О ком речь? Модальная личность представляет собой наиболее часто встречающийся тип в определенной социокультурной среде. Это статистически преобладающий вариант, отражающий характерные черты большинства представителей общества.
Что учесть? Особенности модального типа заключаются в демонстрации механизмов социального развития, прогнозировании общественных изменений и разработке эффективных стратегий взаимодействия в различных социальных группах.
Понятие модальной личности
Модальная личность – это, если кратко, одна из ключевых концепций в социологии, описывающая наиболее распространенный тип личности в данном обществе. Линтон ввел понятие «нормативная личность», которое представляет собой культурный идеал. В отличие от него, модальная личность – это конкретный статистически преобладающий тип.

Изучение взаимосвязи личности и общества акцентируется на модальной личности, являющейся ключевым понятием. Психологические особенности членов социальной группы выявляются через это понятие. Характерные черты модальной личности:
- Формируется через социализацию человека в конкретных культурных условиях.
- Демонстрирует эффективную приспособляемость к условиям окружающей действительности.
- Обладает стабильным комплексом психологических и социальных качеств.
- Представляет собой доминирующую по частоте встречаемости модель индивидуальности внутри определенного общества или его сегмента.
В зависимости от устройства конкретного социума определяется, сколько различных модальных типажей в нем присутствует и как они соотносятся между собой. Модальная личность представляет собой вероятностную категорию, что допускает одновременное существование множества таких типажей в границах единой культурной среды.
Личность формируется через вовлечение в культурные нормы и ценности общества. Социальные институты (например, семья, школа, СМИ) и группы (друзья, коллеги) играют ключевую роль в этом процессе. Как соответствие личности модальному типу, так и успешность социализации влияют друг на друга. Нарушения или искажения в процессе социализации могут привести к появлению девиантного типа личности.
В эмпирических социологических исследованиях активно применяется концепция «модальной личности», которая открывает широкие возможности для изучения различных аспектов общества и человека, в том числе:
- Помогает проанализировать воздействие общественных структур и явлений на становление индивидуума.
- Определяет уровень гомогенности или гетерогенности коллектива.
- Обнаруживает превалирующие психические особенности участников конкретного социального объединения.
Данная концепция выступает значимым методом для социологических изысканий. Более того, исследование трансформаций преобладающего типа индивида позволяет отследить культурные и общественные изменения в социуме.
Важно разграничивать термин «модальная личность» и схожие категории – характер нации и социальный характер. Если говорить о национальном характере, он описывает черты, присущие всему народу. Социальный же характер применим лишь к отдельной общественной группе внутри единой культурной среды.
В современной социологии возникают сомнения по поводу концепции модальной личности. Некоторые ученые считают, что это понятие недостаточно учитывает уникальность и индивидуальность каждого человека. Также говорится о том, что подход, основанный на статистике, не всегда способен отражать все разнообразие личностных типов в обществе.
В условиях глобализации и быстрых социальных перемен концепция модальной личности остается актуальной. Более того, существует потребность в ее пересмотре с учетом современной ситуации в XXI веке.
История развития концепции модальной личности
А. Кардинер, Р. Линтон и К. Дюбуа считаются основателями концепции базовой и модальной личности, одного из подходов научной школы «Культура и личность» в психологической антропологии первой половины XX века. Взаимосвязь между личностью и культурой/общностью, членом которой она является, устанавливают приверженцы данной концепции.
Следует различать понятие «базовая личность» и «модальная личность». Модальная личность представляет собой совокупность личностных черт, наиболее типичных для одной общности, в то время как базовая личность – совокупность личностных характеристик, присущих людям одной культуры.
Абрам Кардинер, американский антрополог и психоаналитик, высказал критику в адрес конфигурационалистов за их способ определения культуры через систему общих идей и убеждений членов сообщества. Он представил свою собственную теорию о базовой структуре личности, считая подход конфигурационалистов слишком широким.
Согласно Кардинеру, базовая личность является ключевой личностной структурой, формируемой культурой. Под ней подразумевается набор склонностей, представлений и особенностей взаимоотношений, помогающих индивидууму достичь стабильности и удовлетворенности в окружающей среде, а также быстро адаптироваться к особенностям культуры.
Кардинер, продолжатель идей Фрейда, акцентировал внимание на анализе воздействия практик ухода за детьми в определенной культуре на формирование базовой структуры индивида, отнесенных им к первичным институтам. Он различает первичные и вторичные социальные институты, от которых зависит формирование основной личности культуры.
Первичные институты – это те, что создают базовую основу личности (семья, место жительства, социальное происхождение), вторичные – те, что вытекают из самой базовой личности (фольклор, религия, мифология).

В своих исследованиях «Психологические границы общества« и «Индивидуум и его общество« Кардинер сфокусировался на изучении относительно изолированных племен, таких как команчи, алор, пленвиль, тробрианд, квакиутл, цуни, эскимосы. Он применял свою теорию базовой структуры личности исключительно к этим культурам. Однако, признавая это, Кардинер отмечал, что его теория может быть не совсем применима к более современным культурам.
Американский антрополог Р. Линтон (1893–1953), соавтор книги «Индивидуум и его общество», вместе с основателем теории Кардинером приступил к модификации и дополнению их концепции. Целью было установить основные черты личности, соответствующие каждой конкретной культуре.
Однако, поскольку исходная теория не подходила для современных крупных культур, Линтон перешел к более практичному понятию «модальной личности», которая отражает наиболее распространенный тип личности в данном обществе.
В отличие от базовой личности, модальная описывает характеристики, присущие большинству членов общества, а не всем. Особое внимание Линтон уделяет общностям, а не культурам, так как это соответствует современным объединениям, включающим в себя различные культуры.
Концепция «модальной личности», введенная последовательницей Кардинера Корой Дюбуа, основывается на ее опыте работы как этнографа и психолога. Ее исследования показывают, что каждое общество имеет свою уникальную структуру личности, которая не обязательно применима ко всем его членам.
Для анализа этой концепции Дюбуа использует различные методы, в том числе включенное наблюдение, проективные тесты (такие как Роршаха и ТАТ) и анализ личных биографий.
Изначально концепция модальной личности привела к исследованиям национального характера, который включает в себя особенности и уникальные характеристики определенной этнической группы.
В 1969 году вышла публикация А. Инкелеса и Д. Левинсона под названием «Национальный характер: исследование модальной личности», где каждая модальная личность составляет от 10 до 30 процентов.
Национальный характер теперь определяется различными типами модальных личностей, а понятие модальной личности стало более статистическим, что позволяет описывать черты не только этнических групп, но и религиозных, профессиональных и других.
Концепция инкультурации возникла как продолжение работ М. Мид и А. Кардинера, посвященных исследованию детского возраста. М. Херсковиц сформулировал данное понятие в 1949 году, описывая процесс, при котором индивид усваивает культурные ценности и традиции преимущественно в ранние годы жизни.
Понятие близко к социализации, означающей принятие общественных норм, однако фокусируется именно на передаче культурного опыта. Процесс охватывает образовательную деятельность, воспитательные практики и, более широко, постижение различных культурных областей через накопление жизненного опыта.
В середине XX столетия супруги Уайтинг инициировали масштабное исследование, охватившее шесть государств различных континентов – от азиатских Филиппин и Японии до африканской Кении, включая Индию, Мексику и один из провинциальных городов США.
Начиная с 1954 года, Джон и Беатриса Уайтинг проводили детальное сравнение того, как растят детей в этих культурах, анализируя модели поведения, специфику межличностного общения и воспитательные практики.

Ранее, в начале 1960-х годов, Джон Уайтинг опубликовал научную статью под названием «Процесс социализации и личность», где систематизировал предположения о том, как ранний опыт ребенка формирует его поведенческие паттерны во взрослой жизни. Эта публикация базировалась на теоретических разработках Кардинера.
Еще раньше, в 1953 году, в соавторстве с И. Чайлдом вышла книга «Воспитание детей и личность: межкультурное исследование». В этой работе исследователи модифицировали теоретическую модель А. Кардинера, введя вместо его «первичных институций» новые понятия – «системы обеспечения» и «практические шаги воспитания детей».
Супруги Уайтинг опубликовали психокультурный анализ в своей работе, посвященной детям из шести различных культур, куда вошли материалы наблюдений. Ранее, в 1963 году, данные этого научного изыскания уже были представлены в издании, рассматривающем вопросы детского воспитания в шести культурных средах.
Отличие базовой личности от модальной
Для погружения в особенности модальной личности важно понимать ее связь с базовой личностью. Базовая личность представляет собой набор характеристик, присущих людям из одной культуры. Представьте группу жителей одной страны, у которых схожие ценности, традиции, стиль жизни. Все эти черты формируют основу личности.
В различных общностях людей преобладают типичные черты, которые описывает модальная личность. Этот «средний портрет» индивида отражает основные тенденции в коллективе.
Хотите разобраться в себе, повысить личную эффективность и научиться принимать решения без страха и сомнений?
Бесплатный курс «5 шагов, как от страха и сомнений перейти к действиям» от Академии 5 Prism поможет развить навыки будущего, которые пригодятся в работе, бизнесе и жизни.
Что вы получите:
- 5 коротких уроков от коучей международного уровня MCC ICF;
- практические техники для управления эмоциями, стрессом и внутренним состоянием;
- подход к целям, который возвращает энергию и мотивацию;
- понимание, как применять коучинговое мышление для роста и устойчивости.
Этот курс подойдет тем, кто хочет понять себя, наладить внутренний баланс и начать действовать осознанно, а также специалистам, которые работают с людьми: HR, руководителям, коучам, психологам, предпринимателям.
Пройдите бесплатный курс и узнайте, как навыки осознанности и коучингового мышления помогают добиваться целей без выгорания и сомнений.
Например, в современном мире весьма распространено использование цифровых технологий. Поэтому в нынешних сообществах можно выделить так называемого «человека цифрового» как модальную личность.
В среде существует определенный тип личности, который является доминирующим, но это не означает, что все должны быть такими же. Каждый человек уникален, и его особенности могут не соответствовать принятому стандарту. Не нужно стремиться к идеалу модальной личности, важно быть самим собой.
Модальные типы личности
Современное общество формирует специфические психологические типажи, получившие название «модальных личностей». Их появление обусловлено цифровой революцией и процессами всемирной интеграции, которые определяют основные приоритеты и мировоззренческие установки нынешнего поколения:
«Человек глобальный»
В эпоху всемирной интеграции формируется новый тип индивида – «человек глобальный». Его отличительными чертами выступают космополитические взгляды и принятие культурного многообразия. Цифровое пространство становится для такого человека естественной средой взаимодействия с миром и источником знаний.
Владение несколькими языками позволяет ему выстраивать международные связи, а постоянное самосовершенствование помогает оставаться востребованным в условиях планетарного соперничества. Такая личность не замыкается в рамках одной культуры, а, напротив, активно участвует в кросс-культурном диалоге и совместных проектах глобального масштаба.
«Человек цифровой»
Современный представитель вида «человек цифровой» – это индивид, чья жизнь переплетена с миром цифровых устройств и онлайн-среды. Такой человек нередко испытывает привязанность к портативной электронике и платформам социального взаимодействия, что порой приводит к ослаблению живых межличностных контактов.
Ключевыми особенностями этого типа личности выступают способность оперативно усваивать потоки данных, навык эффективного поиска необходимых сведений в глобальной Сети и быстрое освоение технологических новинок.
Виртуальная реальность служит для него естественной средой обитания, где он решает профессиональные задачи, получает образование, проводит досуг и поддерживает коммуникацию с окружающими.
«Человек потребляющий»
Маркетинговые технологии оказывают существенное воздействие на определенный психологический тип людей, которые испытывают непрерывное желание обновлять свои вещи. Приобретение различных услуг и продукции становится для таких индивидов инструментом выражения собственной групповой идентичности и общественного положения.

Рекламные месседжи и актуальные веяния моды провоцируют у них спонтанные решения о покупках. Подобная категория людей, известная как «человек потребляющий», характеризуется фокусировкой на накоплении и использовании физических ценностей.
«Человек мобильный»
Стремление к непрерывному расширению жизненного опыта и получению свежих эмоций характеризует современного кочевника. Такой индивид не привязан к конкретной географической точке проживания. Готовность контактировать с незнакомыми людьми и восприимчивость к неизведанному отличают подобный психотип.
Быстрое приспособление к меняющимся обстоятельствам дается ему без усилий. Концепция «человека мобильного» описывает личность, для которой возможность исследовать планету и отсутствие ограничений в передвижениях представляют фундаментальную ценность. Регулярная смена локаций и странствия составляют основу жизненного уклада.
В каждом индивидууме данные характерные модели поведения способны сочетаться с разной интенсивностью проявления. Знание подобной классификации способствует эффективному выстраиванию коммуникации с окружающими, с учетом их индивидуальных черт и приоритетов, а также помогает глубже разбираться в актуальных общественных явлениях.
В концепцию модальной личности необходимо включить гендерный аспект, предполагающий разделение на маскулинные и фемининные варианты типичной личности.
Традиционно складывались характерные для мужчин и женщин личностные паттерны, на формирование которых оказывали воздействие патриархальные представления о распределении ролей между полами.
Под влиянием эмансипационных тенденций сегодня наблюдается изменение устоявшихся в конкретном социуме моделей женственности и мужественности.
Помимо масштабных общенациональных характеристик, существуют территориально обусловленные психологические портреты, которые формируются под влиянием культурных и исторических традиций конкретных территорий.
Например, анализируя российское общество, исследователи отмечают различия в психологических характеристиках жителей северных и южных регионов, сибиряков и населения европейской территории, а также уникальность черт жителей различных республик и областных центров.
Профессиональная принадлежность человека формирует характерные особенности, позволяющие определить общие черты у ученых, военнослужащих, работников обслуживания, бизнесменов и прочих профессиональных групп.
Часто задаваемые вопросы о модальной личности
Сколько существует модальных личностей?
Существует множество различных модальных личностей в обществах с мультикультурным составом, каждая из них соответствует определенной социальной группе или субкультуре.
Влияет ли модальная личность на социальный прогресс?
Социальный прогресс существует благодаря множеству различных личностных типов, которые являются отражением текущего состояния общества. Однако, если общество будет состоять только из модальных личностей, это может привести к замедлению развития.
Может ли модальная личность влиять на поведение людей?
Личность с модальными чертами оказывает влияние на поступки людей путем установления стандартов мышления, реакций и общего образа жизни, присущих определенной группе. Например, модальный тип личности характеризуется следованием социальным нормам и ожиданиям, придерживается общепринятых правил поведения, даже если они противоречат собственным убеждениям. Трансформация социально-экономической структуры порождает новые модальные типы личности. Культурные изменения, в свою очередь, влекут за собой преобразование нормативного типа. При этом культура, несмотря на связь с обществом, развивается по собственным законам и представляет собой отдельный процесс. Попадая в измененную социальную действительность, индивид неизбежно усваивает возникающие правила и нормы поведения. Таким образом, личностные типы находятся в прямой зависимости от культурных и общественных преобразований.



