24-28.11 ГЛАВНАЯ РАСПРОДАЖА ГОДА
ЦЕНЫ, КОТОРЫХ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ - Черная Пятница в 5 PRISM
Перейти к скидкам
Реклама. АНО ДПО «Академия «Пять призм».
Главная / Блог / Психология / Что такое социальный стереотип и как он формируется

Что такое социальный стереотип и как он формируется

социальный стереотип
26.11.2025
508
Время чтения: 12 минут
Обновлено: 26.11.2025
Поделиться:

Хотите познакомиться с коучингом?

Начните с подборки материалов от коучей международного уровня, которые помогут найти своё призвание и зарабатывать от 150 000 ₽

Получить бесплатно
Содержание:

Что такое? Социальный стереотип — это упрощенное, обобщенное представление о группе людей, основанное на их принадлежности к определенной категории. Могут включать в себя положительные и отрицательные характеристики и часто не учитывают индивидуальные различия.

Как формируются? Стереотипы образуются под влиянием различных факторов, включая личный опыт, культурные нормы, средства массовой информации и общественные ожидания. Они могут передаваться из поколения в поколение и закрепляться в сознании людей. К счастью, от негативных, ухудшающих жизнь стереотипов можно избавиться.

Что такое стереотипы

Стереотипами (от древнегреческого «στερεός» — «твердый», «пространственный» и «τύπος» — «отпечаток») называются сложившиеся образы людей или явлений, основанные на чужом опыте.

Первыми этот термин стали применять мастера типографского дела. В том виде, в котором он известен сейчас, его предложил использовать журналист и государственный общественный деятель из Америки Уолтер Липпман в своем знаменитом издании Public Opinion («Общественное мнение»).

В тексте книги это понятие описывалось в негативном подтексте, поскольку Липпман считал, что стереотипы сильно искажают наше видение ситуации и заставляют испытывать недоверие. Журналист подверг жесткой критике СМИ за то, что они пользуются стереотипами для управления сознанием толпы.

социальный стереотип
Фото: Freepik

Нельзя считать это явление исключительно негативным. Стереотипы зародились как своеобразные ярлыки, помогающие человеку ориентироваться в суровой действительности. В каменном веке именно они помогали первобытным людям отличать безопасных животных от тех, что несут угрозу, а своих соплеменников от чужаков. Мозг идентифицировал характерные особенности представителей одного племени (язык, поведение, внешность), «сканируя» каждого и понимая, кто друг, а кто враг.

Далее человек стал расширять свой круг общения: увеличивалось количество социальных групп, взаимоотношения между людьми становились сложнее. В итоге число подобных установок только росло.

Люди XXI века усваивают социальные стереотипы через свои семьи, СМИ и профессиональные группы. Это то, что не подвергается критике, а считается нормой. Скажем больше, любой последующий опыт намеренно «подгоняется» под стереотип, а изменение образа мышления занимает много времени.

Влияние стереотипов на взаимодействие между конкретными людьми и социальными группами крайне велико. Иногда они строятся на намеренном представлении объекта в негативном ключе. В этом случае их называют предубеждениями или предрассудками. Ими очень часто пользуются для того, чтобы помочь сформировать единое мнение социума о чем-либо, добиться определенных целей, опираясь на поддержку со стороны.

Стереотипные описания славян использовались нацистской Германией в качестве одного из способов разжигания расизма и ненависти к евреям.

Виды стереотипов

Раньше люди объединялись в племена, руководствуясь только физическими параметрами. Со временем основаниями для сближения становились более сложные критерии: язык, вероисповедание, нация, профессия, корпорация, принадлежность к той или иной субкультуре и так далее. Особенности каждой группы считываются людьми, далекими от нее, и со временем становятся суждениями, сильно расходящимися с «исходником».

Гайды 5 Prism, которых нет
в открытом доступе
5 способов найти своё призвание и зарабатывать на нем от 150 000 руб.

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Как найти своё призвание и зарабатывать на нём от 150 000₽
На бесплатном курсе «5 шагов, как от страха и сомнений перейти к ясности и действиям»
pdf
20 коучинговых вопросов, помогающих определить сильные стороны личности
Вопросы, которые помогут понять свои сильные стороны, потребности и цели
word
До +40% роста дохода: уберите 9 блоков, мешающих вашим финансовым целям
Пошаговый алгоритм, как сделать так, чтобы цели достигались
pdf
Карта трансформации личности: как за 30 дней выйти на новую версию себя
Техника коучинга для улучшения всех сфер жизни
word
5 книг для развития эмоционального интеллекта и сильной коммуникации
Поможет достичь целей в быстрые сроки
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

На сегодняшний день стереотипами окружена практически любая социальная группа. Чаще всего встречаются следующие их виды:

  • Гендерные. Они наделяют людей определенными качествами и приписывают им социальные роли в зависимости от пола. Несмотря на то что начавшаяся в XXI столетии борьба за паритет полов оказалась успешной, такие установки существуют до сих пор. Мы часто слышим фразы вроде «Мужчина — глава семьи» или «Женщина — хранительница очага». По сей день во многих странах мира женщины выступают за то, чтобы получать за свою работу гонорар, равный зарплате мужчин. Весьма распространенным является стереотип о том, что кормильцем в семье становится мужчина, а женщина приносит в дом деньги только по желанию.
  • Этнические/национальные. Это ряд представлений, касающихся внешности, интеллекта и черт характера людей различных наций. К этническим стереотипам относятся утверждения вроде «Все русские много пьют» или «Французы всегда модно одеваются». Они могут быть ложными и сильно отличаться от истины. Если подобные суждения слышны слишком часто, это приводит к межнациональной розни.
  • Возрастные. Сейчас их все чаще называют эйджизмом. Работают в обе стороны: видя молодых врачей, мы автоматически считаем их некомпетентными, а общаясь с докторами старшего поколения, думаем, что они не могут грамотно лечить, так как мыслят стандартами прошлого.
  • Религиозные. Представляют собой набор суждений о том, как себя ведут люди разных конфессий. К примеру, мы думаем, что все буддисты обладают спокойным, дружелюбным характером, много молятся и медитируют.
  • Социальные или классовые. Эти утверждения придуманы для разделения людей на классы по уровню достатка и статусу в обществе. К ним относятся фразы вроде: «Богачи не платят налоги», «Люди из деревни имеют низкий интеллект» или «Рабочие всегда безграмотны». Последняя фраза использовалась с целью разжечь неприязнь к «враждебному классу».
  • О внешности. Суждения, утверждающие то, что характер человека напрямую связан с его обликом. К таким относятся фразы вроде: «Все блондинки глупы», «Лысые мужчины более сексуальны» или «Высокие и крепкие парни ничего не боятся». Это случай, когда мы «встречаем по одежке», но не «провожаем по уму».

Особенности социальных стереотипов

Изучая социальные стереотипы, нужно принимать во внимание как социальную, так и психологическую сторону, потому что они вполне могут заменять друг друга. Они помогают нам получать и перерабатывать информацию, регулируя процессы, происходящие с нами.

Являясь признаком деятельности человека, стереотипы могут выражаться в чем-то материальном. Они проявляются знаками отношений внутри социума, демонстрируют объективную реальность, имея некоторые искажения, помогают ей функционировать и регулируют отношения между людьми.

Не думайте долго — доверьтесь интуиции
Выберите одну карточку — узнайте свои скрытые сильные стороны
Кликните на первую понравившуюся. Мы покажем сильные стороны и подскажем, как их развить на бесплатном модуле.

Социальные стереотипы делятся на два уровня.

  • Первый — когнитивный. На нем мы ищем сведения об объективных событиях и явлениях, происходящих в данный момент. Затем они трансформируются в стереотипы. Люди всегда стремятся к упрощению сложных процессов и взаимосвязей. Главная отличительная черта любого стереотипа — схематизация действительности. Когда мы сталкиваемся с обилием информации, начинаем мыслить стереотипно, так как потребность в сложном анализе пропадает.
  • Второй — ценностный. В него входят наши эмоции, симпатии, чувства и способность их считывать. Он показывает, как человек относится к происходящему вокруг себя. По мнению исследователей, стереотип не имеет логического объяснения и используется человеком бессознательно. Стоит отметить, что каждый из них имеет под собой когнитивную основу, так как формируется при познании того или иного объекта.

Стереотипы имеют следующие особенности:

  1. Они схематичны и имеют яркую эмоциональную окраску в отношении представлений о субъектах, с которыми связаны.
  2. Они практически не изменяются, а потому стабильны.
  3. С помощью стереотипов люди быстрее адаптируются к социуму.
  4. Важно понимать, как человек реагирует на тот или иной стереотип.

Исходя из сказанного выше, социальный стереотип отличается весьма сложной структурой. Его действие на сознание людей подобно тормозящему эффекту. Увы, часто люди делают выводы и действуют, опираясь только на стереотипы. Это большая ошибка. Однако, если посмотреть на ситуацию под другим углом, именно устоявшиеся представления о чем-либо помогают нам «влиться» в общество.

Хотите разобраться в себе, повысить личную эффективность и научиться принимать решения без страха и сомнений?

Бесплатный курс «5 шагов, как от страха и сомнений перейти к действиям» от Академии 5 Prism поможет развить навыки будущего, которые пригодятся в работе, бизнесе и жизни.

Что вы получите:

  • 5 коротких уроков от коучей международного уровня MCC ICF;
  • практические техники для управления эмоциями, стрессом и внутренним состоянием;
  • подход к целям, который возвращает энергию и мотивацию;
  • понимание, как применять коучинговое мышление для роста и устойчивости.

Этот курс подойдет тем, кто хочет понять себя, наладить внутренний баланс и начать действовать осознанно, а также специалистам, которые работают с людьми: HR, руководителям, коучам, психологам, предпринимателям.

Пройдите бесплатный курс и узнайте, как навыки осознанности и коучингового мышления помогают добиваться целей без выгорания и сомнений.

Как избавиться от стереотипов

Борьба с предубеждениями может оказаться успешной, хотя и требует серьезных энергетических и временных затрат. Зачастую человек перестает мыслить клише, когда расширяет свой кругозор и круг общения. Профессор Патриция Девайн, работающая в университете Висконсин — Мэдисон, после проведенного исследования составила рекомендации относительно того, как справиться со стереотипным мышлением.

Эксперименты, проведенные многими профессорами, показывают, что успех одного из членов определенной социальной группы способен в лучшую сторону изменить мнение о ней в целом. Стереотип — это ответ на действие, а значит, он помогает и самим членам этой группы добиться значительно большего.

Примером этого служит «эффект Обамы». Как стало ясно из результатов исследований, проводимых в Америке, действия Обамы, являющегося на тот момент президентом, и успеваемость студентов с темной кожей коррелируют друг с другом. Когда его поведение активно освещалось прессой, студенты начинали учиться лучше. Речь идет о технике контрстереотипной визуализации.

Лучшее средство разрушения стереотипов — личное взаимодействие. Его примером стала история темнокожего кантри-вокалиста Дэрила Дэвиса. Этот стиль музыки особенно популярен среди белокожих жителей глубинки Америки.

В конце очередного выступления к артисту подошел поклонник, желающий выразить восхищение его талантом. Кроме многочисленных комплиментов он заявил, что даже представить себе не мог, каким одаренным музыкантом может стать человек с темной кожей. Они долго разговаривали. Далее белый мужчина рассказал, что никогда раньше не был так близок к тому, чья кожа имеет другой цвет. Кроме того, он рассказал музыканту, что состоит в ультраправой организации расистов «Ку-клукс-клан». Немногим позднее мужчину выгнали из нее за то, что он посещал все концерты Дэвиса.

С тех пор они с музыкантом крепко подружились. Поклонник передал певцу контакты членов клана, а вокалист встречался с ними, несмотря на опасность. Он спрашивал их: «Как вы ненавидите меня, при этом даже не зная лично?». Во время общения со звездой адепты приходили к мнению, что расизм им больше не близок, так как строится лишь на стереотипах. Кроме карьеры музыканта Дэвис отдал много сил борьбе с расизмом и даже написал об этом книгу «Похождения чернокожего в «Ку-клукс-клане».

Давая одно из многочисленных интервью, он рассказал о своем методе так: «Устанавливайте диалог. Когда двое врагов разговаривают, они не дерутся».

Все социальные стереотипы в психологии являются прекрасным инструментом восприятия, который способен загонять наше понимание мира в рамки и порождать мысли о несправедливости. Борьба со стереотипным мышлением позволяет нам стать более толерантными и справедливыми.

Часто задаваемые вопросы о социальных стереотипах

Могут ли социальные стереотипы меняться со временем?

Конечно, изменение стереотипов возможно. Этому способствует множество факторов, например пересмотр культурных норм, борьба за равенство и права отдельных групп, появление новых движений и в целом развитие общества. Этот процесс занимает много времени и колеблется при влиянии разнообразных переменных.

Какие негативные последствия могут иметь социальные стереотипы?

Переполнение сознания социальными стереотипами может спровоцировать предвзятое отношение людей друг к другу, дискриминации и конфликтам. Клише могут ограничивать возможности конкретных людей и групп, оказывать влияние на принятие многих решений и поддерживать отсутствие паритета.

Какие примеры социальных стереотипов существуют?

Примерами социальных стереотипов можно считать представления о том, что все, кто относится к определенному культурному или национальному слою, ведут себя приблизительно одинаково. Яркий пример — выражение, гласящее, что все мужчины должны быть сильными и зарабатывать деньги, а женщины могут быть только эмоциональными и заботливыми. Подобное утверждение говорит, что пенсионерам подойдет только работа вахтера, а из студентов получаются идеальные официанты и курьеры.

Хотите познакомиться с коучингом?

Начните обучение уже сейчас. Смотрите 5 практических уроков от спроса к ясности и действию. Без мотивации — только инструменты, которые работают

Смотреть курс
Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Забрать МЕГАскидки
в ЧЕРНУЮ ПЯТНИЦУ