Получите бесплатный доступ к вебинару «Как стать коучем и выйти на новый уровень дохода»
calendar Дата: завтра в 19:00
Получить доступ бесплатно
close
Реклама. 5prism.ru. erid: 2SDnjdx9YeM

Способы развития когнитивных способностей

13.08.2024
97
Время чтения: 8 минут
Обновлено: 13.09.2024
Сохранить статью:
Способы развития когнитивных способностей

Почему необходимо? Развитие когнитивных способностей требуется любому человеку в любом возрасте. Эти навыки позволяют хорошо учиться в детстве и юности, сравнительно быстро строить карьеру в молодости и более зрелом возрасте, избежать наступление болезни в старости.

Как добиться? Все способы развития когнитивных способностей можно разделить на две большие группы. Первая связана с правильной организацией собственной жизни, вторая – с регулярным выполнением определенных упражнений, так называемой гимнастики для ума.

Общая характеристика когнитивных способностей

Когнитивные способности человека отвечают за выполнение мозгом разных операций, участвуют в функционировании организма, выполнении ежедневных рутинных действий. Если сравнить разум с техникой, то можно представить его как компьютер, состоящий из нескольких важных элементов. Каждый из них отвечает за выполнение отдельной группы задач, требующих высоких технических характеристик. Это объясняет, что развивать когнитивные способности просто нужно.

Общая характеристика когнитивных способностей

Когнитивными способностями принято называть спектр умственных возможностей, связанных с обработкой мозгом информации об окружающем мире, в том числе прошлого опыта, то есть информации, воспринимаемой органами чувств, а также мысли и рассуждения индивида. Выделяют несколько основных видов:

  • Восприятие – представляет собой сумму сигналов, которые помогают целостно воспринимать образ объекта внешнего мира. На практике это элементарная когнитивная функция, которая объединяет информацию, полученную от разных органов чувств, чтобы создать в сознании целостное определение предмета или явления.
  • Речь – форма общения людей. Именно благодаря ей человек может получить нужную ему информацию о том или ином объекте, даже если не встречал его в реальности, а также передать свои знания другим. Развивается речь постепенно, со взрослением и знакомством с языком. При отсутствии тренировок в определенный возрастной период, затормаживается развитие всего мозга.
  • Мышление – познавательная деятельность человека. Оно отвечает за классификацию и систематизацию получаемой информации, ее обработку и выделение новых качеств. Мышление помогает познавать окружающую действительность и абстрактные явления, узнать которые благодаря другим чувствам нельзя.
  • Воображение – способность создавать новую информацию и образы, идеи, основанные на полученных знаниях и опыте. Функция нужна не только людям творческих профессий, но и остальным: если невозможно что-то представить, то и создать что-либо – также нельзя.
  • Внимание – свойство отбора воспринимаемой информации. Благодаря данной функции можно выделить нужный в данную минуту объект и сконцентрироваться на нем. Чем более развито внимание, тем лучшие результаты можно получить от остальных функций, так как взаимодействие идет только с нужной информацией.
  • Память – способность человека к закреплению, сохранению и воспроизведению данных, полученных от остальных органов чувств. При возрастной деградации человеческого мозга данная функция нарушается первой.

Общая характеристика когнитивных способностей

Каждый человек имеет набор когнитивных способностей, без них нельзя решить повседневные задачи. Но уровень развития их отличается у каждого и в зависимости от возраста. Так, расширение когнитивных способностей у школьников протекает легче и быстрее в связи с ежедневным разнообразием деятельности.

5 пошаговых алгоритмов с примерами: как найти своё дело и выйти на 150 000₽/мес

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Бесплатный курс "Профессия коуч"
Узнаете, как применять коучинг в жизни и зарабатывать на нём
pdf
20 коучинговых вопросов, которые изменят вашу жизнь
Вопросы, которые помогут понять свои сильные стороны, потребности и цели
word
5 ловушек мышления
ТОП ошибок, которые мешают жить счастливо
pdf
Колесо самореализации
Техника коучинга для улучшения всех сфер жизни
word
Рабочая тетрадь «Действия, которые дают результат»
Поможет достичь целей в быстрые сроки
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек человек

Большинство же взрослых проживают жизнь, как день сурка. А атрофия мозга ускоряется именно рутинной обстановкой. Это разрушительно влияет на внимание, ослабляет память, сбивает работу центра удовольствия. Поэтому уделять внимание процессам работы мозга нужно не только для того, чтобы улучшить самочувствие сегодня, но и для успешного функционирования организма завтра.

Механизм формирования и угасания когнитивных способностей

В любом возрасте нужно стремиться к улучшению работы мозга, повышению скорости мысли и более быстрому запоминанию информации. В юности эти функции нужны, чтобы успешно учиться, а в старшем возрасте – для эффективной работы мозга в старости.

Обычно развитие когнитивных способностей более активно идет в детстве, когда мозг пластичнее и легко строит новые нейронные связи. Поэтому часто говорят, что в этом возрасте учиться новому гораздо легче. С каждым годом память человека становится все хуже, замедляется скорость обработки информации. После 30 лет люди становятся консервативнее, мировоззрение полностью сформировано, полученный жизненный опыт оберегает от новых ошибок, без которых невозможно развитие.

Давно известно, что мозг, как мышцу, необходимо тренировать. Согласно исследованию 2022 года, люди, занимающиеся на протяжении жизни развитием когнитивных способностей, проводящие свободное время активно, гораздо реже сталкиваются с деменцией в старшем возрасте.

Самообразование – путь контроля естественного снижения работы мозга. Ученые Университета Калифорнии провели эксперимент, предложив пожилым по 15 часов в неделю заниматься изучением испанского языка, фотографией, рисованием, музыкой и т. д. За 3 месяца у них стала лучше кратковременная память, гибкость ума, сравнялись с 30-летними участниками теста. То есть развитие когнитивных способностей пожилых возможно доступными способами.

Общая характеристика когнитивных способностей

Далее мы рассмотрим методы развития когнитивных способностей.

7 общих рекомендаций по развитию когнитивных способностей

  • Питание.

Мало употреблять в пищу продукты с пометкой «лучшие». Если рассматривать вопрос подробнее, основываясь на долгосрочной перспективе, то мозг должен получать из еды необходимое количество витаминов и микроэлементов. Особенно нужно следить за сахаром, антиоксидантами, аминокислотами и жирными кислотами омега-3, 6, 9. Максимальную пользу мозгу несут яйца, орехи и ягоды, морепродукты, листовые зеленые овощи и шоколад с большой долей какао.

книга
Для вас подарок! В свободном доступе до 28.11
Узнайте, с помощью коучинга, как выйти на новый финансовый уровень
Скачайте бесплатный фрагмент книги
"Делай как коуч"
книга
  • Спорт.

Некоторые люди вообще не представляют, как они будут заниматься упражнениями, предпочитая культурно-познавательный досуг или интеллектуальное развитие. Однако физическая нагрузка обязательно должна быть. Не нужно профессионально заниматься спортом, но небольшие нагрузки – утренняя гимнастика, отжимания и подтягивания, пробежки или прогулки на свежем воздухе – необходимы в жизни каждого человека. Так, часовая прогулка по улице может повысить работоспособность человека более чем на 10 %.

  • Здоровый и достаточный сон.

Человеку необходим полноценный отдых. Особенно перед значимыми событиями нужно хорошо высыпаться. Это связано с тем, что во сне мозг восстанавливается и утром снова готов хорошо работать, решать сложные задачи. Часто из-за недостатка отдыха страдает развитие когнитивных способностей у студентов, стремящихся работать, гулять с друзьями и запоминать большие объемы информации в короткий срок.

Общая характеристика когнитивных способностей

Сон должен продолжаться не менее 7–9 часов, засыпать лучше до полуночи для получения максимума пользы от отдыха. Недосып вызывает потерю внимания и способности концентрации.

  • Отдых.

Все люди живут в постоянных делах, заботах, стрессах. Поэтому человек во множестве ситуаций должен быть максимально сконцентрирован и работать без отдыха. Безусловно, иногда это помогает выполнить большой объем действий, но, если не отдыхать, спустя время снизятся и работоспособность, и когнитивные способности. Люди, трудящиеся хотя бы с малыми перерывами, способны лучше воспринимать информацию, больше и качественнее запоминать, эффективнее решать поставленные задачи. Надо взять себе за правило даже в аврал, когда нельзя устроить полноценный выходной, давать себе возможность немного отвлекаться и отдыхать. Это позволит добиться лучшего результата, чем при беспрерывной изнуряющей работе.

  • Снижение стресса.

В напряженной ситуации концентрироваться на задачах и вспоминать важную информацию, фиксировать новую – практически невозможно. При постоянном хроническом стрессе идет еще более быстрый процесс снижения когнитивных способностей. Лучше устранять и избегать источников напряжения и тревоги, медитировать и выполнять дыхательные практики, либо же обратиться к специалисту для достижения душевного спокойствия и большего прогресса в труде.

  • Развитые социальные связи.

Санджай Гупта, нейрохирург и доктор медицинских наук, в книге «Устойчивый мозг» отмечает, что люди, имеющие ограниченный круг общения, чаще страдают от нарушений сна и иммунитета, а пожилых одиночество быстрее приводит к деменции. Ведущие активную социальную жизнь, наоборот, развивают когнитивные способности. Важность имеет не само количество друзей и знакомых, а качество общения. Близкие отношения с крепкой эмоциональной связью снижают уровень стресса и повышают умственные силы. Исследователями рекомендованы командные игры, общение с близкими, посещение клубов по интересам, волонтерство, взаимодействие с домашними животными.

  • Загар.

Как влияют солнечные лучи на человека – тема исследований уже долгое время. Каждый раз полученные результаты привносят что-то новое и интересное. Например, свежие данные свидетельствуют о том, что люди с высоким уровнем витамина Д в крови демонстрируют более высокие результаты контрольных тестов по сравнению с теми, у кого выявлен дефицит этого нутриента. Так как выработка витамина Д идет при воздействии на кожу солнечных лучей, то рекомендуется почаще выходить на улицу.

Общая характеристика когнитивных способностей

7 упражнений для развития когнитивных способностей

Рассмотрим занятия, направленные на развитие мыслительных функций человека. Отдельные из них могут выполняться как детьми, так и взрослыми, а другие смогут сделать только зрелые люди. Но эффективность этих методик не подвергается сомнениям.

  • Кроссворды.

Некоторые их считают национальным русским развлечением. Масса людей разных возрастов с интересом отыскивают ответы на простые и не очень вопросы. На развитии мозга хорошо отражается не только само разгадывание кроссвордов, но и их разработка. Если вы подумали, что создать ребус очень трудно, то знайте: в интернете существуют специальные ресурсы для этого. Они дают построить уникальный кроссворд по базовым словам. Например, «Кроссген».

  • Игры и задачи на логику.

Ученые, использовав технологию МРТ, выяснили, что всем знакомый тетрис оказывает благоприятное воздействие на активность серого вещества – основного компонента ЦНС. Кроме него известна масса игр и приложений, направленных на развитие когнитивных способностей у детей и взрослых. Это занятия по поиску предметов, логические головоломки, шахматы и шашки – все они развивают мозг. Еще один плюс увлеченности такими играми – они отвлекают человека от трудностей в жизни и дурных мыслей.

Поиск подходящего занятия – достаточно простая задача. В магазинах представлен огромный выбор настольных игр, а в интернете много сервисов с онлайн-развлечениями, например, NeuroNation, BrainApps, Cognifit.

  • Ежедневная ситуация.

Попробуйте с нового ракурса взглянуть на беспокоящее вас положение. Представьте, как бы поступил другой человек или персонаж фильма. Такая методика позволяет развивать когнитивную гибкость, так как направлена на переосмысление ситуации, рассматривание ее с разных сторон, а также развивает навыки анализа и поиска новых решений.

  • Ассоциации.

Для реализации этой методики нужно взять серию интересных вам картинок или предметов (животные, фрукты), внимательно рассмотреть каждый предмет, придумав к нему ассоциативный ряд. Так, груша может вызывать ассоциацию с детством, домом бабушки. Потом нужно закрыть глаза и назвать каждый предмет из собранного набора и свои связи с ним. Эти действия можно повторять несколько раз, пока не будут правильно названы все образы и ассоциации к ним.

  • Интервью.

Для этого упражнения нужно пригласить еще одного человека, который выполнит роль ведущего. Вы же можете выбрать для себя новую личность или профессию, став актером, получившим Оскар, Илоном Маском, Железным человеком, инопланетянином. Вопросы можно подготовить заблаговременно или придумывать по ходу выполнения упражнения. Это помогает развитию актерских способностей, творческого мышления, логики, навыков коммуникации.

  • Чтение новостей и поиск решения проблем.

Отдельные категории известий могут негативно отразиться на настроении и самочувствии, поэтому читайте только тот раздел, который точно вас не расстроит. Выберите какую-то проблемную новость и проявите фантазию для поиска путей ее решения. Так, сейчас интересная и обсуждаемая тема создания колонии людей на Марсе. Подумайте, как это реализовать – количество жителей, их питание, критерии отбора. Упражнение научит вас видеть перспективы будущего, решать проблемы нетривиальными способами, приобщить к проблемам человечества.

  • Сопряжение сфер.

Упражнение направлено на поиск точек соприкосновения разных дисциплин и культур. Примеры: информатики и генетики, кухни Китая и музыки Латинской Америки, нефтеперерабатывающей промышленности и творчества Ван Гога.

Среднестатистическому человеку сложно разработать что-то исключительное и уникальное без подготовки. Все великие ученые, которых мы знаем, придумали теории и продукты, опираясь на связи сфер, на первый взгляд не связанных между собой. Например, возьмите за основу медицину и кондитерскую промышленность, и придумайте новую область или усовершенствуйте имеющиеся. Это трудно, но полезно для развития когнитивных способностей, изобретательских, писательских навыков, ассоциативного мышления, памяти, логики, умения взглянуть в суть идеи.

Часто задаваемые вопросы о развитии когнитивных способностей

Какие факторы влияют на развитие когнитивных способностей?

Они начинают формироваться в раннем детстве. Это происходит под влиянием разных факторов: генетические предпосылки, физическое здоровье, образование, обучение, культура, окружающая среда. Важны и психологические факторы: тревожность, стресс, питание, сон, активность.

Как изменяются когнитивные способности на протяжении жизни?

С возрастом они становятся хуже. Особенно быстро снижаются способности памяти, внимания, скорость обработки информации. По многочисленным исследованиям, уже после 35 лет запоминание дается людям все хуже, а на принятие решений затрачивается все больше времени. Человек уже имеет устойчивое мировоззрение, не хочет его менять, менее гибок морально, с трудом воспринимает новую информацию, а порой совсем не признает новые идеи.

Зачем нужно заниматься развитием когнитивных способностей?

Главным преимуществом высокого уровня их формирования выступают чувства свободы и независимости, ответственности за собственную жизнь и принятые решения. Также когнитивные способности имеют важное значение в развитии полноценного эмоционального интеллекта. Благодаря ему можно сопереживать другим, понимать мотивы поступков, становясь приятным собеседником, хорошим другом. Это дает защищенность, избавляя от тревоги, одиночества.

Что такое хорошие когнитивные способности?

При обычном их развитии информация, которая поступает в мозг или была получена ранее, обрабатывается должным образом и может быть применена в жизни. Если у человека высокий уровень таких способностей, мозг используется полноценнее – способен запоминать, формулировать выводы, использовать знания в повседневной жизни, изменять мнение при должных аргументах. Любой человек в жизни встречается с ситуациями, требующими сделать что-то максимально быстро. При этом далеко не у всех есть возможность решить задачу одновременно с высокой скоростью и эффективностью. И зависит это от степени развития когнитивных способностей, то есть восприятия. Проблема может и должна решаться, применяя выше описанные способы.

Вам также может понравиться
Как развить мозг: упражнения и полезные советы

Как развить мозг: упражнения и полезные советы

Как справиться с агрессией и взять себя в руки

Как справиться с агрессией и взять себя в руки

Как цвета влияют на человека и сферы его деятельности

Как цвета влияют на человека и сферы его деятельности

«К коучу или психотерапевту?» Разбираемся, в чем разница между этими направлениями

«К коучу или психотерапевту?» Разбираемся, в чем разница между этими направлениями

Изменение отношения к жизни: практические упражнения и рекомендации

Изменение отношения к жизни: практические упражнения и рекомендации

Как изменить свой жизненный сценарий в лучшую сторону
22.11.2024

Как изменить свой жизненный сценарий в лучшую сторону

Эмоциональный фон: влияние на жизнь и способы управления

Эмоциональный фон: влияние на жизнь и способы управления

Как прекратить общение и почему это нужно сделать

Как прекратить общение и почему это нужно сделать

Как перестать винить себя: избавляемся от чувства вины без повода

Как перестать винить себя: избавляемся от чувства вины без повода

Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Забрать
подарок
Подходит ли
вам профессия
коуча