- Суть теории социального научения Альберта Бандуры
- Отличие теории Бандуры от других теорий
- Основные принципы теории социального научения Бандуры
- Что такое подкрепление и наказание
- Что такое саморегуляция и самоэффективность
- Определение моделирования поведения
- Как организовано обучение с точки зрения Бандуры
- Внимание
- Запоминание
- Повторение
- Мотивация
- Практическое применение теории социального научения Бандуры
- Методика перевернутого класса
- Геймификация и симуляция
- Взаимное обучение, когда дети являются учителями друг для друга
- Еще несколько способов использования теории Бандуры в практике корпоративного обучения.
- Часто задаваемые вопросы о теории социального научения Бандуры
- Какие негативные стороны есть в теории социального научения Бандуры?
- Может ли теория социального научения Бандуры использоваться в психологии и педагогике? Как?
- Когда вышла книга о теории социального научения Бандуры?
О чем речь? Теория социального научения Бандуры утверждает, что люди могут учиться на собственном и чужом опыте, наблюдая за действиями и последствиями. Этот процесс включает в себя несколько ключевых этапов: внимание, запоминание, повторение, мотивацию.
На что обратить внимание? В теории Бандуры большое значение придается подкреплению, которое может быть положительным (похвала, награда) или отрицательным (критика, наказание), а также обратной связи, помогающей понять, какие действия приводят к определенному результату.
Суть теории социального научения Альберта Бандуры
Психология — одна из важнейших наук современного мира, ключевой задачей которой является изучение человека, его поведения и условий, формирующих характер и мировосприятие.
Выделяют три группы факторов: наследственность, окружающая среда и личность.
В свете темы статьи нас интересует влияние социума на формирование поведения человека, а точнее теория социального научения, разработанная Альбертом Бандурой.
Теория социального научения Бандуры утверждает, что модель поведения человека может быть опосредована наблюдением и подражанием другим людям. Согласно данной концепции обучение является когнитивным процессом, развивающимся только в социуме в результате наблюдения или прямого обучения, даже в случае отсутствия повторения или непосредственного подкрепления.
Кроме наблюдения за поведением и подражанием, обучение может происходить в результате наблюдения за поощрениями и наказаниями. Это называется косвенным подкреплением.
Так, если человек замечает, что в результате определенного поведения он стабильно получает вознаграждение, то подобное поведение может сохраниться. И наоборот, когда за поступки человека регулярно наказывают, то он может прекратить так делать.
Благодаря теории А. Бандуры в психологии произошел скачок в изучении поведения человека. Ведь раньше считали, что поведение — результат только подкрепления и наказания. Сейчас же важным акцентом в формировании поведения человека является роль внутренних процессов в обучении.
Отличие теории Бандуры от других теорий
Параллельно теории социально-когнитивного научения Бандуры существовали другие подходы изучения поведения человека.
Так, например, иного взгляда были психоаналитики. По их мнению, поведение — это результат борьбы компромиссов между потребностями, мотивами, влечениями и внутренними конфликтами. И, например, наблюдение за агрессией в кино может привести к прозрению человека, и он перестанет вести себя враждебно.
Другая точка зрения была и у представителей бихевиоризма. Они полагали, что любое обучение опосредовано лишь взаимодействием человека с окружающей средой. А. Бандура же считал, что мы учимся не только взаимодействуя с людьми, но и просто наблюдая за другими. Бихевиористы рассматривали поведение и животных, и людей через призму реакции организма на внешние стимулы, поддержанные прошлым опытом, — через поощрения и наказания.
Ли Росс — профессор психологии, коллега А. Бандуры из Стэнфорда, заметил, что бихевиористы правы лишь в том случае, если речь идет о голубях, крысах и иных животных. Человек же устроен иначе.
Согласно мнению А. Бандуры, человек на самом деле подвержен влиянию и воздействию окружающей среды, но его поведение не сводится лишь к результатам поощрений и наказаний. Человек сам выбирает стимулы, которые «обрушиваются на него со всех сторон». Когда мы определяем свои личные стандарты, тогда мы и учимся сами себя и вознаграждать, и наказывать.
В его работах был приведен пример с писателями. «Писатели имеют некоторый стандарт того, чем определен допустимый уровень их работы. И они не нуждаются в том, чтобы с ними рядом сидели те, кто хвалил бы или ругал каждый фрагмент рукописи», — объяснял А. Бандура.
Если следовать логике бихевиоризма, получается, что любое обучение приведет к изменению поведения человека. Но это не так.
С точки зрения же теории социального научения, человек способен усваивать новую информацию, но поведение он может не менять. Это возможно благодаря способности к саморегуляции.
Основные принципы теории социального научения Бандуры
В данной рубрике рассмотрим ключевые принципы теории социального научения Альберта Бандуры кратко:
- Взаимный детерминизм. Этот принцип подразумевает, что поведение человека формируется под влиянием трех составляющих: социальная среда, личность и собственное поведение этого человека.
- Ожидание и ценность подкрепления. Это означает, что человек обучается на основе ожиданий результатов совершенных действий и их ценности для него.
- Саморегуляция. Принцип, основанный на том, что человек способен контролировать и регулировать свое поведение для достижения целей и желаний.
- Самоэффективность. Этот принцип указывает на взаимосвязь уверенности человека в себе и его мотивации. Если они высокие, то и желаемый результат будет достигнут.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
Эти четыре принципа дают понять, как человек формирует свое поведение под влиянием среды, собственных ожиданий и обучения.
Что такое подкрепление и наказание
К одним из основных понятий теории социального научения относятся подкрепление и наказание.
Подкрепление — это то событие, которое формирует поведение в нужном направлении. Подкрепление может быть позитивным и негативным. Позитивное подкрепление (например, похвала, награда) увеличивает возможность повторения поведения. Наказание является противоположным по смыслу термином. Это то событие, которое, наоборот, уменьшает вероятность повторения поведения.
Что такое саморегуляция и самоэффективность
Одними из принципов теории Бандуры были самоэффективность и саморегуляция. А что же это такое?
Под саморегуляцией понимается способность человека контролировать и регулировать свои поведение и эмоции. Она включает в себя следующие компоненты: постановка целей и задач, планирование и контролирование выполнения действий.
А самоэффективность трактуется как уверенность человека в себе и в способности достижения им поставленных целей и задач. Она прямо влияет на мотивацию человека и его готовность к преодолению сложностей.
Определение моделирования поведения
Моделирование поведения играет большую роль в теории социального научения Бандуры. Она подразумевает под собой процесс обучения человека через призму наблюдения за другими людьми как в реальной жизни, так и через СМИ (Интернет, телевидение, кино).
"Делай как коуч"
Человек может моделировать свои поступки, глядя на поведение других. Так, например, малыши способны научиться новым навыкам, наблюдая за родителями, а подростки часто копируют поведение своих сверстников.
Как организовано обучение с точки зрения Бандуры
Существуют факторы, которые определяют эффективность освоения наблюдаемого поведения. Это внимание, запоминание, повторение и мотивация. Рассмотрим каждый процесс подробно.
Внимание
В книге о теории социального научения Бандуры можно прочитать, что в случае недостаточной внимательности человек мало чему может научиться при наблюдении.
Во всем многообразии форм поведения мы избирательны в том, за кем наблюдаем. Наши установки влияют на то, чье поведение нам кажется привлекательным, а чье — негативным.
Также внимание может зависеть от отношения к наблюдателю. Так, например, если значимый взрослый не будет замечать ни успехов, ни неудач у ребенка, тогда он будет транслировать посредственную имитацию поведения взрослого.
Когда же наблюдателю приходится видеть сразу несколько моделей поведения, он редко когда копирует какую-то конкретную. А также не заимствует все подряд атрибуты даже очень понравившихся моделей, отметил ученый.
Вместо этого созидатели комбинируют характеристики из разных моделей поведения. Так, например, в многодетных семьях у детей совершенно разные модели поведения.
Запоминание
Просто наблюдение за поведением не может оказать влияние на человека, а если, помимо наблюдения, индивидуум еще и будет запоминать его, то тогда паттерны поведения могут измениться, согласно А. Бандуре. Наблюдаемый образ действий откладывается в долговременной памяти человека в форме символов. И благодаря этому он может показывать подобное поведение не сразу, а спустя некоторое время. Это так называемая отсроченная имитация.
Наблюдая за детьми и взрослыми в своей практике, А. Бандура отмечает, что дети больше склонны к непосредственной имитации. А с возрастом способность к «отсрочке» поведения растет, так как развиваются и навыки образного мышления. Моделирование становится более символическим, абстрактным, отстраненным, то есть человек не просто подражает манерам чужого поведения, а выделяет в нем общие требования и принципы.
Развитие языковых навыков вообще вытесняет поведенческое моделирование, заменяя его на вербальное. А. Бандура по этому поводу говорил, что благодаря вербальному моделированию можно выразить огромное количество типов поведения наглядными примерами, ведь не все модели удобно или реально копировать.
Повторение
Чтобы преобразование идей было без ошибок, нужно использовать повторения. Ведь если человек проводит мысленную репетицию или пытается воспроизвести новые модели поведения, то он забудет «пройденное» в меньшей степени, чем если он не будет практиковаться. Кроме этого, Бандура отметил, что навыки не получится улучшить лишь одним наблюдением или только путем проб и ошибок.
Лучше всего обучение через наблюдение работает в том случае, если поведение сначала моделируется, проигрывается мысленно и только потом открыто показывается и изменяется за счет коррекции самим человеком и обратной связи от окружающих.
Мотивация
В теории социального научения Бандуры основной идеей считается, что копирование и продуцирование действий человеком должно быть опосредовано мотивацией. Ведь человек не следует всему, чему его научили.
Бандура отметил в своих работах, что человек, вероятнее всего, воспримет некий образ действий в том случае, если он приводит к позитивным и полезным результатам. Если же такое поведение модели окажется вредным или безрезультатным, то оно вряд ли будет приниматься. Ведь человек действует в своих интересах для самоудовлетворения, и если он что-то не одобряет, то просто игнорирует это.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Практическое применение теории социального научения Бандуры
Любая психологическая теория должна быть применена на практике. И учение А. Бандуры не исключение.
Так, Университет западных губернаторов американского штата Миссури (англ. Western Governors University, WGU) определил три основных ветви практического применения этой теории.
Методика перевернутого класса
При традиционном обучении учитель рассказывает новый материал ученикам, и в большинстве случаев дети остаются без практики, так как времени не хватает.
В то время как при перевернутом обучении дети осваивают теоретическую часть дома, а на занятиях применяют полученные знания на практике под руководством педагога. Данный метод обучения позволяет ученикам наблюдать за поведенческими проявлениями одноклассников и за реакцией учителя на эти действия. Именно так связана эта методика с теорией социального научения, по мнению сотрудников университета.
Геймификация и симуляция
Так, например, благодаря геймификации урок можно превратить в игру, в которой ученики будут получать награды за правильные ответы.
А симуляция какого-то реального процесса (например, из городской жизни) дает детям возможность опробовать знания в тех или иных жизненных ситуациях.
Представители университета считают, что дети в процессе обучения будут наблюдать за тем, как удачливые игроки получат награды от учителя, и станут перенимать их модели поведения.
Взаимное обучение, когда дети являются учителями друг для друга
Здесь дети будут копировать модели поведения и учителя, и одноклассников.
Еще несколько способов использования теории Бандуры в практике корпоративного обучения.
- Одним из вариантов является составление таблиц лидеров, которые создадут здоровую конкуренцию между коллегами. Поведенческие проявления людей, добившихся хороших результатов, будут копировать коллеги с более скромными показателями.
- Второй вариант — знакомства с лучшими практиками и историями успешных людей. Это тоже будет способствовать повышению мотивации и поиску тех паттернов поведения, которые обеспечили успех, и дальнейшему их копированию.
- Третий вариант — организация и посещение корпоративов и неформальных встреч. Это важно, так как наблюдение за успешными моделями поведения способствует тому, что окружающие чаще будут его перенимать.
Итак, теория социального научения А. Бандуры привнесла большой вклад в развитие психологии. Данное учение объясняет, каким образом человек обучается новому поведению и какие социальные факторы воздействуют на этот процесс.
Часто задаваемые вопросы о теории социального научения Бандуры
Какие негативные стороны есть в теории социального научения Бандуры?
Часто учение Бандуры критикуют за то, что оно не учитывает индивидуальности людей и их различия. Критики также говорят, что Бандура и его сторонники слишком упрощенно объясняют человека и его поведение. На эту негативную реакцию представители теории социального научения отвечают тем, что индивидуальные различия рассматриваются через призму саморегуляции и самоэффективности, а сложность человеческого поведения — через взаимный детерминизм.
Может ли теория социального научения Бандуры использоваться в психологии и педагогике? Как?
Да, может. Данное учение используются в педагогике и психологии для понимания поведения человека. Например, в психотерапии теория социального научения применяется при лечении тревожности, депрессивных состояний, агрессивности и других психических отклонений. В педагогике метод Бандуры помогает в обучении детей новым навыкам, умениям и поведению.
Когда вышла книга о теории социального научения Бандуры?
Саму теорию социального научения А. Бандура предложил в 1969 г. А в 1986 г. была опубликована его книга «Социальные основы мышления и поведения: социально-когнитивная теория». В данной книге учение о теории было расширено и модернизировано. В связи с этим теория получила новое название: социально-когнитивная теория А. Бандуры.