О чем речь? Условный и безусловный рефлексы – врожденные и приобретенные реакции организма на различные раздражители. Благодаря им человек или животное адаптируется к меняющимся условиям окружающей среды и поддерживает стабильный гомеостаз.
На что обратить внимание? Безусловные рефлексы формируются внутриутробно, передаются по наследству и подразделяются на пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные. Условные вырабатываются в течение жизни и бывают разных видов.
Что такое рефлекс
Рефлекс (от лат. reflexus – «отраженный»)– быстрая, стереотипная реакция организма на определенное воздействие внешней или внутренней среды, осуществляемая с участием нервной системы.
В биологии различают два типа рефлексов: безусловные и условные. Первые заложены природой и действуют автоматически, вторые же формируются в ходе жизненного опыта и зависят от условий среды.
Оба типа рефлексов важны для нормального функционирования живых существ и позволяют адаптироваться к изменениям окружающего мира.

Рефлекторная дуга – это схема, представляющая собой путь, по которому проходит нервный импульс при осуществлении безусловного и условного рефлекса. Она состоит из пяти основных элементов:
- Рецептор – окончания чувствительных нервных волокон, которые способны воспринимать внешние или внутренние раздражения. Под влиянием этих раздражителей в рецепторах возникает возбуждение, которое преобразуется в нервный импульс.
- Афферентный (чувствительный) нейрон, который передает сигнал от рецептора к центральной нервной системе (ЦНС).
- Участок ЦНС. Вставочный нейрон головного или спинного мозга обрабатывает сигнал, поступающий от рецепторов, и формирует соответствующую реакцию.
- Эфферентный (двигательный) нейрон – передает сигнал от ЦНС к рабочим органам (эффекторам).
- Эффектор – это орган или ткань, которая осуществляет реакцию на стимул. Чаще всего эффектором являются мышцы или железы.
Типы рефлекторных дуг:
- Моносинаптические (простые) – базовые формы рефлекторной дуги, которые включают всего два нейрона и один синапс. Такая простая схема обеспечивает чрезвычайно быстрое проведение сигнала и мгновенную реакцию организма. Например, реакция на удар по коленной чашечке.
- Полисинаптические (сложные) – включают большее число нейронов и синапсов, благодаря чему становятся возможны более сложные реакции организма. Например, сужение зрачков при попадании яркого света в глаза.
- Вегетативные (автономные) – этот тип рефлекторных дуг контролирует автоматические процессы жизнедеятельности, протекающие независимо от сознания человека, такие как дыхание и сердцебиение.
Основоположником изучения рефлекторной деятельности считается И. П. Павлов, русский ученый, который занимался механизмами функционирования головного мозга и ввел понятие «высшая нервная деятельность».
Высшая нервная деятельность (ВНД) представляет собой комплекс безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций, обеспечивающих адаптацию организма и его эффективное взаимодействие с окружающей средой. Она включает в себя восприятие, обработку внешних стимулов и реакцию на них, а также формирование поведения и психической активности.
ВНД у человека и высших животных связана с деятельностью коры больших полушарий головного мозга. Причем чем выше уровень организации животного, тем больше развита кора больших полушарий и тем значительнее ее вклад в высшую нервную деятельность. Это связано с эволюционным развитием центральной нервной системы и усложнением поведения организмов.
Далее рассмотрим понятия условного и безусловного рефлекса и чем они отличаются.
Безусловный рефлекс
Безусловный рефлекс – это врожденная форма реагирования организма на внешние или внутренние раздражители, сформировавшаяся в процессе эволюции вида и закрепленная генетически. Такие рефлексы являются автоматической реакцией, не требующей предварительного опыта или обучения.
Безусловные рефлексы характеризуются постоянством рефлекторных дуг, формирующихся еще до рождения организма и сохраняющихся всю жизнь. Центры этих рефлексов расположены преимущественно в спинном мозге и стволовых отделах головного мозга, они обеспечивают автоматическое выполнение жизненно важных функций.

По виду реакции выделяют следующие безусловные рефлексы:
- Пищевые – слюноотделение, глотание, сосание.
- Оборонительные – кашель, чихание, мигание.
- Половые – рефлексы, связанные с размножением и функционированием репродуктивной системы.
- Ориентировочные. И. П. Павлов называл их рефлексами «что такое?», так как они отвечают за реакцию организма на новые, незнакомые стимулы (поворот головы в сторону звука или света, прислушивание, настораживание, реагирование на касание неизвестного предмета).
Рефлексы по степени сложности:
- простые (отдергивание руки от горячего предмета);
- сложные (регуляция температуры тела посредством потоотделения).
Рефлексы по отношению к раздражителю:
- биологически положительные (учащение дыхания при повышении уровня углекислого газа в крови);
- биологически отрицательные (убегание от громкого звука – защитная реакция на возможную опасность).
Многие безусловные рефлексы проявляются только в определенном возрастном периоде и постепенно исчезают по мере взросления ребенка. Например, хватательный рефлекс новорожденных сохраняется примерно до 3–4 месяцев, а сосательный рефлекс постепенно исчезает к 4 годам.
Сложные последовательности рефлекторных действий называются инстинктами. Эти инстинкты возникают на основе безусловных рефлексов и являются основой поведения животных.
Хотя у человека присутствуют некоторые базовые биологические механизмы, подобные инстинктам, их влияние на поведение значительно ослаблено благодаря развитым когнитивным способностям. Это позволяет людям проявлять большую гибкость и разнообразие в своем выборе жизненного пути.
Например, несмотря на наличие инстинкта самосохранения, люди могут сознательно рисковать своей жизнью ради острых ощущений. Также человеческие социальные взаимодействия часто основаны на культурных нормах и личных предпочтениях, а не исключительно на биологических потребностях.
Безусловные рефлексы, сформированные в процессе эволюции, играют ключевую роль в поддержании жизнедеятельности и обеспечении продолжения рода.
Условный рефлекс
Условные рефлексы – это приобретенная форма реагирования организма на определенные изменения окружающей среды. Рефлекторные дуги этих рефлексов формируются после рождения и проходят через кору головного мозга (КГМ).
Условные рефлексы начинают формироваться с первых дней жизни, однако на ранних этапах развития их количество ограничено, а сами рефлексы характеризуются слабостью выражения и нестабильностью:
- Дифференцировка условных рефлексов обычно начинается примерно в конце второго месяца жизни.
- К шести месяцам организм ребенка становится достаточно зрелым, чтобы воспринимать и обрабатывать сигналы от всех основных рецепторов (кожа, уши, глаза, нос).
- К двухлетнему возрасту механизмы образования условных рефлексов достигают своего максимального уровня развития. Ребенок способен эффективно усваивать новую информацию, формировать прочные связи между различными стимулами и адекватно реагировать на окружающую обстановку.
По рецепторному признаку условные рефлексы можно разделить на:
- Экстероцептивные – связаны с восприятием внешнего мира через органы чувств: слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные, кожно-мышечные.
- Проприоцептивные – связаны с ощущениями собственного тела, положением конечностей и движениями.
- Интроцептивные – возникают вследствие раздражения рецепторов внутренних органов и регулируют внутренние процессы организма.

Кроме того, бывают:
- Натуральные условные рефлексы. Формируются, когда стимулом служит естественный безусловный раздражитель. Примером может служить выделение слюны при виде любимой еды.
- Искусственные условные рефлексы. Возникают, когда нейтральный стимул ассоциируется с безусловным раздражителем. Например, выделение слюны у ребенка при виде посуды, связанное с предстоящим приемом пищи.
Условные рефлексы делятся на:
- Положительные – проявляются реакцией организма, включающей двигательную или секреторную активность.
- Отрицательные (тормозные) – приводят к подавлению активности, замедляя или прекращая движения либо секрецию. Например, остановка при команде «Стоп!», «Замри!». Или угнетение аппетита при виде неприятной пищи.
- Следовые – связаны с временными интервалами и регулярностью событий. Их формирование обусловлено постоянством расписания и предсказуемостью ситуаций. Например, настройка биоритмов организма в соответствии с ежедневным распорядком дня.
- Рефлексы подражания – представляют собой инстинктивную реакцию организма, выражающуюся в воспроизведении действий другого индивидуума.
Условные рефлексы лежат в основе многих важнейших аспектов человеческого существования, включая речь, мышление, воспитание и обучение.
Механизм формирования и торможения условного рефлекса
Условный рефлекс, лежащий в основе приобретения навыков, формируется путем создания новых нейронных связей в коре головного мозга и подкорковых структурах. Ключевой характеристикой условного рефлекса, в отличие от безусловного, является способность мозга трансформировать изначально нейтральный сигнал в важный стимул.
Физиологически этот процесс включает несколько этапов:
- В коре головного мозга появляется очаг возбуждения, вызванный слабым условным стимулом (например, включением света).
- Одновременно возникает очаг возбуждения, связанный с сильным безусловным стимулом (например, получением еды).
- При многократном повторении этих сочетаний между очагами возбуждения формируется временная связь: импульс от условного стимула направляется к очагу безусловного стимула.
- В результате условный стимул вызывает реакцию, которую ранее вызывал безусловный стимул.
Хотите разобраться в себе, повысить личную эффективность и научиться принимать решения без страха и сомнений?
Бесплатный курс «5 шагов, как от страха и сомнений перейти к действиям» от Академии 5 Prism поможет развить навыки будущего, которые пригодятся в работе, бизнесе и жизни.
Что вы получите:
- 5 коротких уроков от коучей международного уровня MCC ICF;
- практические техники для управления эмоциями, стрессом и внутренним состоянием;
- подход к целям, который возвращает энергию и мотивацию;
- понимание, как применять коучинговое мышление для роста и устойчивости.
Этот курс подойдет тем, кто хочет понять себя, наладить внутренний баланс и начать действовать осознанно, а также специалистам, которые работают с людьми: HR, руководителям, коучам, психологам, предпринимателям.
Пройдите бесплатный курс и узнайте, как навыки осознанности и коучингового мышления помогают добиваться целей без выгорания и сомнений.
Для успешного формирования условного рефлекса необходимы определенные обстоятельства:
- Сигнал (будущий условный раздражитель) должен обладать достаточной интенсивностью, чтобы вызвать возбуждение рецепторов.
- Важно, чтобы условный стимул слегка опережал появление безусловного.
- Безусловный раздражитель должен быть сильнее условного.
- Отсутствие отвлекающих раздражителей.
- Отсутствие патологических процессов в организме.
При соблюдении перечисленных данных возможно формирование условного рефлекса практически на любые сенсорные сигналы.
Выработанные условные рефлексы могут утрачивать свое значение при изменении окружающей среды и подвергаться торможению.
Торможение бывает двух типов: внешнее (безусловное), когда появление более сильного раздражителя подавляет прежний рефлекс, и внутреннее (условное), когда рефлекс угасает из-за отсутствия подкрепления безусловным стимулом.
Оба типа рефлексов взаимосвязаны в процессе адаптации организма к окружающему миру, где активация одних видов деятельности сопровождается угнетением других. Например, защитные двигательные рефлексы могут подавлять условные пищевые реакции.
Значение условных и безусловных рефлексов
Рефлексы, как условные, так и безусловные, играют важную роль в работе нервной системы, обеспечивая быстрые и автоматические ответы организма на изменения внешней и внутренней среды. Они лежат в основе многих физиологических процессов и взаимодействий с миром.
Основные функции:
- Обеспечение защиты: к примеру, болевой рефлекс дает возможность моментально реагировать на повреждение и предотвратить более серьезные травмы.
- Поддержание гомеостаза: рефлексы помогают поддерживать стабильность внутренней среды организма. Примером служит терморегуляция путем расширения или сужения кровеносных сосудов, потоотделения или мышечной дрожи.
- Обеспечение адаптации организма: рефлекторные реакции позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения внешней среды (температура, свет, звуки, запахи).
- Координация движений: рефлексы, связанные с поддержанием равновесия и двигательными функциями, помогают ориентироваться в пространстве и избегать травм.
Рефлексы представляют собой фундаментальный элемент нервной деятельности, обеспечивающий быструю реакцию на стимулы и поддержание нормальной работы всех систем организма. Несмотря на кажущуюся автоматичность, они играют важную роль в сложной системе взаимодействия организма с окружающим миром.
Изучение физиологии условных и безусловных рефлексов позволяет глубже понимать принципы организации нервной системы и механизмы управления поведением живых существ.
Часто задаваемые вопросы об условном и безусловном рефлексах
В чем отличия условного от безусловного рефлекса?
Безусловные рефлексы присутствуют с момента рождения, они постоянны и неизменны на протяжении жизни. Условные же приобретаются в результате жизненного опыта и ассоциаций. К примеру, у ребенка слюноотделение при виде лимона возникает лишь после того, как он его впервые попробует (приобретенный рефлекс).
Что относится к условным и безусловным рефлексам новорожденных?
Рассмотрим примеры условных и безусловных рефлексов у новорожденных. Безусловные: хоботковый, сосательный, поисковый, хватательный, рефлекс Бабинского, рефлекс Моро, рефлекс автоматической ходьбы. Почти все они присутствуют с рождения и постепенно исчезают в период от полутора до 4–5 месяцев, когда начинают развиваться осознанные движения. Условные: реакции на запахи и звуки (новорожденный способен отличать вкус материнского молока от другого продукта, запоминать запах матери и реагировать соответственно), привыкание к режиму дня и бодрствования, ориентировочный рефлекс — реакция на внешние стимулы: звуки, свет, прикосновения и изменение положения тела. Первые условные рефлексы формируются именно тогда, когда родители создают условия, которые повторяются вместе с безусловными рефлексами новорожденного.
Кто еще, кроме Павлова, изучал условные и безусловные рефлексы?
Павлов И. П. является основоположником учения о высшей нервной деятельности и исследований условных рефлексов, однако многие ученые продолжали развивать его идеи. Среди тех, кто проводил собственные исследования в области физиологии мозга и психологии, можно отметить таких, как И. М. Сеченов, Ч. С. Шеррингтон, П. К. Анохин и другие. В данной статье мы рассмотрели определение и виды условных и безусловных рефлексов. Знание принципов их работы имеет важное значение для понимания поведения человека и животных. Оно позволяет разрабатывать эффективные методы обучения и коррекции поведения, а также помогает избежать опасностей и поддерживать жизненно важные функции.



