Как быть не спасателем, а помогающим практиком и не выпадать из этой роли

25.09.2024
765
Время чтения: 4 минуты
Обновлено: 08.11.2024
Сохранить статью:
Как быть не спасателем, а помогающим практиком и не выпадать из этой роли

«Я только спросить» — это новая рубрика журнала, в которой помогаем разобраться в нюансах работы коуча. Вы задаете вопросы — мы отвечаем. Вам только спросить? Тогда заполняйте → анкету

Эльвира Гайнуллина — коуч, психолог, куратор Академии 5 Prism — рассказывает, чем опасна роль Спасателя для коуча и клиента, как ее распознать и как помочь себе оставаться в коуч-позиции во время сессии.

Синдром спасателя — это психологическая модель поведения, при которой человек чувствует сильную потребность постоянно помогать другим, даже в ситуациях, когда его помощь не запрашивается или не требуется.

Отчетливо помню начало своего пути в коучинге: беспокойство и тревога, что, несмотря на мои усилия, некоторые клиенты не добиваются успеха. Привычная реакция — «нырнуть, чтобы их спасти». Сегодня, спустя более 500 часов практики, мне хочется дать пару важных советов себе той, которая не мыслила себя вне роли Спасателя.

Но сначала поделюсь метафорой, с помощью которой будет проще понять суть работы коуча.

Представьте, что вы опытный мореплаватель, который уверенно курсирует среди волн. Вам встречаются парусные яхты с капитанами: некоторые из них уже участвуют в регате, а другие впервые вышли на открытую воду. Их лодки качаются, но они не утопающие, которых нужно спасать, а рулевые, которые учатся держать штурвал и направлять свой корабль к цели.

Эта метафора как нельзя лучше иллюстрирует суть нашей профессии. Задача коуча не просто увести клиентов от подводных камней, но и научить их самостоятельно управлять своим судном.

Почему роль Спасателя вредит и коучу, и клиенту

1. Поддержка инфантилизма клиента

Взаимодействие с клиентом переходит в плоскость отношений «Взрослый − Ребенок».  Каждый раз, когда клиенту предстоит новое решение, он ждет, что его коуч сделает выбор за него. Клиент не научается брать ответственность за свои поступки и не становится капитаном своего корабля под названием «жизнь».

2. Чувство вины 

Спасатель ощущает ответственность за свои советы и свою помощь. А значит, если клиент терпит неудачу, коуч может начать ощущать вину. Кроме того, клиент может начать обвинять коуча в своем провале. 

3. Работа с некоучинговым запросом

Роль Спасателя не позволяет увидеть целостную картинку запроса клиента, который иногда лежит в плоскости психотерапии. «Не навреди» — первостепенное правило, которое будет в таком случае нарушено. 

4. Выход из коучинговой позиции

В момент, когда «просыпается» Спасатель, коуч перестает слушать и слышать клиента. Он выходит из нейтральной, недирективной, фактичной позиции, а значит, прекращает быть коучем. 

Как заметить, что Спасатель взял вверх

→ Большую часть времени говорит коуч, а не клиент. Золотое правило «80 на 20» нарушено. 

→ Коуч перебивает клиента и часто без разрешения делится своим опытом.

→ Внутри возникает ощущение «мне виднее, я профессионал». Особенно, если запрос клиента лежит в плоскости вашей экспертизы за пределами коучинга. Как результат, тон голоса превращается в наставнический/ учительский, появляются директивные фразы.

→ Внутренний фокус: «результат любой ценой». Если за время сессии не удалось достичь результата, может быть увеличено время встречи.

Что же может помочь оставаться в коуч-позиции

  • Вспомнить собственный опыт 

Сколько раз вам давали советы и сколькими из них вы реально воспользовались? Решения и выводы, до которых клиент дошел сам, ценнее в тысячу раз.

  • Признать, что перед вами взрослый

Вся его жизнь — это череда осознанных и неосознанных выборов. Именно они привели его в ту самую точку, которую он проживает в настоящий момент. И к вам клиент пришел, чтобы увеличить количество сознательных самостоятельных выборов. Сессия – это мини-формат проживания жизни клиентом. Если вы все время будете «спасать», когда же клиенту учиться плавать? 

  • Работать с собой и внутренним состоянием 

Начните замечать, когда именно просыпается ваш спасатель. Вы всегда в этой роли или только в коучинге? Со всеми клиентами или с определенными? Осознание причин появления маски Спасателя — уже половина успеха. Когда вы доберетесь до глубинной сути своего спасательского режима, то поймете, с чем вам самим важно поработать в коучинге, терапии или супервизии.

  • Тренировать навык концентрации и состояние медитации

Учитесь выключать внутренний голос, чтобы слышать и слушать именно человека перед собой, а не мыслемешалку в голове. Быть в тишине при работе с клиентом — это навык, который важно целенаправленно развивать.

  • Не быть финансово-зависимым от коучинга

Это важно в начале коучинговой практики. Когда коуч изо всех сил старается заработать в новой профессии, он начинает зависеть от результата клиента: «Надо сделать сильные кейсы, надо получить положительные отзывы». Это автоматически переводит его в позицию «над» или «под», где разрушается партнерство и включается состояние «помочь любой ценой».

И напоследок хочу сказать: чувствовать, что в вас проснулся Спасатель, совершенно нормально в начале коучинговой практики. Примите это как этап профессионального роста и обязательно разберите этот вопрос с супервизором. А я желаю вам на этом пути честности с собой и осознанности. 

Появился вопрос? Задайте его в → анкете.

Подписывайтесь на наши обновления!
Здесь экспертные статьи, полезные обзоры и поддерживающие истории — от коучей, психологов и редакции 5 Prism. Каждую субботу вас будет ждать дайджест новых материалов.

Вы подписались на рассылку!

Ждите письма с анонсами материалов на вашей электронной почте

Вам также может понравиться
«К коучу или психотерапевту?» Разбираемся, в чем разница между этими направлениями

«К коучу или психотерапевту?» Разбираемся, в чем разница между этими направлениями

«Спроси у коуча»: Как достойно выстраивать отношения со значимыми для меня людьми

«Спроси у коуча»: Как достойно выстраивать отношения со значимыми для меня людьми

Хандра или депрессия: как коучу за плохим настроением клиента не упустить важные симптомы

Хандра или депрессия: как коучу за плохим настроением клиента не упустить важные симптомы

Рабочий день коуча, куратора и преподавателя из Екатеринбурга

Рабочий день коуча, куратора и преподавателя из Екатеринбурга

Как сделать ознакомительную встречу с клиентом началом долгосрочной работы

Как сделать ознакомительную встречу с клиентом началом долгосрочной работы

Коуч-технологии в предпринимательстве: как строить бизнес в нестабильном мире

Коуч-технологии в предпринимательстве: как строить бизнес в нестабильном мире

Поддерживать, а не коучить: как переключать роли за рамками сессий

Поддерживать, а не коучить: как переключать роли за рамками сессий

5 лет в Академии 5 Prism: команда о своем опыте в цифрах, эмоциях и событиях

5 лет в Академии 5 Prism: команда о своем опыте в цифрах, эмоциях и событиях

Как быстрее выходить на истинный запрос клиента

Как быстрее выходить на истинный запрос клиента