Дарим бесплатное прохождение курса
«5 шагов, как от страха и сомнений перейти к ясности и действиям»
Пройти курс бесплатно
Реклама. АНО ДПО «Академия «Пять призм».
erid: 2SDnjdKSMCt
Главная / Блог / Психология / Синдром выученной беспомощности: причины, признаки, способы избавления

Синдром выученной беспомощности: причины, признаки, способы избавления

Синдром выученной беспомощности: причины, признаки, способы избавления
19.12.2025
593
Время чтения: 11 минут
Обновлено: 23.12.2025
Поделиться:

Хотите познакомиться с коучингом?

Начните с подборки материалов от коучей международного уровня, которые помогут найти своё призвание и зарабатывать от 150 000 ₽

Получить бесплатно
Содержание:

Что это? Синдром выученной беспомощности — особое мышление и поведение, при котором человек пассивно принимает негативные условия своей жизни, даже имея возможность их изменить.

Как проявляется? Кажется, что любые усилия бесполезны, а обстоятельства сильнее его. В личных отношениях у человека не получается разорвать токсичные связи, а в профессиональной сфере он отказывается от повышения, боясь не справиться с новыми обязанностями. С этим не стоит мириться, нужно срочно исправлять настрой!

Что такое синдром выученной беспомощности

В середине 1960-х годов произошло важное открытие в области психологии. Американский аспирант Пенсильванского университета Мартин Селигман проводил исследования в университетской лаборатории. Его интересовала природа беспомощности, и для изучения этого феномена он разработал эксперимент с участием собак.

В ходе исследования животные были распределены по трем группам. Первая группа находилась на свободе, вторая — в вольере с металлическим полом, где можно было отключить болезненный, но безвредный ток с помощью специальной панели. Третья группа также находилась в вольере с током, но возможности его отключить не имела.

Что такое синдром выученной беспомощности
Фото: Freepik

Спустя некоторое время всех собак поместили в вольер с током, где за небольшой перегородкой находился выход в безопасное помещение. Собаки из первой группы быстро находили выход и убегали. Животные из второй группы сначала пытались найти панель отключения тока, а затем, не обнаружив ее, также покидали вольер. Однако собаки из третьей группы даже не пытались искать выход — они просто лежали в углу, смирившись с неизбежными разрядами тока. Именно этот феномен Селигман назвал синдромом выученной беспомощности.

Как начать 2026 с ясностью, новой профессией по душе
и доходом от 150 000 ₽

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать
первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

youtube
Как найти своё призвание и зарабатывать на нём от 150 000₽
На бесплатном курсе «5 шагов, как от страха и сомнений перейти к ясности и действиям»
pdf
20 коучинговых вопросов, помогающих определить сильные стороны личности
Вопросы, которые помогут понять свои сильные стороны, потребности и цели
word
До +40% роста дохода: уберите 9 блоков, мешающих вашим финансовым целям
Пошаговый алгоритм, как сделать так, чтобы цели достигались
pdf
Карта трансформации личности: как за 30 дней выйти на новую версию себя
Техника коучинга для улучшения всех сфер жизни
word
5 книг для развития эмоционального интеллекта и сильной коммуникации
Поможет достичь целей в быстрые сроки
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

Данное открытие вызвало бурную дискуссию в научном сообществе, поскольку оно противоречило основным положениям бихевиоризма, утверждавшим прямую зависимость поведения от мотивации. Несмотря на критику со стороны бихевиористов, Селигман смог защитить свое открытие. Более того, он продолжил исследования, стремясь понять, возможно ли преодолеть выученную беспомощность и каким образом это сделать.

Результаты своих исследований ученый представил в книге «Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь», впервые опубликованной в 1990 году. В этой работе он противопоставил концепции выученной беспомощности идею выученного оптимизма, что положило начало позитивной психологии.

Селигман считал, что беспомощность является основой пессимистического мировоззрения, которое часто приводит к депрессии. Пессимисты воспринимают свои неудачи как закономерность, в то время как оптимисты видят в них случайные события и считают себя творцами собственного успеха.

Однако ученый предупреждал, что чрезмерный оптимизм может привести к токсичной позитивности, при которой человек полностью игнорирует негативные ситуации.

Спустя полвека после своего первоначального открытия Селигман и его последователи пересмотрели некоторые аспекты теории. Благодаря достижениям в области нейробиологии стало известно, что беспомощность не является приобретенным качеством — она присутствует у живых существ изначально. При этом вера в собственные силы и способность достигать желаемого результата — это навык, которому можно научиться.

Не думайте долго — доверьтесь интуиции
Выберите одну карточку — узнайте свои скрытые сильные стороны
Кликните на первую понравившуюся. Мы покажем сильные стороны и подскажем, как их развить на бесплатном модуле.

По мнению ученого, с рождения все люди обладают определенным уровнем беспомощности, но в процессе взросления мы учимся ее преодолевать. Однако если в период развития человек не получает необходимых условий для формирования этого навыка, беспомощность может сохраняться на протяжении всей жизни. Таким образом, даже не зная теории, каждый в жизни так или иначе сталкивался с синдромом выученной беспомощности, потому что это, простыми словами, врожденная неспособность противостоять трудностям.

Причины появления синдрома выученной беспомощности

В психологии синдром выученной беспомощности – это психологическое состояние, которое формируется у человека к восьмилетнему возрасту и определяет степень его веры в собственные силы и способность влиять на происходящие события. Формирование этого состояния может быть обусловлено несколькими важными факторами:

  • Ключевую роль играет стиль воспитания. Ученые считают, что, если родители с раннего детства подавляют инициативу ребенка и требуют слепого послушания, вероятность развития пассивности и неуверенности в себе достигает 90 %. Для формирования здоровой личности важно регулярно отмечать достижения ребенка, подчеркивая его самостоятельность и способность достигать целей. Крайне негативно сказывается на развитии личности постоянная критика способностей ребенка, которая может привести к отказу от попыток освоения новых навыков.
  • Личностные особенности также играют значительную роль. Некоторые люди особенно чувствительны к неудачам и разочарованиям, что может привести к потере веры в собственные силы и развитию депрессивных состояний.
  • Неблагоприятные жизненные обстоятельства способны спровоцировать развитие выученной беспомощности. Особенно опасны ситуации, когда неприятности следуют одна за другой, создавая ощущение неконтролируемости происходящего. Это могут быть природные катастрофы, аварии или потеря близких.
  • Детские травмы оставляют глубокий след в психике человека. Регулярное физическое или психологическое насилие, с которым ребенок не может справиться самостоятельно, формирует паттерны поведения, сохраняющиеся во взрослом возрасте. Такие люди могут неосознанно воспроизводить модели поведения, усвоенные в детстве.
  • Взросление также приносит свои испытания. Профессиональные неудачи, особенно если они связаны с серьезными проектами, или постоянная критика со стороны начальства могут подорвать веру в собственные силы.
  • Ограничения по здоровью или возрасту могут способствовать развитию выученной беспомощности. Хронические заболевания, инвалидность или преклонный возраст, ограничивающие физические и социальные возможности, часто приводят к формированию страха перед самостоятельными действиями.
Причины появления синдрома выученной беспомощности
Фото: Freepik

Интересно, что выученная беспомощность может передаваться по наследству. Дети неосознанно перенимают убеждения родителей, страдающих этим синдромом, и воспроизводят их во взрослой жизни. У детей этот синдром может формироваться под влиянием нескольких факторов:

  • Гиперопека приводит к развитию инфантильности, поскольку ребенок не получает возможности проявить самостоятельность.
  • Преждевременная ответственность также опасна: когда на ребенка возлагают обязанности, не соответствующие его возрасту, а за неизбежные ошибки строго наказывают.
  • Непоследовательное воспитание, когда за один и тот же поступок ребенка то хвалят, то ругают, часто приводит к тому, что дети предпочитают вообще ничего не делать, чтобы избежать непредсказуемой реакции родителей.

Признаки синдрома выученной беспомощности

Синдром выученной беспомощности проявляется через ряд характерных признаков, которые помогают своевременно распознать это состояние:

  • Одним из главных индикаторов является избегание целеполагания и ответственности за собственные решения. Человек с таким синдромом испытывает серьезные трудности при постановке целей и принятии решений, связанных с личной ответственностью.
  • Парализующий страх активности становится серьезным препятствием на пути к достижению целей. Индивидуум может бесконечно планировать и размышлять о желаемых результатах, но так и не переходит к конкретным действиям. Уверенность в неизбежности неудачи лишает его необходимой мотивации для начала работы.
  • Бегство от сложностей — еще один яркий признак. При первых же трудностях человек с синдромом выученной беспомощности склонен сдаваться, не пытаясь преодолеть препятствия. Поддержание изначального энтузиазма и мотивации становится непосильной задачей, поскольку требует принятия решений и ответственности. Вместо борьбы такие люди предпочитают отступить, находя для этого различные оправдания.
  • Характерной особенностью является подмена важных задач малозначительными делами. Человек может тратить много энергии на выполнение второстепенных, не имеющих существенного значения действий, лишь бы избежать решения действительно важных задач. Например, вместо подготовки важного документа человек может заняться уборкой или другими бытовыми делами.
  • Когнитивные искажения проявляются в неспособности анализировать ситуацию и принимать самостоятельные решения. Такие люди часто продолжают следовать неэффективным шаблонам поведения, даже когда существуют более рациональные альтернативы. Например, могут отказываться от освоения современных технологий, предпочитая устаревшие методы работы.
  • Поведенческая нестабильность сопровождается различными нарушениями. У человека могут проявляться повышенная раздражительность и агрессивность, склонность к формированию деструктивных привычек, проблемы с концентрацией внимания, постоянное чувство усталости и заторможенность реакций.

Возможные осложнения синдрома выученной беспомощности

Синдром выученной беспомощности представляет собой серьезную угрозу не только для психологического состояния человека, но и для всех аспектов его жизни. Рассмотрим, в чем проявляются негативные последствия синдрома выученной беспомощности:

  • Психологическая сфера страдает в первую очередь. Длительное пребывание в состоянии беспомощности может спровоцировать развитие или усугубление депрессивных расстройств. Человек постепенно утрачивает способность получать удовольствие от жизни, что приводит к ангедонии, а также испытывает постоянный тревожный фон.
  • Поведенческие изменения становятся заметными в повседневной жизни. Человек начинает избегать любых вызовов и задач, что неизбежно сказывается на его профессиональной эффективности и карьерном росте. Активность снижается, появляется тенденция к уходу от ответственности.
  • Социальные связи постепенно разрушаются из-за замкнутого характера поведения. Стремление к изоляции от общества приводит к усилению чувства одиночества, что еще больше усугубляет состояние беспомощности. Человек все меньше взаимодействует с окружающими, избегает новых знакомств и общения.
  • Межличностные отношения страдают из-за негативного самовосприятия и пессимистичного взгляда на жизнь. Это отражается как на личных, так и на профессиональных связях, создавая дополнительные сложности в коммуникации и взаимодействии с другими людьми.
  • Физическое самочувствие также подвергается негативному влиянию. Хронический стресс и депрессивные состояния провоцируют развитие различных психосоматических заболеваний, что еще больше ухудшает качество жизни человека.
  • Личностное развитие практически останавливается, поскольку человек теряет веру в собственные силы и возможности. Это создает серьезные препятствия на пути к самореализации и достижению поставленных целей.
  • Общее качество жизни существенно снижается из-за постоянного ощущения безысходности. Человек теряет способность радоваться мелочам, наслаждаться повседневными моментами и находить удовольствие в обычных вещах.

Хотите разобраться в себе, повысить личную эффективность и научиться принимать решения без страха и сомнений?

Бесплатный курс «5 шагов, как от страха и сомнений перейти к действиям» от Академии 5 Prism поможет развить навыки будущего, которые пригодятся в работе, бизнесе и жизни.

Что вы получите:

  • 5 коротких уроков от коучей международного уровня MCC ICF;
  • практические техники для управления эмоциями, стрессом и внутренним состоянием;
  • подход к целям, который возвращает энергию и мотивацию;
  • понимание, как применять коучинговое мышление для роста и устойчивости.

Этот курс подойдет тем, кто хочет понять себя, наладить внутренний баланс и начать действовать осознанно, а также специалистам, которые работают с людьми: HR, руководителям, коучам, психологам, предпринимателям.

Пройдите бесплатный курс и узнайте, как навыки осознанности и коучингового мышления помогают добиваться целей без выгорания и сомнений.

Осознание этих рисков играет ключевую роль в своевременном выявлении симптомов синдрома и начале работы над его преодолением. Это важно не только для восстановления психологического благополучия, но и для поддержания здоровых отношений и достижения жизненных целей. Ранняя диагностика и адекватная помощь могут существенно улучшить прогноз и помочь человеку вернуться к полноценной жизни.

Способы избавления от синдрома выученной беспомощности

Синдром выученной беспомощности существенно ограничивает способность человека видеть альтернативные решения проблем. Для преодоления этого состояния необходимо активно практиковать поведение, которое приводит к успешным результатам и помогает оспаривать негативные мыслительные паттерны.

Существует несколько эффективных способов, как избавиться от синдрома выученной беспомощности.

Когнитивно-поведенческая терапия

  • Ведение записей в дневнике

Помогает развивать осознанность собственных мыслей и эмоций. Записывая моменты, когда возникает чувство беспомощности, важно анализировать свои реакции: какие мысли появлялись, как проявлялись эмоции и какие альтернативные взгляды на ситуацию могли существовать.

  • Трансформация восприятия

Начинается с постепенного перехода от негативного к нейтральному, а затем к позитивному взгляду на проблемы. Сложные задачи следует рассматривать как возможности для роста, разбивая их на мелкие выполнимые шаги. При возникновении трудностей важно сохранять спокойствие и искать решения.

  • Практические эксперименты

В этом случае преодоление синдрома выученной беспомощности заключаются в постепенном внедрении небольших позитивных изменений в жизнь. Важно продолжать действовать, даже если первые попытки кажутся безуспешными.

Причины появления синдрома выученной беспомощности
Фото: Freepik

Упражнения для укрепления уверенности

  • Работа с походкой

Помогает осознать влияние телесных проявлений на самооценку. Практикуя различные типы походки — от неуверенной до уверенной, можно научиться выбирать наиболее подходящий стиль, повышающий как внутреннее, так и внешнее восприятие себя.

  • Тренировка улыбки

Позволяет освоить различные эмоциональные состояния через мимику. Практика разных типов улыбок — от искренней до ироничной — помогает лучше управлять эмоциональным состоянием.

  • Телефонные диалоги

Развивают навыки уверенного общения через работу с интонацией. Тренировка различных эмоциональных оттенков в речи помогает лучше контролировать коммуникацию.

Важность поддержки со стороны окружающих

Социальная поддержка играет важную роль в преодолении синдрома. Окружение себя людьми, способными оказать эмоциональную поддержку в трудные моменты, значительно облегчает процесс восстановления. Это могут быть как близкие люди, так и единомышленники из различных сообществ по интересам.

Часто задаваемые вопросы о синдроме выученной беспомощности

Что делать, когда самостоятельные попытки справиться с проблемой оказываются недостаточными?

Если применяемые методы не приносят желаемого результата, это может свидетельствовать о глубоких корнях проблемы, уходящих в детские годы. В такой ситуации наилучшим решением станет обращение к профессиональному психологу для прохождения специализированной психотерапии.

По каким характерным мыслям и высказываниям можно определить наличие синдрома?

Такие люди часто произносят фразы вроде «не жили богато, нечего и начинать» или «зачем просить о повышении зарплаты, все равно откажут». Они могут убеждать себя в собственной несостоятельности: «у меня все равно ничего не получится», «на работе все умнее меня», «не стоит даже пытаться учиться танцевать — у меня нет таланта». Подобные мысли часто сопровождаются ощущением бессилия и убежденностью в том, что их голос и действия ничего не изменят.

Как проявляется влияние синдрома выученной беспомощности на принятие решений и мотивацию?

Люди, страдающие от выученной беспомощности, испытывают серьезные трудности с постановкой и достижением целей. Они всячески избегают ситуаций, требующих преодоления препятствий, и откладывают решение важных задач. Начав какое-либо дело, они часто бросают его при первых же сложностях или потере интереса. Понимание природы выученной беспомощности и активная работа над собой — ключ к преодолению этого состояния. Осознание проблемы и последовательные шаги по ее решению помогут вернуть контроль над жизнью, избавиться от пассивности и вновь начать получать удовольствие от каждого дня. Первый и самый важный шаг — взять ответственность за собственные действия. Помните: только вы способны изменить свою жизнь к лучшему.

Хотите познакомиться с коучингом?

Начните обучение уже сейчас. Смотрите 5 практических уроков от спроса к ясности и действию. Без мотивации — только инструменты, которые работают

Смотреть курс
Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Забрать
гарантированный
подарок
Получить грант
на обучение