Получите бесплатный доступ к вебинару «Как реализовать себя и удвоить доход на любимом деле»
calendar Дата: завтра
Получить доступ бесплатно
close
Реклама. 5prism.ru. erid 2SDnjd7CHYc

Нейропсихология: виды, задачи, методы

05.08.2024
104
Время чтения: 8 минут
Обновлено: 07.08.2024
Сохранить статью:
Нейропсихология: виды, задачи, методы

О чем речь? Нейропсихология — наука, связывающая физиологическую деятельность мозга и психические параметры человека. Нейропсихолог работает с детьми и подростками, у которых проблемы с развитием и поведением, а также со взрослыми людьми, пережившими травмы или болезни головы.

На что обратить внимание? Если психолог занимается эмоциональным состоянием человека, то нейропсихолог — когнитивными способностями в целом. В его арсенале различные методы диагностики и упражнения.

Суть нейропсихологии

Прежде чем разбираться с тем, что представляет собой нейропсихология и для чего нужна, остановимся немного подробнее на некоторых терминах. Возможно, на первый взгляд они могут показаться слишком скучными и сложными, однако без них не получиться понять, что представляет собой эта дисциплина.

Формирование нейропсихологии как самостоятельной дисциплины началось в середине прошлого века. Эта наука рассматривает мозг человека в качестве основы всех протекающих в организме процессов. Она находится на стыке нескольких дисциплин — общей психологии, психофизиологии и медицины. Ее можно определить как отрасль психологии, которая занимается изучением структурно-функциональной организации высших психических функций. Простыми словами нейропсихология — это наука, которая занимается изучением того, как психические процессы (высшие психические функции) реализуются на уровне головного мозга.

Суть нейропсихологии

Рассмотрим на примере чтения книг. В реализации этого психического процесса задействован ряд высших мозговых функций:

  • Программирования и контроля. Это функции, участвующие в формировании мотива и цели на чтение, а также алгоритма действий.
  • Зрительного символьного гнозиса (узнавания). Благодаря ей человек узнает и распознает буквы и печатные символы.
  • Устной импрессивной речи. Эта функция необходима для понимания прочитанного, заключается во внутреннем проговаривании текста в процессе чтения.

Кроме того, при чтении книг также задействуются другие высшие функции, в том числе праксис — произвольные целенаправленные движения (для манипулирования книгой), пространственный гнозис — восприятие пространства (чтение слева направо, правильная ориентация книги в пространстве) и др.

5 способов найти своё призвание и зарабатывать на нем от 150 000 руб.

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Бесплатный курс "Профессия коуч"
Узнаете, как применять коучинг в жизни и зарабатывать на нём
pdf
20 коучинговых вопросов, которые изменят вашу жизнь
Вопросы, которые помогут понять свои сильные стороны, потребности и цели
word
Медитация "Мечта" от Юрия Мурадяна
За 9 минут поймете, какая у вас мечта и как её достичь
pdf
Колесо самореализации
Техника коучинга для улучшения всех сфер жизни
word
Рабочая тетрадь «Действия, которые дают результат»
Поможет достичь целей в быстрые сроки
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек человек

А теперь поговорим о том, что представляют собой высшие психические функции. Это сложные формы сознательной деятельности, подчиняющиеся закономерностям психической деятельности, в основе которых лежат определенные мотивы, цели и программы.

Для того чтобы было понятнее, о чем идет речь, это определение можно разобрать по частям. Формы сознательной деятельности являются сложными, поскольку образованы множеством звеньев и функционируют совместно с другими высшими психическими функциями. Сознательность означает, что все действия выполняются осознанно, т. е. подчиняются воле человека. А цели, мотивы и программы нужны для осуществления контроля.

Суть нейропсихологии

История развития нейропсихологии

На протяжении столетий люди пытаются разгадать загадку человеческой психики, научиться влиять на мысли и чувства других. Знания прошлого основывались на наблюдениях и передавались потомкам в форме пословиц и поговорок. А после того как психологию выделили в отдельную научную дисциплину, человек может изучать работу психики при помощи сложных технических устройств.

Конечно, не стоит недооценивать роль античных философов в формировании дошедших до нас знаний, все же психология начала активно развиваться в эпоху Фрейда. В настоящее время человек может не только наблюдать и строить предположения, но и изучать психику на практике.

Первым о нейропсихологии заговорил советский психолог и врач-невропатолог Александр Лурия, доказавший существование связей между строением и функционированием мозга и высшими психическими функциями. Проводя исследования, он стремился к восстановлению утраченных функций и пораженных участков мозга за счет здоровых.

Врач предложил условное деление головного мозга на три взаимосвязанных функциональных блока:

  • Энергетический — обрабатывает информацию, поступающую от внутренних органов. Например, громкое урчание в животе подает мозгу сигнал о необходимости приема пищи. Основная задача этого блока заключается в обеспечении организма энергией и поддержании его жизнедеятельности.
  • Операционный — хранит данные, которые поступают от органов чувств (зрения, слуха, обоняния и осязания).
  • Блок программирования психических процессов находится в лобных долях головного мозга, контролирует опорно-двигательную систему. При повреждении участков, относящихся к этой группе, человек утрачивает способность к двигательным и мыслительным операциям.

Стабильное психическое поведение индивида обеспечивается за счет нормальной работоспособности всех трех блоков, нарушения в работе хотя бы одного из них влияют на функционирование остальных.

Изучением психических функций людей, пострадавших от техногенных катастроф, занималась последовательница А. Лурии — Евгения Хомская. В ходе исследований она пыталась выявить причины страха перед радиацией у группы людей, пострадавших от ее воздействия. Вклад ученого в изучение взаимосвязи головного мозга и эмоций нельзя недооценивать. Благодаря Хомской было создано подразделение психофизиологии, занимающееся исследованиями локальных повреждений головного мозга.

При обучении нейропсихологии и психологии в настоящее время также используются научные труды Лурии и Хомской.

История развития нейропсихологии

Виды нейропсихологии

Выделяют следующие разновидности нейропсихологии:

  • Клиническая. Работает с нейропсихологическими синдромами, которые возникают в случае поражения отдельных участков головного мозга.

В рамках клинической нейропсихологии специалисты установили, что нейропсихологический синдром представляет собой закономерное сочетание различных нарушений психических функций (нейропсихологических симптомов) в результате нарушения (или выпадения) какого-либо звена (фактора) функциональной системы.

  • Экспериментальная. Нацелена на исследование и работу с разного рода нарушениями психических процессов (восприятия, речи, памяти и т. п.), возникающими в результате локальных повреждений мозга, заболеваний центральной нервной системы.
  • Психофизиологическая. Работает с физиологическими механизмами нарушений высших психических функций, обусловленных поражением отдельных участков мозга (это своего рода продолжение экспериментальной нейропсихологии с использованием методов психофизиологии).
  • Реабилитационная. Заключается в разработке методик и техник восстановления высших психических функций, пострадавших в результате локальных повреждений мозговых структур.
  • Детская нейропсихология занимается изучением особенностей, закономерностей развития и нарушений мозговых механизмов высших психических функций у детей. В этом направлении нарушения чаще обусловлены не поражением мозговых структур, а функциональной слабостью отдельных участков мозга, которые могут быть активизированы или компенсированы в детском возрасте. Кроме того, специалисты разрабатывают методики диагностики и коррекции нарушений/отклонений в развитии психических функций.
  • Нейрогеронтопсихология. Направлена на изучение особенностей высших психических функций у лиц пожилого возраста при нормальном и патологическом старении, а также на исследования функционирования мозга, обусловленное возрастными изменениями (при физиологическом старении) или болезненными процессами атрофического, сосудистого или смешанного генеза (в случае старческой деменции).
  • Дифференциальная. Занимается исследованием организации психических процессов у здоровых людей, например, изучает различные индивидуальные варианты межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.
  • Нейропсихология пограничных состояний ЦНС направлена на изучение изменений мозговой организации высших психических функций в случае невротических состояний, различных заболеваний головного мозга, радиационного воздействия и т. п.

История развития нейропсихологии

По какому поводу обращаются к нейропсихологу

К специалистам центров нейропсихологии чаще всего обращаются родители, полагающие, что психическое формирование их детей не соответствует возрастной норме. Например, при подозрении на задержку речевого развития, аутические расстройства и другие нарушения.

книга
Для вас подарок! В свободном доступе до 19.09
Узнайте, с помощью коучинга, как выйти на новый финансовый уровень
Скачайте бесплатный фрагмент книги
"Делай как коуч"
книга

Кроме того, клиентами нейропсихологов могут быть и взрослые, нуждающиеся в восстановлении ослабленных или утраченных высших функций мозговой деятельности.

За консультацией к специалисту можно обратиться в случае:

  • эмоциональной нестабильности;
  • быстрой утомляемости (сонливости, подавленности, отсутствии сил);
  • плохой зрительной памяти;
  • нарушений слуха, речи;
  • частых простудных заболеваний;
  • неврозоподобных состояний;
  • повышенной возбудимости, легкой отвлекаемости;
  • сложностей с чтением и письмом и т. п.

С перечисленными выше проблемами можно обратиться к нейропсихологу, который в процессе работы должен добиться баланса ресурсных (сильных) и дефицитарных (слабых) структур головного мозга.

По какому поводу обращаются к нейропсихологу

Методы нейропсихологии

В клинической нейропсихологии используются различные методы, направленные на выявление проблем с познавательными процессами и характеристиками личности, речи, мышления, письма, счета и памяти пациента, связанных с нарушениями в работе мозга.

Нейропсихологи пользуются двумя группами методов, одна из которых направлена на получение теоретических знаний, а вторая используется специалистами на практике.

Первая группа включает в себя такие приемы, как:

  • Сравнительно-анатомический метод. Направлен на определение принципов работы головного мозга, анализ строения коры больших полушарий. Однако с его помощью сложно изучать функционирование различных мозговых структур.
  • Метод раздражения. Позволяет анализировать высшие психические функции. Реакция может быть прямой, непрямой и затрагивать отдельные нейроны. Первая предполагает непосредственное воздействие на отдельные участки коры головного мозга, например, электрическим током или механическими инструментами. У этого способа есть ограничения, поэтому чаще используется второй вариант, связанный с непрямым воздействием на мозг. Оно позволяет более естественно изучать функционирование мозговых структур, выявлять изменения электрической активности разных участков под воздействием естественных факторов.

Одной из наиболее распространенных методик является электроэнцефалограмма, позволяющая регистрировать изменения ритмов мозговой активности в ответ на определенное внешнее воздействие. Развитие экспериментальной нейрофизиологии позволило более тонко анализировать мозговую активность отдельных нейронов посредством вживляемых в них микроэлектродов.

  • Метод разрушения. Заключается в выведении из строя отдельных участков мозга подопытного животного и дальнейшем наблюдении за его поведением. В случае с людьми, такой прием используется для наблюдений за пациентами после нейрохирургического вмешательства или ранений в голову. Благодаря ему у врачей появилась возможность классифицировать необратимые и обратимые нарушения в функционировании участков центрального отдела нервной системы. В последнем случае мозговые функции восстанавливаются спустя какой-то период времени.

Александр Лурия предложил прием синдромного анализа, который и сегодня используют практикующие нейропсихологи. Он основан на системном изучении нарушений функций мозга и качественном рассмотрении существующего дефекта, для чего пациенту предлагаются специальные пробы, направленные на анализ различных познавательных процессов, произвольных движений и действий.

Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.

Что вы получите:

  • Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
  • Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
  • Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.

Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.

Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.

Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!

Кроме того, в нейропсихологии используются и современные исследовательско-диагностические методы, включая магнитно-резонансную томографию, компьютерную томографию, электроэнцефалографию.

Отличия нейропсихологии от смежных дисциплин

Поговорим о различиях между нейропсихологией и смежными дисциплинами.

В чем разница между психологом и нейропсихологом?

Психолог работает с эмоциональными состояниями пациента. Его задача заключается в том, чтобы помочь избавиться человеку от комплексов, преодолеть неуверенность в себе, тревожность, наименее болезненно справиться с карьерным, личным или возрастным кризисами.

С диагностированными расстройствами психики, такими, например, как генерализованное тревожное расстройство, пограничное расстройство личности, биполярное расстройство или депрессия, работает клинический психолог.

В то же время постановка диагноза и подбор медикаментозных лекарственных препаратов не входит в его компетенцию, этим занимается только специалист с медицинским образованием — врач-психиатр. Поскольку психология и клиническая психология относятся к гуманитарным специальностям, выпускники вузов по этим направлениям не вправе ставить диагнозы и назначать медикаментозное лечение. Однако, выявив в процессе работы с клиентом такую необходимость, они могут направить пациента на консультацию к психиатру.

Таким образом, деятельность психолога, клинического психолога и психиатра связана со стабильным эмоциональным состоянием клиента (пациента), его позитивным отношением к жизни. Поле их деятельности — эмоции, убеждения и поведение. В то время как задачи, стоящие перед нейропсихологией, связаны с умственными способностями человека — мышлением, речью, памятью, вниманием.

Если проблемы в школе у подростка обусловлены неуверенностью в себе, а также сложностями в выражении эмоций, то ему может понадобиться работа с психологом. А вот сложности с усвоением и запоминанием материала, чтением и письмом, координацией движений, неконтролируемой агрессией могут потребовать уже консультации нейропсихолога.

В чем разница между нейропсихологом и логопедом?

Похожесть медицинского логопеда с нейропсихологом заключается в том, что оба специалиста работают с восстановлением, поддержкой и развитием высшей психической деятельности. Однако сфера профессиональных интересов первого ограничена одной когнитивной функцией — речью. К этому специалисту можно обратиться в тех случаях, когда проблемы вызваны травмой, болезнью, индивидуальными особенностями развития, врожденными физиологическими особенностями, отставанием в формировании, произношении или разграничении звуков.

Однако речевые нарушения в большинстве случаев существуют не сами по себе, а связаны с другими сложностями, такими, например, как проблемы восприятия, памяти, концентрации, недостаток внимания. Те участки мозга, которые отвечают за речь человека, тесно взаимосвязаны с областями, ответственными за другие психические функции, поэтому сбои в работе одного из них влекут за собой проблемы в других. В связи с этим медицинские психологи должны обладать базовыми знаниями об основах нейропсихологии.

Работа немедицинских логопедов в основном связана с решением проблем, вызванных особенностями развития мышц речевого аппарата, а также с нарушениями чистоты, четкости и скорости речи (заиканием, шепелявостью, картавостью и т. п.). Если существующие трудности вызваны нарушениями в работе отдельных мозговых структур, то потребуется помощь медицинского логопеда.

В чем разница между нейропсихологом и логопедом?

Особенности детской нейропсихологии

Родовые травмы, болезни, перенесенные в раннем возрасте, операции, проведенные под общим наркозом, травмы головного мозга и т. п. могут привести к таким проблемам у ребенка, как:

  • задержка психического развития (ЗПР);
  • задержка речевого развития (ЗРР) и другие речевые нарушения (в этом случае потребуется совместная работа логопеда и нейропсихолога);
  • двигательные сложности (нарушения крупной и мелкой моторики);
  • повышенная утомляемость;
  • проблемы с памятью, вниманием, логическим мышлением и пр.

Школьная неуспеваемость, сложности с освоением программы дошкольного образовательного учреждения, проблемы с письмом, чтением и счетом, памятью, вниманием могут быть вызваны нейропсихологическими особенностями. Мозг каждого человека уникален и развивается в своем темпе, однако в общеобразовательных школах подход ко всем детям носит одинаковый и массовый характер, без оглядки на те или иные особенности ученика. В связи с этим современные учащиеся зачастую не могут без помощи специалистов справиться со школьной программой.

Наиболее эффективной в большинстве случаев станет комплексная работа нескольких специалистов: детского нейропсихолога, логопеда, психотерапевта. Совместно они помогут ребенку справиться со всем спектром проблем, начиная с нейропсихологических нарушений и заканчивая эмоциональными и поведенческими сложностями (страхом, тревожностью, отсутствием желания учиться, проблемами в общении с одноклассниками и учителями и т. п.).

Специально разработанный комплекс двигательных и дыхательных упражнений научит ребенка чувствовать свое тело, контролировать движения, выполнять их плавно и четко. Коррекционные занятия в рамках нейропсихологии запускают следующие процессы в мозгу пациентов:

  • В первую очередь происходит рост и развитие двигательных зон коры головного мозга, которые по каким-то причинам не были своевременно сформированы.
  • Кроме того, развиваются и укрепляются межполушарные связи, без которых гармоничная мыслительная деятельность практически невозможна.
  • Помимо этого, в процессе коррекционной работы мозг получает энергетическую подпитку, повышается умственная работоспособность, ускоряются все психические процессы.

В процессе выполнения нейропсихологических упражнений ребенок учится контролировать свои движения, что приводит к развитию тех участков мозга, которые отвечают за планирование, программирование и контроль. А наличие этих навыков облегчит жизнь человека не только в детстве, но и во взрослом возрасте.

Упражнения нейропсихологии

Нейропсихологические упражнения предназначены для диагностики функциональных нарушений, а также используются в коррекционно-развивающей деятельности.

Большинство таких действий направлено на работу с первым и вторым уровнями развития высших психических функций.

Можно выделить следующие виды упражнений:

  • кинестетические (статические), которые заключаются в повторении статических движений;
  • кинетические (динамические), основанные на динамическом праксисе, т. е. повторении динамических действий.

В основном пациенты выполняют телесные, пальцевые и кистевые кинестетические и кинетические движения.

При статических упражнениях выполняются повторы статичного положения тела, а также отдельно рук, ног, пальцевые и кистевые позы.

При выполнении динамических нейропсихологических действий пациент последовательно повторяет различные (меняющиеся) положения тела, кистей рук, пальцев. Развивающий эффект основан именно на последовательной смене движений.

Кроме того, в нейропсихологии используются кинетические упражнения, направленные на удержание равновесия, развитие вестибулярного аппарата, а также отделов головного мозга и психических функций, которые за них отвечают.

Сложно представить себе практическую нейропсихологию без так называемых реципрокных или разнонаправленных упражнений для двух половин тела, рук или отдельных частей лица. Для их выполнения необходима согласованная, но одновременно с этим разнонаправленная работа обоих полушарий мозга. Во время таких действий активируются особые отделы мозга, которые как раз и отвечают за согласованность движений.

Многие нейропсихологические упражнения являются комплексными, включающими в себя различные виды. Перечисленные ниже делятся на группы условно, поскольку подразумевают акцентирование внимания на определенных механизмах, однако чаще всего используются совместно с другими:

  • упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук (графомоторные, пальцевые и кистевые, включая реципрокные), в том числе пальчиковая гимнастика;
  • зрительные, тактильные и соматогностические упражнения, связанные с узнаванием отдельных ощущений, восприятия;
  • сенсомоторные упражнения, в которых одновременно задействуются как восприятие, так и определенные движения (например, повторение действий в соответствии с определенным звуком или воспроизведение какого-то звука при совершении телодвижения);
  • дыхательные упражнения направлены на управление дыханием, способствуют развитию самоконтроля, произвольности;
  • глазодвигательные способствуют улучшению восприятия, активизации процесса обучения, повышают межполушарное взаимодействие (особенно при выполнении однонаправленных и разнонаправленных движений глаз и языка);
  • повторяющиеся упражнения, связанные с пространственным расположением объектов (включаются в состав телесно-двигательных и графомоторных комплексов).

Для развития третьего (абстрактного) уровня высших психических функций используются следующие группы нейропсихологических упражнений:

  • символические, в основе которых лежит воспроизведение персонифицированных действий, присутствующих в обычной жизни человека;
  • упражнения, направленные на развитие когнитивных функций (внимания, памяти, мышления);
  • отдельная группа упражнений, нацеленная на развитие эмоциональных, коммуникативных и социальных функций (в данном случае больше внимания уделяется психологическому и личностно-ориентированному подходу в коррекционно-развивающей работе с пациентом).

Когда нейропсихология не будет эффективной

Несмотря на всю пользу для диагностики и коррекции нарушений, в ряде случаев применение нейропсихологии не будет эффективным.

Во-первых, заметно отсутствие результата при несовместимости методов и целей терапии. В нейропсихологии применяются определенные игры, методики и техники, которые могут не подойти конкретному пациенту или не соответствовать его целям. К примеру, для получения навыков управления стрессом больше подойдет психотерапия с фокусом внимания на соответствующих стратегиях.

Во-вторых, не будет желаемого эффекта в случае несоответствия проблемы клиента методам исследования. Так, не принесет результата работа с нейропсихологом, если проблемы человека обусловлены социальными и культурными факторами. В подобной ситуации следует обратиться за помощью к семейному психологу или психотерапевту, т. е. к специалистам, которые помогут разобраться с затруднением.

В-третьих, использование методов нейропсихологии может помочь в определении проблемы, однако эти же приемы не принесут желаемого результата из-за индивидуальных качеств пациента. Так, некоторые особенности структуры и функционирования мозга могут влиять на психическое здоровье человека, но при этом нейропсихологические методики лечения не помогут. К примеру, люди, страдающие аутизмом, иначе обрабатывают получаемую информацию.

Кроме того, эффекта от нейропсихологии не будет в том случае, когда пациент не участвует в терапии и не следует рекомендациям специалиста. Реального результата можно достичь только при активном включении в нейропсихологическую терапию и соблюдении рекомендаций. В противном случае положительного итога можно не ждать.

Часто задаваемые вопросы о нейропсихологии

Какой возраст оптимально подходит для обращения к детскому нейропсихологу?

Большинство специалистов в области детской нейропсихологии работает с детьми, начиная с пяти и до 12 лет, оптимальным считается возраст с пяти до девяти лет. В этот период мозг ребенка достаточно гибок и податлив для проведения коррекционной терапии и при этом достаточно развит, чтобы выполнять упражнения и формировать новые навыки.

Что должны знать родители перед походом к детскому нейропсихологу?

На занятиях ребенка с нейропсихологом в обязательном порядке должен присутствовать родитель (законный представитель) или другой родственник. Взрослый наблюдает за работой специалиста, благодаря чему сможет для закрепления результатов продолжить выполнение заданий дома.

Какие есть полезные книги о нейропсихологии?

В приведенном ниже списке книги написаны достаточно простым языком, без излишнего количества научных терминов, а потому изложенная в них информация доступна для понимания неспециалистов: А. Р. Лурия «Основы нейропсихологии»; О. Сакс «Человек, который принял жену за шляпу»; В. С. Рамачандран «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми»; Э. Бэнкс, Л. Хиршман «На одной волне. Нейробиология гармоничных отношений»; Р. Хансон, Р. Мендиус «Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии». Нейропсихология помогает диагностировать и корректировать целый ряд психологических и неврологических проблем. Однако нельзя сказать, что абсолютно каждый может получить желаемый результат. Выбирая коррекционную терапию, важно исходить из индивидуальных особенностей, а также запроса пациента. Только специалист сможет подобрать эффективные методики для преодоления существующих трудностей.

Вам также может понравиться
Эффективное чтение: как достичь должного уровня восприятия информации
16.09.2024

Эффективное чтение: как достичь должного уровня восприятия информации

Культура общения и ее уровни

Культура общения и ее уровни

Способы развития навыков мышления
14.09.2024

Способы развития навыков мышления

Как активировать пассивный словарный запас

Как активировать пассивный словарный запас

Особенности отношений между родителями и детьми

Особенности отношений между родителями и детьми

От Microsoft до NASA: 5 историй о том, как коучинговый подход меняет мир

От Microsoft до NASA: 5 историй о том, как коучинговый подход меняет мир

Не хватает общения: причины, последствия, способы исправить ситуацию

Не хватает общения: причины, последствия, способы исправить ситуацию

Виды и механизмы стресса

Виды и механизмы стресса

Физиогномика: связь черт лица и характера человека

Физиогномика: связь черт лица и характера человека

Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Забрать
подарок
Подходит ли
вам профессия
коуча