24-28.11 ГЛАВНАЯ РАСПРОДАЖА ГОДА
ЦЕНЫ, КОТОРЫХ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ - Черная Пятница в 5 PRISM
Перейти к скидкам
Реклама. АНО ДПО «Академия «Пять призм».
Главная / Блог / Психология / Неофрейдизм: суть, теории и влияние на развитие общества

Неофрейдизм: суть, теории и влияние на развитие общества

Неофрейдизм
25.11.2025
526
Время чтения: 13 минут
Обновлено: 26.11.2025
Поделиться:

Хотите познакомиться с коучингом?

Начните с подборки материалов от коучей международного уровня, которые помогут найти своё призвание и зарабатывать от 150 000 ₽

Получить бесплатно
Содержание:

О чем речь? Неофрейдизм — одно из направлений психологии, сформировавшееся в 30-х годах ХХ века из фрейдизма благодаря его последователям. Они приняли за основу теории Фрейда, но ключевые понятия были доработаны. Суть подхода в том, что ведущую роль в поведении человека играют общественно-культурные воздействия, а не бессознательное.

На что обратить внимание? Крупнейшие представители неофрейдистов того времени — К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Г. С. Салливан и Э. Фромм. Каждый из них разработал свою теорию, но использовал те же психоаналитические методы, что и Фрейд: толкование сновидений, свободные ассоциации, трансфер. Сегодня неофрейдизм представляет множество различных концепций и подходов, лишь очень отдаленно связанных между собой.

Что такое неофрейдизм

Неофрейдизм (от греч. νέος — новый + фрейдизм) — направление в современной психологии, возникшее в первой половине XX века путем переосмысления классического психоанализа Фрейда и интеграции психологических идей с достижениями социальных наук и культурной антропологии.

Неофрейдизм
Фото: Freepik

Психоанализ Фрейда (фрейдизм) представляет собой метод исследования и терапии, направленный на выявление и осмысление скрытых бессознательных мотиваций человеческого поведения посредством анализа свободных ассоциаций.

Согласно теории Фрейда, человеческая психика состоит из трех уровней:

  • бессознательное;
  • предсознательное;
  • сознательное.

В терапевтической работе Фрейд постоянно наблюдал, как пациенты страдают от внутренних переживаний и импульсов, оставшихся вне сознания, которые негативно влияют на качество их жизни и становятся источником множества нервных и психических проблем.

Зигмунд Фрейд разработал уникальную концепцию структуры человеческой психики, состоящую из трех ключевых компонентов:

  • Ид («оно») — бессознательные инстинкты и желания, движущиеся принципом удовольствия.
  • Эго («я») — сознание, обеспечивающее адаптивное поведение и контакт с внешней средой.
  • Суперэго («сверх-я») — внутренний регулятор морали и этических норм, контролирующий поступки и формирующий совесть.

Фрейд использовал психоанализ для объяснения всех психических состояний, действий человека, исторических событий и социальных феноменов, трактуя их как проявления глубоко заложенных бессознательных мотивов, в первую очередь сексуальных влечений.

Гайды 5 Prism, которых нет
в открытом доступе
5 способов найти своё призвание и зарабатывать на нем от 150 000 руб.

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Как найти своё призвание и зарабатывать на нём от 150 000₽
На бесплатном курсе «5 шагов, как от страха и сомнений перейти к ясности и действиям»
pdf
20 коучинговых вопросов, помогающих определить сильные стороны личности
Вопросы, которые помогут понять свои сильные стороны, потребности и цели
word
До +40% роста дохода: уберите 9 блоков, мешающих вашим финансовым целям
Пошаговый алгоритм, как сделать так, чтобы цели достигались
pdf
Карта трансформации личности: как за 30 дней выйти на новую версию себя
Техника коучинга для улучшения всех сфер жизни
word
5 книг для развития эмоционального интеллекта и сильной коммуникации
Поможет достичь целей в быстрые сроки
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

Неофрейдисты стремятся уйти от биологического детерминизма классической теории Фрейда, подчеркивая важность социального контекста и культурного влияния на формирование личности. Их теория сосредоточена на анализе взаимодействия индивида с обществом, они рассматривают центральную проблему конфликта между личностными потребностями и социальными нормами.

Среди наиболее известных представителей неофрейдизма выделяются: Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. Нередко к этому течению также относят таких ученых, как А. Кардинера, Ф. Александера и других последователей психоанализа.

Суть неофрейдизма

Возникновение неофрейдизма в 1930-е годы стало реакцией на противоречия между классическими положениями учения Зигмунда Фрейда и новейшими открытиями в области экспериментальной психологии, антропологии и социологии. Представители нового течения проявили особый интерес к изучению роли социальных факторов, культурных традиций и философских концепций в формировании личности.

Неофрейдизм стремится объединить идеи Карла Маркса о влиянии социально-экономических условий и концепции Зигмунда Фрейда о бессознательных влечениях, чтобы глубже понять природу человеческого существования через призму взаимоотношений личности и общества.

Центральное понятие неофрейдизма, простыми словами, — это человеческая природа, обусловливающая ход истории. Отвергнув ключевые принципы классического психоанализа, такие, как абсолютизация инстинктов и пансексуальность, сторонники этого направления утверждают, что понимание человеческого поведения невозможно без учета социальных факторов и изучения их влияния на формирование личности.

Неофрейдисты сходятся во мнении относительно следующего:

  • Основой понимания человеческой природы служат социальные и культурные факторы, а не исключительно биология.
  • Теория инстинктов и либидо утратила свою актуальность; явления вроде эдипова комплекса и формирования суперэго зависят от конкретной культуры, а не являются общечеловеческими чертами.
  • Биологически обусловленные стадии развития (оральная, анальная фазы) подвержены значительным изменениям под воздействием культурных особенностей.
  • Изучение характера, тревог и неврозов должно основываться на анализе межличностных отношений.
  • Характер развивается независимо от сексуальности; напротив, именно личностные черты определяют форму сексуального поведения.
Не думайте долго — доверьтесь интуиции
Выберите одну карточку — узнайте свои скрытые сильные стороны
Кликните на первую понравившуюся. Мы покажем сильные стороны и подскажем, как их развить на бесплатном модуле.

Неофрейдисты, используя современные научные подходы, пересмотрели классические воззрения Фрейда, создав новую парадигму, учитывающую актуальные проблемы общества — агрессию, конфликты, моральный упадок. Сохраняя идею бессознательного, они ввели дополнительные акценты на роль социальных и культурных факторов в развитии личности, интегрируя социально-психологические, философские и историко-культурные методы исследования.

Основные теории неофрейдизма

В отличие от З. Фрейда, неофрейдисты фокусировались не столько на индивидуальной психологии, сколько на поиске объяснений социальных феноменов и структуры общественной жизни. Рассмотрим главные теории, разработанные представителями этого направления:

Понятие «сверхкомпенсации» А. Адлера

Альфред Адлер (1870—1937). представитель направления неофрейдизм, основал новое течение в психоанализе — индивидуальную психологию, где особое внимание уделялось проблемам компенсации и преодоления чувства собственной неполноценности.

Неофрейдизм
Фото: Freepik

Ключевые тезисы концепции:

  • Каждый человек обладает уникальной жизненной целью, которую он стремится реализовать, несмотря на внутренние ограничения и трудности.
  • Основной мотивацией поведения служит стремление к достижению успеха и самореализации, сопровождающееся чувством превосходства и уверенности в себе.
  • Чувство неполноценности возникает вследствие физических недостатков, социальных ограничений или психологической травмы.
  • Процесс преодоления этого чувства неполноценности происходит через механизм «сверхкомпенсации», когда человек развивает способности, компенсирующие изначальные недостатки, достигая выдающихся результатов в какой-то определенной области.

Адлер утверждал, что любой индивидуум пытается компенсировать чувство собственной неполноценности, развивая собственный стиль жизни, направленный на достижение фиктивной цели превосходства или совершенства. Проблемные моменты детства, такие как физические изъяны, гиперопека или неприятие родителями, усиливают это чувство, превращая его в устойчивый комплекс неполноценности — искаженное представление о собственной беспомощности и никчемности.

Карл Густав Юнг (1875—1961), коллега и соратник Адлера, принадлежавший к направлению неофрейдизма, разрабатывал концепцию коллективного бессознательного, содержащего архетипы — общие образы и символы, управляющие действиями как отдельных лиц, так и целых сообществ.

Хотите разобраться в себе, повысить личную эффективность и научиться принимать решения без страха и сомнений?

Бесплатный курс «5 шагов, как от страха и сомнений перейти к действиям» от Академии 5 Prism поможет развить навыки будущего, которые пригодятся в работе, бизнесе и жизни.

Что вы получите:

  • 5 коротких уроков от коучей международного уровня MCC ICF;
  • практические техники для управления эмоциями, стрессом и внутренним состоянием;
  • подход к целям, который возвращает энергию и мотивацию;
  • понимание, как применять коучинговое мышление для роста и устойчивости.

Этот курс подойдет тем, кто хочет понять себя, наладить внутренний баланс и начать действовать осознанно, а также специалистам, которые работают с людьми: HR, руководителям, коучам, психологам, предпринимателям.

Пройдите бесплатный курс и узнайте, как навыки осознанности и коучингового мышления помогают добиваться целей без выгорания и сомнений.

Теория К. Хорни

Карен Хорни (1885 — 1952) внесла значительный вклад в развитие неофрейдистской психологии, перейдя от биологической ориентации классического психоанализа к социокультурной перспективе.

Ее новаторским вкладом стало введение понятия «образ я», которое включает две составляющие:

  • Знание о себе — объективное понимание собственных качеств, способностей и возможностей.
  • Отношение к себе — самооценка и эмоциональное отношение к собственным качествам и действиям.

По мнению Карен Хорни, отношения между ребенком и родителями строятся на двух основных стремлениях — удовлетворении потребностей и обеспечении безопасности. Последнее имеет решающее значение: благополучные отношения формируют здоровые личностные качества, тогда как негативное поведение взрослых (насмешки, неисполненные обещания, излишняя забота, предпочтение другим детям) провоцирует у ребенка базовую тревогу — глубокое чувство одиночества и страха перед опасным миром.

Карен Хорни считала, что пережитая в детстве базальная тревога приводит к формированию невротических наклонностей у взрослого человека. Чтобы смягчить это чувство, дети используют защитные стратегии, называемые невротическими потребностями.

Она выделяла три базовых способа реагирования на окружающий мир:

  • Ориентация «к людям» — склонность к подчинению и поиску поддержки.
  • Ориентация «от людей» — стремление к изоляции и автономии.
  • Ориентация «против людей» — желание контролировать и доминировать.

Соответственно, Хорни различала три типа невротической личности: уступчивый; обособленный; агрессивный.

Карен Хорни рассматривала невроз как целостную систему личностных характеристик, где ключевыми элементами выступали невротические наклонности. Эти наклонности образуют внутреннюю структуру личности, взаимно воздействуя друг на друга и определяя ее поведение.

Хотя Хорни и признавала влияние культуры на развитие личности, все же продолжала придерживаться основного положения о решающем значении бессознательного в определении человеческого поведения.

Гуманистическая психология Э. Фромма

Эрих Фромм (1900–1980) стал ведущим представителем неофрейдизма благодаря созданию концепции гуманистического психоанализа. Его взгляды формировались в атмосфере Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (1929–1932), где возникла известная Франкфуртская школа.

Основное положение Фромма заключалось в том, что человеческое поведение обусловлено не врожденными качествами, а социальным окружением. Но в отличие от традиционной марксистской идеологии, Фромм подчеркивал, что типы личности формируются не прямым воздействием социальной среды, а дуализмом человеческого существования: экзистенциальным и историческим измерениями.

Экзистенциальная сторона человеческого существования, по Фромму, представлена двумя аспектами:

  • Человек рождается и умирает случайно, находясь между жизнью и смертью в неопределенном пространстве и времени.
  • Есть противоречие между потенциальными возможностями каждого индивида и ограниченностью их реализации из-за краткосрочности человеческого существования.

Исторические противоречия, согласно Фромму, кардинально отличаются от экзистенциальных: они не предопределены сущностью человека, а возникают и разрешаются самим человеком либо в течение его жизни, либо в последующих этапах исторического развития. Решение этих противоречий он видел в создании гуманистического общества, свободного от угнетающих и деструктивных социальных механизмов.

Неофрейдизм
Фото: Freepik

«Интерперсональная теория психиатрии» Г. С. Салливана

Гарри Салливан (1892–1949), известный американский психиатр и педагог, сформулировал концепцию межличностной психиатрии. Разработанная им интерперсональная теория (также называемая интерперсональным психоанализом) основана на идее, что важнейшим фактором формирования личности и психопатологии являются межличностные отношения.

Салливан начал развивать свою теорию в 1930-х и 1940-х годах. Суть концепции сводится к следующему:

  • Личность — это совокупность регулярно повторяющихся моделей межличностных взаимодействий.
  • Ключевыми психическими функциями (такими как восприятие, память, мышление и воображение) управляют именно межличностные процессы.

Эта теория подчеркивает важность социальных контактов в понимании и лечении психических расстройств.

Основные положения интерперсональной теории Салливана:

  • Личность неразрывно связана с межличностными отношениями: с первых дней жизни ребенок включен в социальные взаимодействия, и эта связь сохраняется на протяжении всех последующих лет.
  • Нарушения поведения человека возникают вследствие негативных воздействий межличностных отношений. Внутренним механизмом таких деформаций Салливан назвал персонификации — закрепившиеся образы себя и других, несущие соответствующие эмоции, мотивы и убеждения.
  • Главная потребность личности — избегать или снижать тревогу, что формирует особую организацию психики, называемую системой самости, или антитетической системой тревоги.

Салливан объединил психоанализ и бихевиоризм, акцентируя роль общения в формировании личности. Он детально изучал коммуникативные процессы и формирование образа другого, впервые введя в социальную психологию изучение стереотипов восприятия и оптимизирующих общение моделей.

Теория Салливана выступила первым примером успешного объединения различных подходов к изучению личности. Впоследствии многие психологи стали стремиться интегрировать лучшие идеи и открытия разных школ, расширяя возможности традиционных направлений.

Исследования Салливана, относящиеся к направлению неофрейдизма, не только затронули психологию личности, но и дали толчок развитию социальной психологии, открыв путь новым изысканиям в области восприятия и общения.

Влияние неофрейдизма на развитие общества и критика теорий

Идеи неофрейдизма, хотя и были основаны на психологических концепциях, оказали значительное влияние на общественную жизнь, этику и культуру. Особенно широко известные взгляды неофрейдистов распространились в 1960-е годы, став важным элементом движения «новые левые». Например, Вильгельм Райх пропагандировал «сексуальную революцию», а Герберта Маркузе привлекали идеи об одномерном человеке и необходимости радикально отказаться как от капиталистической, так и от социалистической систем.

Продолжатель психоаналитической традиции Эрик Эриксон (1902–1994) внес важный вклад в развитие науки, разработав эпигенетическую теорию развития личности. Он представил восьмиступенчатую модель психического роста, демонстрирующую, что развитие личности продолжается всю жизнь, проходя через разные возрастные этапы, начиная с младенчества и заканчивая старостью.

Теоретические построения неофрейдизма подвергались критике по нескольким направлениям:

  • Некоторые специалисты утверждали, что неофрейдизм не смог предложить оригинальную психологическую концепцию личности, оставшись лишь модификацией фрейдизма, усовершенствованной под требования современной науки.
  • Другие подчеркивали, что социальная среда для неофрейдистов оставалась второстепенной категорией, служившей лишь фоном для бессознательных процессов.
  • Наконец, третьи обвиняли неофрейдистов в отсутствии должной эмпирической базы, называя их теории спекулятивными. Например, идеи Карла Юнга основывались больше на личном опыте работы со сновидениями и мифологией, чем на научном экспериментальном знании.

Неофрейдизм выступил своеобразным переходным этапом между традиционным психоанализом и современными формами психотерапевтических практик. Сейчас он объединяет разнообразные концепции и подходы, слабо связанные между собой. Современные версии психоанализа порой настолько удалились от первоначальной фрейдовской модели, что сохраняют свое название лишь для противопоставления когнитивно-поведенческим и экспериментальным течениям в психологии.

Кратко неофрейдизм — это направление, нацеленное на выяснение причин психических расстройств через изучение влияния общества на личность, основная идея которого заключается в том, что корни многих душевных проблем кроются не внутри человека, а вовне. Материалистическая направленность современного общества часто приводит к чувству одиночества и отчуждению. Задача данного направления — найти способы, позволяющие человеку гармонично сосуществовать с обществом, не теряя собственного я.

Часто задаваемые вопросы о неофрейдизме

Какие особенности выделяют неофрейдизм среди других направлений психологии?

Подход неофрейдизма резко контрастирует с большинством направлений современной гуманистической психологии, такими, как гештальт-терапия, психодрама, семейная терапия и нарративный подход. Если в неофрейдизме общество традиционно воспринимается как нечто отрицательное и подавляющее индивидуальные стремления человека, то современная психология рассматривает социум как огромный источник ресурсов, полезный для личного роста и благополучия каждого члена общества.

Почему возникло направление неофрейдизма?

Одна из причин возникновения неофрейдизма — необходимость адаптации методов классического психоанализа к нуждам пациентов США в 1930-е годы. Поскольку европейская культура, в которой родился психоанализ Фрейда, сильно отличалась от американской, эмигрировавшие аналитики столкнулись с необходимостью пересмотреть базовые принципы психоанализа. Неофрейдизм стал ярким примером адаптации и трансформации психоаналитической теории, сделав ее соответствующей реалиям и ценностям американского общества.

Какие книги и авторы рекомендуются для изучения неофрейдизма?

Рекомендуемая литература по этому направлению: В. И. Добреньков «Неофрейдизм в поисках истины (иллюзии и заблуждения Эриха Фромма)» (1974). В. М. Лейбин «Психоанализ и философия неофрейдизма» (1977). Карен Хорни «Невроз и развитие личности». Данные книги раскрывают широкий спектр вопросов, касающихся происхождения, эволюции и идейных оснований неофрейдизма, позволяя читателю составить полное представление о данном направлении.

Хотите познакомиться с коучингом?

Начните обучение уже сейчас. Смотрите 5 практических уроков от спроса к ясности и действию. Без мотивации — только инструменты, которые работают

Смотреть курс
Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Забрать МЕГАскидки
в ЧЕРНУЮ ПЯТНИЦУ