- Подходы к изучению истоков человеческой психики
- Как зарождалась человеческая психика
- Особенности формирования и эволюционного развития психики человека
- Социальные и биологические факторы формирования психики
- Этапы формирования психики человека
- Периоды развития психики
- Формирование и развитие психики в деятельности
- Часто задаваемые вопросы о формировании психики
О чем речь? Формирование психики человека связано с его способностью активно взаимодействовать с окружающим миром, распознавать речь и поведение других людей, удовлетворять свои потребности, совершать обдуманные действия.
На что обратить внимание? Действия (индивидуальные или совместные) являются ключевым фактором формирования человеческой психики. В процессе трудовой, игровой или учебной деятельности задействуются высшие психические функции: мышление, речь, воображение, память.
Подходы к изучению истоков человеческой психики
Вопрос о зарождении и развитии ментальных процессов традиционно воспринимается как один из наиболее трудных в психологии и социологии. Основная сложность обусловлена отсутствием четких объективных признаков наличия сознания. Существует несколько различных подходов к объяснению истоков психики:

- Антропопсихизм, разработанный Р. Декартом, утверждает, что только человек обладает сознанием и, следовательно, психикой, в то время как животные лишены этих качеств.
- Панпсихизм, поддержанный Б. Спинозой, предполагает, что психика является неотъемлемой характеристикой любой материальной сущности, тем самым снимая вопрос о ее возникновении.
- Биопсихизм, ассоциирующийся с Аристотелем, рассматривает психику как душу, присущую всем живым организмам, даже растениям.
- Нейропсихизм, который развивали Ч. Дарвин и Г. Спенсер, определяет наличие нервной системы как строгий и объективный критерий существования психики.
- Мозгопсихизм, предложенный К. Платоновым, утверждает, что психика может возникнуть и развиваться только у организмов, обладающих трубчатой нервной системой и головным мозгом.
А. Н. Леонтьев не согласился с упомянутыми точками зрения, выдвинув личный критерий, отличающийся объективностью и практичностью. Согласно его точке зрения, ключевым признаком психики является умение индивида реагировать на неживые аспекты окружающей среды, такие как колебания в составе воздуха, водные ресурсы, особенности местности и температурные колебания.
Как зарождалась человеческая психика
Возникновение человеческой психики произошло несколько миллионов лет назад, когда коллективное взаимодействие и общение привели к формированию общественной связи между людьми — социальной общности, являющейся важным условием выживания. В тот период человечество обрело возможность, используя осознанные действия, одолевать крупных и сильных животных. Именно к этому времени исследователи относят момент появления психики как таковой.
Постоянная активность играет ключевую роль в формировании психики человека. Эволюционируя, индивид оказывается непрерывно вовлечен в различную деятельность и движение. Физическая активность благоприятно сказывается на возникновении глубокого внутреннего мира. Живое существо становится не просто обладателем интеллекта, но и членом общества. Взаимодействие между людьми в процессе работы и отдыха способствует развитию их психики.
Особенности формирования и эволюционного развития психики человека
На начальном этапе психическое развитие человека значительно уступало возможностям современного мозга. До появления кроманьонцев мышление и психика отличались дологическим характером.
В первобытные времена преобладало мышление, основанное на фантазиях и мифических рассуждениях (в современном мире подобный тип мышления свойственен маленьким детям). В тот период жизнь человека была тесно связана с символами, мифами и архетипами. В мифах люди искали отклик на свои переживания. Сознание не отражало реальность, а создавало ее мифологическим образом, наделяя предметы магическими свойствами.
На протяжении всей истории человеческое сознание непрерывно эволюционировало. Нервно-психические процессы становились все более сложными и усовершенствованными. Психика постепенно научилась контролировать инстинктивные побуждения, заменяя их социально обусловленным поведением, необходимым для выживания в обществе.
Специфика деятельности человека требовала постоянного развития психомоторных навыков и интеллектуальных способностей. Адаптация к труду стимулировала совершенствование мозга. Разнообразие речевых сигналов, возникающих в рабочем процессе, способствовало его дальнейшей эволюции и улучшению психических функций.
Социальные и биологические факторы формирования психики
В текущих исследованиях возрастной психологии выделяются два ключевых детерминанта формирования психики и поведенческих характеристик человека: биологический и социальный.
Биологический фактор охватывает наследственные и врожденные аспекты психики, оказывающие влияние с самого момента рождения. Наследственность определяется генетическим кодом, передающимся от родителей и предков. Это проявляется в физических особенностях, моделях поведения, интеллектуальных способностях, а также в возможных отклонениях в развитии. Врожденные особенности, такие как состояние здоровья мозга и других систем организма, а также их внешние проявления, также относятся к биологическому фактору. Они формируются в период вынашивания беременности, во время родовой деятельности и в течение первых часов жизни.

Решающую роль в формировании и развитии человеческой психики, наряду с генетическими предпосылками, играет социальное окружение и прежде всего среда обитания. Под этим подразумеваются обстоятельства жизни и роста индивида, совокупность внешних воздействий.
Социальное формирование психики и биологические факторы, влияющие на ее развитие, находятся в неразрывной связи. В дополнение к ним важным аспектом является личная активность человека. Она побуждает к саморазвитию, позволяя индивиду воспроизводить себя, раскрывая свой потенциал и выражая индивидуальность.
Этапы формирования психики человека
Формирование поведения и психики представляет собой сложный нелинейный процесс, характеризующийся этапами, переходами и кризисными моментами. Жизненный путь обычно разделяют на несколько ключевых периодов.
- Детство: от рождения до 11 лет. В этот период происходит становление ключевых умений. Ребенок осваивает способы взаимодействия с окружающей средой, познавая ее посредством игры и эмоциональной связи с близкими. К окончанию данного этапа начинает формироваться самосознание.
- Подростковый возраст: от 12 до 17 лет. Этот период характеризуется кризисом самоопределения, бунтарством и поиском своего места в мире. Все это свидетельствует об интенсивной работе по формированию личности. Данный этап играет важную роль в закладке основных жизненных принципов.
- Начало взрослой жизни: от 18 до 30 лет. Эта стадия знаменуется достижением самостоятельности, построением профессиональной карьеры и личных отношений. Человек стремится к гармонии между независимостью и ответственностью.
- Период зрелости: от 30 до 55 лет. Наблюдается укрепление психического состояния, жизненные ориентиры приобретают четкость. Приоритетными становятся общественное признание, ценность семьи и поиск более глубокого смысла жизни. Вместе с тем именно в зрелом возрасте человек может впервые задаться вопросом о правильности выбранного пути.
- Пожилой возраст: старше 60 лет. Время осмысления прожитого, анализа достижений и порой пересмотра взглядов. Несмотря на возрастные изменения в организме, интеллектуальная деятельность может оставаться активной при создании благоприятных условий. Ключевыми факторами здесь выступают проявление мудрости, поддержание общения с окружающими и осознание собственной полезности.
Периоды развития психики
Процесс формирования психики человека условно делится на ряд стадий, привязанных к конкретным возрастным отрезкам. Необходимо понимать, что истоки многих фобий, комплексов и психологических проблем лежат в детстве. Даже кажущиеся незначительными события способны глубоко укорениться в подсознании и оказать влияние на формирование личности.
Рассмотрим основные фазы психического развития более подробно.
Младенческий возраст. Новорожденный полностью зависим от взрослых, и удовлетворение его потребностей всецело лежит на их плечах. На данном этапе ребенок практически не способен к взаимодействию с внешней средой: его зрительные и слуховые функции находятся в процессе развития. Задача родителей — активно способствовать освоению малышом способов «общения» с окружающим миром. Это предполагает развитие как мелкой, так и крупной моторики, а также тактильное восприятие различных цветов, текстур и форм предметов.
Ранний детский возраст. Временной отрезок от года до трех лет знаменуется первыми шагами к самостоятельности. Малыш активно осваивает навыки ходьбы, бега и прыжков, изучает окружающие его предметы и постепенно овладевает речью. Значимые взрослые выступают для него в роли образца для копирования. Прежде чем проявить инициативу в каком-либо деле, ребенок должен сначала понаблюдать за действиями окружающих.
freepik.com
На данном этапе происходят значимые события в психическом развитии: ребенок постигает функциональность вещей и начинает осознавать мотивы своих поступков. Важнейшим аспектом психического становления является проявление собственного я. Постепенно ребенок начинает отделять свои поступки от действий взрослых, что играет важную роль в формировании самооценки и определении себя как личности.
Младший дошкольный возраст. Ребенок проявляет большую самостоятельность и формирует первичное самосознание. Его моторика хорошо развита, а речь становится разборчивой, что иногда создает иллюзию равенства со взрослыми. Однако малыш подсознательно чувствует, что действия старшего поколения обусловлены определенным смыслом; люди действуют не только на основе знаний, но и по каким-то неведомым ему причинам.
Хотите разобраться в себе, повысить личную эффективность и научиться принимать решения без страха и сомнений?
Бесплатный курс «5 шагов, как от страха и сомнений перейти к действиям» от Академии 5 Prism поможет развить навыки будущего, которые пригодятся в работе, бизнесе и жизни.
Что вы получите:
- 5 коротких уроков от коучей международного уровня MCC ICF;
- практические техники для управления эмоциями, стрессом и внутренним состоянием;
- подход к целям, который возвращает энергию и мотивацию;
- понимание, как применять коучинговое мышление для роста и устойчивости.
Этот курс подойдет тем, кто хочет понять себя, наладить внутренний баланс и начать действовать осознанно, а также специалистам, которые работают с людьми: HR, руководителям, коучам, психологам, предпринимателям.
Пройдите бесплатный курс и узнайте, как навыки осознанности и коучингового мышления помогают добиваться целей без выгорания и сомнений.
Старший дошкольный возраст. Ребенок все больше отдаляется от взрослых и начинает развивать чувство ответственности за свои поступки. Этот этап также определяется возрастающей потребностью взаимодействовать со сверстниками. Дети начинают понимать основные правила и взаимосвязи через практическую деятельность и способны делать простые логические заключения.
Младший школьный возраст. Погружение в образовательную среду, потребность адаптироваться к новому кругу общения и снижение персонального внимания со стороны учителей существенным образом сказываются на психологическом благополучии ребенка. Дети по-новому оценивают свою деятельность, обретают способность анализировать происходящие с ними перемены, осознавая эволюцию самосознания. Это стимулирует развитие умений планирования и самоконтроля.
Подростковый возраст. Приблизительно с 11 до 14 лет начинается период одного из ключевых этапов взросления. В это время подросток испытывает желание расстаться с детством, стремится приобщиться к миру взрослых, однако не спешит брать на себя должную ответственность. Подростки могут демонстрировать готовность к «взрослым» действиям, но в то же время ощущают ностальгию по беспечным дням детства, ассоциирующимся с чувством вседозволенности. Очень вероятно, что на данном этапе подростки склонны к совершению спонтанных и необдуманных поступков, нередко наперекор родительским установкам и общепринятым правилам.
Формирование и развитие психики в деятельности
Формирование психики неразрывно связано с участием в деятельности. Психика представляет собой умение мозга воспринимать данные об окружающей среде, конструировать модель реального мира и, опираясь на нее, координировать собственное поведение. Следовательно, без участия психических механизмов деятельность человека была бы невозможна.
Ключевым компонентом психики являются психические процессы, такие как восприятие, концентрация, воображение, память, мышление, речь и другие. Степень их развития и функционирование напрямую обусловлены деятельностью. В то же время психические процессы выступают как важнейшие составляющие любой человеческой активности: коммуницирования, развлечения, получения знаний и труда.
В процессе деятельности складываются ключевые типы восприятия: осознание глубины, траектории и темпа движения, чувство времени и пространства. Воображение неразрывно связано с деятельностью, поскольку мы не можем представить то, что не было пережито на собственном опыте.
Деятельность влияет на формирование еще одного компонента психики — психических свойств, к которым относятся базовые черты личности, такие, как темперамент, характер и способности. В частности, темперамент может воздействовать на динамику деятельности, корректируя ее эффективность.
Часто задаваемые вопросы о формировании психики
До какого возраста происходит формирование психики ребенка?
Психическое развитие ребенка — это непрерывный процесс, охватывающий все этапы его жизни, а не только определенный возрастной отрезок. Созревание ментальных функций и становление личности — это длительный путь, продолжающийся с момента рождения и до взрослого состояния. Тем не менее в этом развитии выделяются ключевые периоды, соотнесенные с разными возрастными этапами. Наиболее распространенной является периодизация, предложенная советским психологом Даниилом Элькониным, который описал этапы психического развития от младенчества до 15, а в некоторых случаях и до 17 лет.
Какие компоненты включает в себя процесс социального формирования психики?
В структуру психики входят разнообразные процессы, такие как восприятие, концентрация внимания, фантазия, способность к запоминанию, мышление, речевые навыки и другие. Развитие и функционирование этих процессов неразрывно связано с активностью человека и его взаимодействием с окружающим миром.
Что представляет собой наивысшая степень формирования структуры психики и развития психических способностей?
Сознание является уникальным для человека уровнем развития психики. Оно позволяет личности выражать себя через абстрактное мышление и эффективно регулировать отношения с окружающим миром как в природной, так и в социальной среде. Личность не является врожденной структурой, она формируется на протяжении жизни. Этот процесс происходит через активное взаимодействие с предметами и явлениями, в ходе которого индивид совместно с другими людьми включается в создание и поддержание культурной среды и общественного производства.


