- Структура личности согласно Юнгу
- Основные архетипы по Юнгу
- Развитие теории архетипов Юнга
- «Искатель»
- «Мудрец»
- «Простодушный»
- «Герой»
- «Маг»
- «Бунтарь»
- «Славный малый»
- «Шут»
- «Заботливый»
- «Любовник»
- «Творец»
- «Правитель»
- Польза от знания собственного архетипа
- Способы определить свой архетип
- Часто задаваемые вопросы об архетипах по Юнгу
- Каково определение архетипа по Юнгу?
- Каковы различия между психологией архетипов Юнга и Фрейда?
- Какой из архетипов по Юнгу считается основным или центральным?
- В какой книге Юнг обсуждает архетипы?
- Где используются знания об архетипах?
- Правда ли, что архетипы есть в сказках?
О чем речь? Архетипы по Юнгу — это подсознательные установки человека, которые определяют его восприятие окружающей реальности и самого себя и отвечают за мотивацию и поступки. Их можно назвать основой структуры личности.
На что обратить внимание? Архетипы — часть коллективного бессознательного. Это означает, что они одинаковы для всех людей в мире и никоим образом не зависят от особенностей воспитания и социальной среды.
Структура личности согласно Юнгу
Понятие архетипа впервые представил Карл Густав Юнг, который являлся основоположником аналитической психологии и лучшим учеником знаменитого Зигмунда Фрейда. Слово переводится с древнегреческого языка как «прообраз»: arche — «начало» + typos — «образ». Юнг условно разделил структуру человеческой психики на две обширные сферы: сознание и подсознание.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
В сознании человека хранятся мысли, чувства, эмоции, воспоминания, объективные переживания, а в подсознании копится все то, что мозг не в состоянии полностью контролировать: сны, образы, стереотипы, интуиция, вдохновение и т. п. Это можно сравнить с айсбергом: над водой возвышается лишь малая часть огромного ледника, а вся глыба, о размерах которой мы можем лишь догадываться, скрыта в бездне океана. Также и с психикой человека — сознание является только видимой верхушкой, а глубоко спрятанная часть — подсознание.
Сфера психики, недоступная для контроля и анализа, названная Карлом Юнгом подсознанием, имеет любопытную структуру, в которой выделено два основных элемента: индивидуальное бессознательное — приобретенное самим индивидом, и коллективное бессознательное — общее для всего человечества, своего рода «наследственная память», закодированная в ДНК, полученная от предыдущих поколений на генетическом уровне. Этот глубинный информационный слой состоит из архетипов.
Архетипами называются ценности, взгляды, неосознаваемые установки, все то, что в значительной степени определяет мышление человека, мотивирует и побуждает индивида к определенному поведению. Эта система образов проявляется в символической форме в наших сновидениях. В реальной жизни мы можем перевоплощаться в роль определенного прототипа и действовать в соответствии с его сценарием.
"Делай как коуч"
Согласно концепции Карла Юнга архетипов в коллективном бессознательном очень много, однако он особо выделил несколько наиболее важных.
Как было упомянуто выше, в соответствии с теорией архетипов Юнга, личность состоит из трех взаимодействующих компонентов: сознательного, бессознательного и «эго» — центрального элемента. Связь «эго» с психическими процессами определяется как сознание. Образ «Я», через который «эго» взаимодействует с социумом, называется персоной.
Между сознательным и бессознательным находится «цензор» сознания (выполняет функцию морального фильтра, препятствует проникновению запретных импульсов к сознанию) и «тень» (нежелательные и подавляемые качества самой личности).
Между коллективным и индивидуальным расположены архетипы «Анима»/«Анимус», связанные с мужским и женским внутренним образом. Глубинным ядром человеческой личности является «Самость». Изначально «Эго» и «Самость» сливаются воедино, однако в процессе взросления происходит разделение, а позже, в середине жизни индивида, они опять объединяются.
Далее мы более подробно рассмотрим основные архетипы Карла Густава Юнга.
Основные архетипы по Юнгу
Карл Юнг выделил несколько ключевых архетипов, при этом он делал акцент на том, что их может быть неограниченное множество. Согласно его теории, данные образцы напоминают наполненный сосуд, уникальное содержимое которого определено историей, культурой и личным опытом индивида. В связи с этим один и тот же шаблон у различных людей может проявляться по-разному. Рассмотрим несколько примеров.
- «Маска».
Этот архетип по Юнгу олицетворяет персону, а именно то, как мы позиционируем себя в обществе. Существует понятие «социальные маски», которые человек использует в зависимости от обстоятельств. Люди могут демонстрировать разное поведение в различных контекстах или ситуациях в зависимости от роли, которую они для себя выбрали.
Например, женские архетипы по Юнгу тоже зависят от социальных и культурных условий жизни. Женщина может иметь много «ролей»: дочь, мать, жена, подруга, любовница, начальница, подчиненная, клиент и др.
Архетип «Маска» (персона) воплощает социальное в человеке. Люди одевают «маску», чтобы соответствовать правилам, нормам и ожиданиям общества, скрывать истинную сущность и неприемлемые для окружающих качества, проявления и желания. Каждый из нас уже с детства учится «носить маски».
У этого шаблона есть значительный недостаток: если человек слишком сильно идентифицирует себя с «маской», он рискует потерять собственное «Я» и полностью слиться с выбранной ролью.
- «Тень».
Среди центральных архетипов Юнга важное место занимает «Тень», также известная как «Альтер-эго». Она таит в себе все темное, неприятное и нежелательное, то, что мы стараемся скрыть от других людей. В ней сосредоточены наши биологические инстинкты, сексуальные переживания, а также недостатки, пороки, слабые стороны личности.
В «Тень» уходит все то, что не соответствует общественным нормам и правилам, собственным морально-нравственным представлениям и ценностям, например, агрессия, похоть, корыстолюбие, зависть, лицемерие и т. д. Элементы «Тени» могут быть разными, а их «комплект» значительно различается в зависимости от культуры и эпохи, в которой живет индивид.
Согласно предположениям Юнга, у каждого человека есть «темная сторона» — те качества, которые он не принимает в себе, не желает замечать. «Тень» может проявляться в сновидениях в виде кошмарных образов: демонов, монстров, змей. Людям свойственно проецировать свою «Тень» на других, уличая их в «порочности».
- «Анима»/«Анимус».
Этот заслуживающий внимания архетип по Юнгу играет значительную роль в формировании гендерной идентичности, обозначает наличие женских черт в мужской психике («Анима») и, наоборот, мужских черт в женской («Анимус»). В мужчинах «Анима» проявляется через такие личностные качества, как чувствительность, излишняя впечатлительность, высокая эмоциональность, нежность. У представительниц прекрасного пола «Анимус» выражается в невероятной смелости, склонности к доминированию и властности.
В отличие от «Маски», «Анима»/«Анимус» — это настоящее «Я» человека, а не «роль для окружающих», отражающая взаимодействие коллективного и индивидуального бессознательного. Социум может диктовать индивиду определенные правила и вынуждать следовать шаблонам поведения в зависимости от его пола. Например, мальчики не должны плакать, а девочкам непозволительно проявлять агрессию и драться.
Навязывание подобных стереотипов, когда рекомендованная роль не соответствует самоощущению «Анима»/«Анимуса», может привести к острому внутреннему конфликту.
Подавление внутренних «Анимов»/«Анимусов» может вызвать проблемы в психическом развитии и стать причиной одностороннего развития личности.
- «Самость».
Верховный архетип, известный как «Самость», объединяет в себе коллективное и индивидуальное бессознательное с сознанием человека. Его становление происходит по мере формирования различных личностных качеств индивида.
Как отмечал Карл Юнг, дисбаланс между бессознательным, не поддающимся осмыслению, и разумным сознательным может вызвать психологические проблемы, поэтому очень важно понимать, что человеческая личность имеет разные стороны, и учитывать, что между ними возможны конфликты.
Кроме основных, выделяются и другие довольно значимые архетипы по Юнгу, их описание мы рассмотрим ниже.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
- «Мать».
Сам по себе архетип считается базовым. Как утверждает Юнг, у него множество вариантов проявления. Этот собирательный образ ассоциируется с такими качествами, как материнская забота, доброта, поддержка, сострадание, магическая сила женской мудрости, духовное развитие, выходящее за рамки рационального мышления. В любом полезном порыве, способствующем процветанию и плодородию, присутствует материнское начало.
Материнский прообраз может проявляться по-разному: реальная мать семейства, бабушка, крестная мать, свекровь или теща, кормилица или няня, очень близкая женщина.
В качестве положительных божественных образов следует рассматривать Деву Марию, Деметру, Бастет, а примером негативного являются хтонические богини: Астарта, Исида, Кали, Геката, Сехмет.
- «Отец».
Данный образец связан с материальным миром и событиями, которые происходят в рамках пространства и времени. Он оказывает влияние на происходящее через свое сознание и желания, приближаясь к ним, управляя ими и изменяя их. Образ отца символизирует отношение к труду, успеху в обществе, политике и развитию связей с детьми. Наряду с этим для своих наследников он является олицетворением экстравертного мира как среды, где они могут расти и развиваться.
Данный архетип по Юнгу вмещает в себя энергию коллективной власти и является реальным воплощением принципа Логоса. Для него характерны такие качества, как активность, деятельность, продвижение, дифференцирование и суд, достаток и разрушение.
«Отец» может проявляться в облике «Старейшины», «Короля», «Патриарха», божественных фигур различных вероисповеданий. В негативном плане его образ воплощается в преследующих монстрах, злодеях, демонах, уничтожающих все вокруг и порабощающих роботов.
Образ отца связан с небесами и солнцем, ветром и молнией. К сильной отеческой энергии имеют отношение все фаллические символы: жезл, посох, оружие. Этот архетип проявляется через такие понятия, как иерархия, размерность, длительность, мера и степень их выраженности (больше/меньше, лучше/хуже).
- «Ребенок».
Данный шаблон является олицетворением того, что в психике человека может выделиться из коллективного бессознательного и принять некую индивидуальную форму. Божественное дитя символизирует саженцы, молодые побеги, будущие надежды, жизненный потенциал и возрождение. Этот архетип по Юнгу является предшественником «Героя» — малышом, который нередко обладает сверхъестественными способностями и проявляет таланты уже на ранних этапах своего развития.
«Ребенок» будет тесно связан с архетипическим образом «Матери» до тех пор, пока не установится равновесие между зависимостью от мамы и собственной автономностью. Как правило, идентификация с Божественным ребенком, любимчиком и баловнем — это заманчивый способ избежать взрослой ответственности и болезненной сепарации.
«Ребенок» может символизировать христианскую доктрину в образе младенца Иисуса. Также, возможно, это детеныши различных живых существ, которые несут соразмерную инстинктивную энергию: птиц, рыб, млекопитающих, земноводных, рептилий.
Очень часто «Ребенок» проявляется в образе Питера Пэна. Заброшенные и обделенные вниманием дети отождествляются с Маугли. Маленький принц — отражает нарушение процесса сепарации дитя от матери.
Мотив «Ребенка» схож с ценностью, которую трудно заполучить, он изменчив и может принимать различные формы: удивительной жемчужины, драгоценного камня, красивого цветка, золотого яйца или шара, сосуда, четверицы и т. д. Ранняя травматизация зарождающегося «эго» приводит к перевоплощению детской энергии в образ робота, скелета, лизуна, гомункулуса.
Развитие теории архетипов Юнга
Согласно суждениям Карла Юнга, коллективное бессознательное таит в себе бесчисленное множество архетипов. Ученый выделил лишь самые значимые и ключевые типы, которые послужили основой для формирования других классификаций.
Позже теория об архетипах Юнга была доработана и усовершенствована. Исследователи К. Пирсон и Х. Марр определили влияние образцов на жизнь человека, объединив классическую систему взглядов Юнга с теорией базовых социальных мотивов Д. Мак-Клелланда, Х. Хекхаузена и теорией базовых человеческих потребностей А. Маслоу.
В результате была разработана увлекательная теория о 12 архетипах Юнга и Пирсон-Марра, которая в настоящее время очень популярна и широко применяется в различных областях человеческой деятельности. Эта концепция основывается на том, что у каждого человека есть один доминирующий образец, который в большей степени влияет на его убеждения и отношения, способствует формированию определенного стиля поведения:
«Искатель»
Все усилия направляет на то, чтобы понять и постичь окружающий мир. Стремится к самопознанию и самореализации, достижению новых вершин. Живет насыщенной и активной жизнью, постоянно находится в гуще событий, ощущая пульс времени. Основные черты архетипа:
- высокая активность;
- целеустремленность и амбициозность;
- самостоятельность и стремление к независимости;
- честность по отношению к себе и другим людям;
- неприятие рутины, монотонности, однообразия;
- готовность к риску.
Среди известных личностей можно выделить таких «искателей», как Евгений Баженов, Леонид Парфенов, Николай Фоменко.
«Мудрец»
Среди архетипов по Юнгу этот еще известен как «Мыслитель», «Философ», поскольку для него важнейшей целью является поиск и понимание истины. Такой человек обладает развитыми интеллектуальными способностями, вся его деятельность направлена на понимание сути этого мира и достижения уровня признанного эксперта.
«Мудрец» боится допустить ошибку в суждениях, обмануться в ожиданиях. Ему более интересна теория, нежели практика, поэтому он может всю жизнь что-то изучать, много размышлять, так и не приступив к практическим действиям. Основные черты данного типа личности:
- развитое критическое мышление;
- высокие интеллектуальные способности и тяга к знаниям;
- умение четко формулировать мысли и идеи;
- предпочтение теории практике.
Этот образец характерен для Сократа, Галилея, Будды.
«Простодушный»
Нередко таких людей называют большими детьми или наивными, так как они верят, что в идеальном мире каждый имеет право быть самим собой и при этом не нести никакой ответственности. Они не стараются преодолевать возникающие препятствия, как правило, откладывают решение проблемы на потом, надеясь, что все наладится само собой. «Простодушный» верит в лучшее будущее и надеется, что ему удастся сделать жизнь безупречной. Основные черты архетипа по Юнгу:
- жизнерадостный;
- доверчивый и беззащитный;
- искренне желает быть счастливым;
- умеет расположить к себе открытостью и оптимистичным отношением к миру;
- стремится нравиться и приносить радость окружающим;
- очень боится совершить ошибку и быть наказанным.
Среди известных личностей тоже встречаются «простодушные», например, киногерои: Евгений Иванович Трошкин (Доцент) из фильма «Джентльмены удачи» — добрейший человек, директор московского детского сада; Людмила Добрыйвечер из кинокартины «Королева бензоколонки» и др.
«Герой»
«Герой», «Воин» и «Победитель» — архетипы мужчин по Юнгу, олицетворяющие отважного защитника и храбреца. Вся их жизнь наполнена стремлением продемонстрировать миру свое могущество, невероятную выносливость, власть, значимость и компетентность. Такие люди не ищут легких путей, выбирают самые сложные способы достижения цели, проявляя бесстрашие и удивительную силу воли. Обычно действия направляют на уничтожение зла и помощь людям.
Возможно, «Герой» боится выглядеть трусом, поэтому старается в любой ситуации быть сильным, смелым, не показывать уязвимости. Может вести себя высокомерно, заносчиво, необузданно. Человек с данным архетипом Юнга:
- отважный, храбрый;
- решительный, настойчивый;
- жесткий;
- целеустремленный;
- дисциплинированный;
- стремится защищать;
- делит мир на черное и белое;
- имеет склонность к хвастовству.
Такие люди всегда готовы защищать и поддерживать слабых. Образ «Героя» часто встречается как в реальной жизни, так и в кинофильмах: Бэтмен, Джеймс Бонд и др.
«Маг»
Человек наделен харизмой и качествами лидера, имеет глубокое понимание устройства мира, является целителем и посредником, стремится к развитию науки, расширению своего видения и его практическому применению. Но не все так идеально, иногда в нем проявляется «горе от ума», и он начинает манипулировать. Характеристики этого архетипического образа:
- харизматичный;
- привлекательный, обаятельный;
- инициатор активных изменений;
- способен разрешить даже безвыходную ситуацию;
- в поиске истины скрупулезно анализирует все детали.
В качестве примера таких личностей можно рассматривать таких харизматичных политиков, крупных бизнесменов, способных влиять на сознание и поведение окружающих, как Билл Гейтс.
«Бунтарь»
Среди архетипов личности по Юнгу его можно узнать по революционному подходу, дерзости и несгибаемости. Это люди, не привыкшие следовать устоявшимся правилам. Они реформаторы, как правило, разрушают то, что не работает.
Однако на подсознательном уровне они опасаются проявить бессилие или непоследовательность. Их характеризуют:
- дух реформаторства, который выражается в стремлении крушить и уничтожать все, что не приносит пользы им и окружающим;
- потребность в радикальной свободе;
- постоянная жажда перемен и революционные идеи;
- желание шокировать окружающих;
- способность действовать в крайне сложных, даже тупиковых ситуациях;
- умение не зацикливаться на прошлом, отпускать его и начинать с нуля.
Выдающиеся революционеры, соответствующие этому архетипу: Жанна Д’Арк, Зорро, Робин Гуд, Мартин Лютер и др.
«Славный малый»
Представителем этого архетипа личности по Юнгу является обычный «средний» человек, труженик, профессионал своего дела, с реалистичными взглядами на жизнь, ответственно выполняющий обязанности, умеющий общаться, способный самостоятельно добиваться поставленных целей, независимо от того, насколько он в этом может быть успешен. Его отличительные черты:
- добропорядочный, честный;
- открытый, прямолинейный;
- надежный;
- предсказуемый;
- не проявляет высокомерия и не приемлет пренебрежительного отношения со стороны окружающих;
- относится ко всем на равных, способен шутить над собой;
- желает быть принятым обществом и защищать его устои;
- скептически относится к тому, что удача может прийти сама по себе, без всяких усилий;
- напоминает осиротевшего ребенка, который ищет счастья.
Яркой иллюстрацией этого образа является Семен Семенович Горбунков в кинофильме «Бриллиантовая рука».
«Шут»
Такой человек является душой компании, рядом с ним весело, радостно и интересно. Он всегда находит, над чем подшутить, способен постоянно всех смешить. И хотя его юмор заряжает окружающих положительными эмоциями, он рискует потеряться в бессмысленных забавах и потратить жизнь впустую.
Для этой личности характерно:
- легкомыслие, несерьезное отношение к жизни;
- импульсивность и спонтанность;
- желание добавить в мир больше юмора, а в общение — яркости;
- стремление жить здесь и сейчас, получать удовольствие от настоящего момента, не задумываться о последствиях.
Наиболее выдающимся представителем этого архетипа на протяжении всех времен считается Чарли Чаплин. Однако прочтение его письма старшей дочери помогает осознать истинную глубину личности этого человека.
«Заботливый»
Этот архетип по Юнгу объединяет в себе образы самоотверженной няни, честного полицейского, преданного учителя. Такие люди стремятся всех опекать, окружать вниманием и заботой, причем совершенно не задумываясь о том, нуждается ли кто-то в этом или нет. Они готовы:
- бескорыстно помогать другим;
- сочувствовать и проявлять сострадание;
- быть щедрыми и совершать благородные поступки;
- жертвовать своими интересами ради окружающих;
- навязать заботу.
«Заботливые» часто попадают в ловушку, когда кто-то из окружающих начинает нагло злоупотреблять их добротой и желанием прийти на помощь.
Среди известных людей к таким можно отнести Мать Терезу и принцессу Диану. Прообраз этого архетипа в мифологии Древней Греции является богиня плодородия Деметра.
«Любовник»
Главная цель мужчин и женщин этого архетипа по Юнгу заключается в достижении чувственного и эмоционального удовольствия. В любых взаимоотношениях они нацелены на создание приятной атмосферы, сосредотачивая свои усилия на достижении глубокой симпатии и ярких переживаний. Больше всего их страшит одиночество и отсутствие любви. Однако данный тип личности опасен тем, что человек, растрачивая себя исключительно на внешние проявления, рискует утратить свою уникальность.
Характерные черты:
- романтичная натура;
- сильно выражено желание любить и быть любимым;
- стремится к новым впечатлениям, ярким эмоциям и радости;
- проявляет легкомысленность и поверхностность, в людях выше ценит внешние качества, чем внутренний мир и мировоззрение.
В качестве примера данного архетипа по Юнгу можно привести древнегреческую богиню Алкиону, бросившуюся в море из-за большой любви к мужу. Сходство с этим образом есть в личности Мэрилин Монро. В современном мире многие творческие люди намеренно или случайно используют этот образец поведения. Именно данный шаблон вызывает эмоциональный отклик, а сексуальность и чувственность усиливает привлекательность, повышает популярность.
«Творец»
Данный образ можно разглядеть в известных музыкантах, художниках, мечтателях, тех, кто создает произведения искусства и активно продвигает все прекрасное на земле. «Творцы» стремятся создавать вечные ценности, которые на протяжении многих веков будут приносить эстетическое удовольствие человечеству.
Однако их постоянное стремление к совершенству может привести к глубокому разочарованию и депрессии, если они не достигают желаемого результата или творят впустую. Характеристика человека:
- артистичный; амбициозный;
- экспериментатор, новатор;
- обладает богатым воображением;
- не терпит заурядности, серости, поверхностного отношения к делу;
- много фантазирует и мечтает;
- создает вечные ценности.
Среди известных личностей, соответствующих названным качествам, можно назвать Пабло Пикассо, Людвига ван Бетховена, Томаса Эдисона и др.
«Правитель»
Мы рассмотрели почти все архетипы Юнга, список замыкает «Правитель», название которого и так понятно. Это люди из мира политики, руководители, а также ответственные граждане, которые стремятся к тотальному контролю. Их пугает наступление хаоса, риск потери власти. Им нравится все, что связано с высоким статусом и престижем, более всего привлекают материальные ценности.
Основные черты такой личности:
- обладает качествами лидера;
- стремится к власти и всестороннему контролю;
- способна брать на себя ответственность;
- сторонница собственных ценностей;
- нацеленность на создание успешного общества, государства, семьи;
- испытывает неприязнь к нарушителям порядка и установленных канонов.
Среди известных «правителей» можно выделить Нерона (хотя его правление отличалось тиранией), Иосифа Сталина, Маргарет Тэтчер, Уинстона Черчилля и др.
Польза от знания собственного архетипа
Знание архетипа своей личности по Юнгу способствуют более глубокому самопознанию, выявлению сильных и слабых сторон, пониманию собственных мотивов, ценностей и предпочтений. Архетипические прообразы являются своеобразным «каркасом», который определяет основную модель поведения человека. Для ее осмысления важно учитывать ряд аспектов:
- Понимание окружающих. Изучив архетипы личности по Юнгу, личность сможет лучше понимать других людей и предсказывать их поведенческие реакции, научится избегать межличностных конфликтов или правильно их разрешать, а также сможет выстраивать эффективные стратегии коммуникации и улучшать взаимоотношения.
- Зрелость и личностный рост. Знание доминирующего архетипа способствует выявлению и развитию слабых сторон собственной личности, определению скрытых талантов, развитию потенциала, успешной реализации целей и задач.
- Формирование сильного образа. Хорошо разбираясь в типах личности, человек сможет самостоятельно определить свою идентичность, создать яркий и неповторимый образ, отражающий его ценности, идеалы и нравственные ориентиры.
- Построение карьеры. Понимание архетипов помогает личности правильно определить сферу деятельности, наиболее соответствующую ее интересам, склонностям и врожденным способностям, а также принимать важные решения относительно дальнейшего профессионального пути.
Архетипы личности по Юнгу имеют важное научное значение и служат основой для разработки психологических теорий и моделей, их изучение способствует пониманию и анализу различных культурных факторов личностного развития. Умение определять общие черты, ценности и поведенческие особенности людей в контексте определенной культуры или общества является эффективным исследовательским инструментом, помогающим лучше понимать поведение и мотивы поступков индивида.
Способы определить свой архетип
После того как будут изучены все архетипы по Юнгу, следует узнать, как определить свой. Для этого существуют специальные тесты, а также можно воспользоваться следующими методиками:
- Самоанализ. Помогает определить индивидуальные черты личности, ее предпочтения и убеждения, особенности поведения. Задайте себе вопросы: «Какие личностные качества имеют для меня особую ценность?», «В каких ситуациях я испытываю внутреннее удовлетворение, считаю их наиболее успешными?», «Какие роли мне приятны, а в каких я чувствую себя некомфортно?», «Каковы мои сильные и слабые стороны?» и т. д.
- Анализ снов. Это довольно эффективная техника, поскольку образцы могут проявляться в подсознательной ментальной активности. Старайтесь запоминать и записывать сновидения, анализируйте их, ищите образы и символы архетипов Юнга, соответствующие вашему типу личности.
- Психологические тесты. Существуют психологические методики, помогающие определить архетипы по Юнгу: тест самого Карла Юнга и опросник MBTI — индикатор типа личности Майерс-Бриггс.
- Консультация у психолога или психотерапевта. Считается наиболее надежным способом выявления архетипа. Квалифицированный специалист проведет анализ личности и выявит ваши архетипические черты и роли.
Часто задаваемые вопросы об архетипах по Юнгу
Каково определение архетипа по Юнгу?
Архетип, согласно теории Юнга, представляет собой систему универсальных образов, символов, фигур, историй, которые одинаково воспринимаются представителями всех культур и религиозных конфессий на бессознательном уровне, так как все люди без исключения обладают врожденной способностью к восприятию различных образцов.
Каковы различия между психологией архетипов Юнга и Фрейда?
В теории архетипов Юнга структура личности отличается от фрейдовской за счет разграничения «Ид» как личного и коллективного бессознательного, не противопоставляя их друг другу, а придавая различные характеристики и механизмы формирования. С точки зрения Зигмунда Фрейда, «Ид» представляет собой биологическую, природную составляющую, в то время как по утверждению Юнга бессознательное включает в себя и социокультурные аспекты. Тем не менее «архетипы», существующие в коллективном бессознательном, имеют наследственный характер.
Какой из архетипов по Юнгу считается основным или центральным?
По Юнгу «Самость» является одним из наиболее мощных и важных центральных архетипов. Она выступает как общемировой космический принцип и отражается в бесконечном разнообразии проявлений. «Самость» систематизирует и объединяет противоположности, является внутренним управляющим центром психики индивида и стимулирует ее к постоянному развитию, не позволяя оставаться в статичном состоянии.
В какой книге Юнг обсуждает архетипы?
Противоречивой теме архетипов посвящено один из наиболее увлекательных трудов Карла Юнга «Архетипы и коллективное бессознательное». В этом сборнике представлены самые интересные результаты исследования коллективного бессознательного и природы архетипов Юнга. Книга знакомит читателя с юнгианской концепцией, основными положениями аналитической психологии и раскрывает тайну психического выражения унаследованных структур.
Где используются знания об архетипах?
Эти сведения помогают лучше понимать других людей и эффективнее взаимодействовать, поэтому широко применяются в психологии, педагогике, маркетинге, бизнесе, при создании личного бренда и ведении блога, а также в других сферах.
Правда ли, что архетипы есть в сказках?
Сказки являются жанром фольклора, отражающим национальные особенности, исторические и культурные условия жизни каждого народа, поэтому в них множество архетипов, воплощенных в образы, например, Царь-государь, Иванушка-Дурачок, Ведьма, Разбойник, Снежная королева. К прототипам относятся также герои мифов: Афина, Арес и др. Архетипы личности по Юнгу — это универсальные образы и символы, наследуемые от предков и существующие в коллективном бессознательном. Они очень значимы для человека и влияют на его мысли, чувства, эмоции, определяя стиль поведения, жизненные ценности, мировоззрение. Прототипы способствуют самопознанию, раскрытию потенциала, достижению гармонии и лучшему пониманию других людей. Помимо этого, архетипические образы являются основой для создания литературных персонажей, сюжетов и мифов.