряжения.
Рисование различных геометрических фигур
Этот тренажер для тех, кто думает, как развить мозг, заключается в следующем: в каждую руку необходимо взять карандаш, а затем рисовать, например, правой рукой — треугольник, а левой — квадрат. Затем можно переходить к написанию букв. После этого можно усложнить задачу — одновременно написать разными руками различные слова. Подобное упражнение развивает внимательность, собранность, усидчивость и память.
Тренировки с таблицей Шульте
Числовая таблица Шульте была разработана в 60-х годах прошлого столетия немецким психотерапевтом с одноименной фамилией и использовалась для исследования внимания пациентов. В дальнейшем такие «тренажеры» стали применяться теми, кто заинтересован в том, чтобы развивать нейронные связи мозга, поскольку тренировки с числами повышают мозговую деятельность и навык скорочтения.
Работа с таблицами строится следующим образом:
- необходимо засечь время начала тренировки;
- сконцентрироваться на числе 19, расположенном в центре таблицы;
- с помощью бокового зрения найти числа по убыванию от 19 до 1;
- в течение всего времени выполнения упражнения стараться удерживать взгляд на центральной ячейке с числом 19.
Скорее всего, сначала будет сложно, тренировка будет отнимать много времени, поскольку периферическое зрение у большинства людей недостаточно развито. Однако ежедневные занятия с различными таблицами не заставят ждать результата, динамика будет заметна уже через неделю.
Таблица Шульте считается наиболее эффективным тренажером для развития периферического зрения, внимания и памяти. Тем, кто думает, как развить мозг, следует знать, что, освоив эту технику, в дальнейшем можно будет с легкостью находить в тексте нужную информацию, кроме того, она повышает психическую устойчивость к внешним факторам.
Хождение задом наперед
Такое упражнение можно порекомендовать тем, кто думает, как развивать мозг и творческое мышление. Кроме того, пройдя обычный маршрут по квартире (например, из ванной в спальню) задом наперед, человек стимулирует память. Это обусловлено тем, что он не видит предметы и мебель, но помнит, где они расположены, соответственно, представляет себе интерьер помещений. Подобная тренировка помогает мозгу искать нестандартные решения, повышает креативность, улучшает координацию движений.
Комплекс упражнений для развития мозга
Ниже приведен комплекс упражнений для тех, кто думает, как развивать мозг, разработанный на базе образовательной кинезиологии американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон:
- Кнопки мозга.
Упражнение для запуска мозга и подготовки к работе.
Исходное положение: стоя с прямой спиной. Одной рукой массировать углубления между первым и вторым ребрами слева и справа под ключицами. Другую руку при этом положить на пупок, сосредоточившись на центре тяжести.
- Крюки.
Исходное положение может быть любым (стоя, сидя или лежа) со скрещенными лодыжками ног. Вытянуть вперед руки ладонями к себе со сцепленными в замок пальцами. Руки расположить на уровне груди, локти направить вниз. Занять исходное положение. Сделать 8–10 повторов.
- Колено — локоть.
Исходное положение: стоя. Поднять согнутую в колене левую ногу. Дотронуться до колена локтем правой руки. Поменять руку и ногу (локтем левой руки дотронуться до колена правой ноги). Повторить упражнение 8–10 раз.
- Слон.
Исходное положение: стоя со слегка согнутыми в коленях ногами. Наклонить голову к правому плечу. Правую руку вытянуть вперед, нарисовать горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки. Глазами при этом необходимо следить за движением пальцев. Повторить упражнение 3–5 раз, после чего поменять руки, сделать 3–5 повторов.
- Зеркальное рисование.
Взять в каждую руку ручку (фломастер, карандаш), одновременно обеими руками рисовать зеркально-симметрично цифры, буквы и т. п.
Еще несколько упражнений, которые помогут максимально включить мозг в работу:
- Кулак — ладонь. Вытянуть вперед обе руки, пальцы левой сжать в кулак, пальцы правой — выпрямить. Последовательно менять положение пальцев, постепенно наращивая темп.
- Победитель. Пальцы одной руки сложить в жест «V», пальцы другой — в жест «ОК». Последовательно менять положение пальцев, постепенно наращивая темп.
- Рожки — ножки. Пальцами одной руки показать рожки (мизинец и указательный палец), пальцами другой — ножки (указательный и средний пальцы). Последовательно менять положение пальцев, постепенно наращивая темп.
- На одной руке последовательно соединять большой палец со всеми остальными пальцами начиная с указательного. На другой руке последовательно соединять большой палец с остальными, начиная с мизинца. Упражнение выполнять обеими руками одновременно, постепенно наращивая темп.
- Пазлы. На одной руке согнуть все пальцы, кроме указательного и среднего, на другой — кроме безымянного и мизинца. Соединить их как пазлы. Последовательно менять положение пальцев, постепенно наращивая темп.
Комплекс упражнений для развития памяти
Ниже приведены занятия для тех, кто думает, как развить мозг и улучшить память:
- Карта маршрута. Упражнение заключается в том, чтобы максимально подробно нарисовать карту пути следования, например, от дома до работы.
- Алфавит. Суть заключается в том, чтобы быстро придумать как можно больше слов на каждую букву азбуки.
- Фокусник. Упражнение выполняется с помощью колоды игральных карт. Его суть состоит в том, чтобы запомнить 3–5 картинок, лежащих сверху колоды, затем перемешать и найти те, что лежали первыми.
- Под копирку. Суть заключается в том, чтобы в течение минуты внимательно рассмотреть какое-либо понравившееся изображение, а затем максимально точно нарисовать его по памяти.
- Вспомнить школьные стихи или учить любимые песни.
- Перед сном как можно подробнее вспомнить, какие люди и предметы встречались в течение дня.
- За минуту внимательно рассмотреть какой-либо предмет, а затем максимально точно описать его по памяти.
Чем заниматься для поддержания здоровья мозга
Людям, которые думают, как развивать мозг и сохранять когнитивные способности до глубокой старости, необходимо понимать, что спорт, здоровый образ жизни, специальные упражнения помогут лишь в том случае, если сделать их частью повседневной жизни. Причем чем раньше начать заниматься собой, тем лучше будут результаты.
- Регулярные занятия спортом помогают сохранить как физическое здоровье, так и когнитивные способности. В процессе умеренных тренировок нормализуется приток крови к мозгу, улучшается кровообращение, снижается вероятность развития патологий. Физические нагрузки должны быть умеренными, но регулярными.
- Здоровый сон. Во сне ресурсы организма восполняются, нервная система очищается от продуктов метаболизма. Бессонные ночи даже в краткосрочной перспективе снижают внимание и память, при регулярном недосыпе последствия для здоровья, в том числе ментального, будут более серьезными.
- Правильное питание. Рацион должен быть сбалансированным, богатым омега-3-ненасыщенными жирными кислотами, необходимыми для правильной работы клеток головного мозга, а также белками, содержащими аминокислоты, которые участвуют в выработке нейромедиаторов. В меню должны быть морская рыба, орехи и семечки, правильные масла.
- Тренировки мозга с помощью различных игр, программ и тренингов. Можно использовать и старые проверенные варианты, например, разгадывать кроссворды и судоку, играть в настольные игры, требующие логического мышления.
- Поддержание здоровья сердечно-сосудистой системы. Регулярная диспансеризация, проверка давления, уровня сахара и холестерина, отказ от вредных привычек (курения, алкоголя) помогут на долгие годы сохранить здоровье мозга.
- Поддержание социальных связей. Проводить время в кругу близких, друзей, заводить новые знакомства, общаться с единомышленниками также полезно для работы мозга, как и вести здоровый образ жизни.
Продукты для развития памяти и мозга
Людям, заинтересованным в том, как развить мозг, следует помнить о важности правильного питания. Ежедневный рацион должен состоять из белков, полезных жиров и сложных углеводов. Кроме того, стоит включить в меню следующие продукты:
- жирная рыба — богата полиненасыщенными жирными кислотами Омега-3, насыщающие клетки мозга кислородом и питательными веществами;
- горький шоколад, в котором содержится не менее 70 % какао, помогает сохранять когнитивные способности в течение долгих лет;
- яйца — в желтках содержится холин, участвующий в продуцировании нейромедиатора ацетилхолина, который улучшает память и повышает настроение;
- цельнозерновой хлеб и каши за счет присутствующего в их составе витамина В6 улучшают обмен веществ, мозговое кровообращение, дают заряд энергии;
- помидоры — содержат мелатонин, замедляющий старение клеток мозга и улучшающий состояние сосудов.
Кроме того, человек, который задумывается над тем, как развить мозг, должен поддерживать водный баланс, ежедневно пить достаточное количество чистой питьевой воды.
Часто задаваемые вопросы о развитии мозга
В чем польза новых навыков для здоровья мозга?
Те, кто думает, как развить мозг, знают, что новые навыки сохраняют ясность и остроту ума. При этом нет необходимости ежедневно решать сложные задачи на логику, достаточно начать изучать что-то новое, будь то игра на гитаре или иностранный язык. Освоение другого вида деятельности формирует новые нейронные связи, создает запас нейронов, что улучшает когнитивную функцию мозга.
Какие книги стоит почитать, чтобы расширить знания, касающиеся центрального отдела нервной системы?
Тем, кто думает, как развить мозг, можно рекомендовать следующие книги: Дик Свааб «Мы — это мозг»; Крис Фрит «Мозг и душа»; Тео Комнернолле «Мозг освобожденный»; Дэвид Рок «Мозг. Инструкция по применению».
Как лучше организовать тренировки, направленные на развитие центрального отдела нервной системы?
Главное в таких тренировках — последовательность и регулярность. Повысить эффективность работы над собой помогут новые цели и вызовы, которые не дадут мозгу расслабиться. Продолжительность занятий должна составлять минимум 15–20 минут в день, периодичность — от трех до пяти раз в неделю. Можно заниматься как разными видами активностей, так и сосредоточится на чем-то одном. Для того чтобы жить не только долго, но и полноценно, важно поддерживать здоровье и нормальную работоспособность мозга, на протяжении всей жизни заботясь о нем и тренируя его.