- Что такое фасилитация
- Отличия фасилитации от модерации
- Зарождение теории фасилитации
- Цели фасилитации
- Задачи фасилитатора
- Навыки, необходимые успешному фасилитатору
- 5 методов фасилитации
- Визуализация
- Мировое кафе
- Открытое пространство
- Поляризация мнений
- Мозговой штурм
- Польза фасилитации
- Недостатки фасилитации
- Часто задаваемые вопросы о методах фасилитации
- Какие бывают виды фасилитации?
- Что представляет собой эффект фасилитации?
- Есть ли правила фасилитации?
О чем речь? Методы фасилитации содействуют эффективной работе отдельного человека и всего коллектива. Это инструмент группового обсуждения, который помогает развивать у сотрудников новые компетенции, улучшать их взаимодействие, а также совместно создавать нестандартные решения на благо компании.
На что обратить внимание? Фасилитация наиболее эффективна при обсуждении сложных задач, поиске выходов из конфликта, разработке новый идей в условиях мозгового штурма. Ее не рекомендуется применять, если нужно быстро найти решение проблемы, обсуждение касается конфиденциальной информации или отсутствуют доверительные отношения между сотрудниками.
Что такое фасилитация
Это комплекс инструментов и практик, которые помогают эффективно организовать обсуждение в группах. Термин переводится как «облегчение процесса». Методы фасилитации помогают выстраивать беседу так, чтобы все были услышанными.
Данная методика берет начало из социальной теории фасилитации, основная идея которой состоит в том, что в присутствии посторонних людей конкретный человек начинает действовать более продуктивно.

На практике это означает обязательное участие независимой личности в работе группы. Его называют фасилитатор. Это так называемый гуру, который следит за процессом обсуждения и предлагает участникам различные задания.
Цель фасилитации – определить релевантный метод, который поможет группе работать эффективно. Участники в процессе дискуссии должны прийти к определенным выводам и сами найти решение поставленной задачи. Только в этом случае метод принесет результат.
Из всего вышеописанного следует, что фасилитация – интересный и увлекательный процесс, в котором каждый участник имеет право высказать мнение и дать совет оппоненту. Это, в итоге, приводит к ожидаемому результату.
Отличия фасилитации от модерации
Методы фасилитации и модерации предназначены для управления групповой дискуссией. Они убирают ограничения и позволяют решить проблемы или получить ответы в сложных ситуациях.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!





По словам Наталии Боровиковой, коуча и автора книги «Ведущий к цели. Практический курс для модераторов и фасилитаторов», специалисты разделяют эти понятия, опираясь на разницу в значениях слов:
- to facilitate (от лат. facilis – «легкий, простой») – помогать, способствовать, делать легче;
- to moderate (от лат. moderari – «председательствовать в споре, дебатах») – усмирять, обуздывать, сдерживать.
В свою очередь, автор издания подчеркивает, что оба инструмента используются для эффективной организации работы в группах для достижения определенных целей и результатов. В англо-американской школе прижился термин «фасилитация», в немецких странах – «модерация». Специалистов в этой области принято называть фасилитаторами и модераторами.
Зарождение теории фасилитации
Американский психолог Роберт Зайонц – родоначальник термина «фасилитация». Он ввел его в оборот в 1965 году. Специалист провел эксперимент с тараканами, в ходе которого выяснил, что насекомые проходят простой лабиринт быстрее, работая в паре и под пристальным вниманием других насекомых.
Но сложные препятствия они преодолевали быстрее в одиночестве. Психолог провел подобные исследования и на людях и пришел к выводу, что обстоятельства влияют на качество работы. После этого Роберт Зайонц создал теорию социальной фасилитации.
Эту идею развил американский психолог Карл Роджерс. В 1980-х годах он использовал методы фасилитации в образовании. Специалист представил роль учителя и как обладателя знаний, и как друга. Он вступает с детьми в деловые отношения, проявляя эмпатию, сопереживания и понимание.
Психолог выражал мнение: атмосфера в классе должна быть самой благоприятной и располагающей к обсуждениям. Здесь запрет на критику, властность и оценивание.
Цели фасилитации
Конечно, применять ее можно далеко не всегда. Традиционные классические методы иногда подходят гораздо лучше. Применение фасилитационной сессии будет уместно на встречах следующей направленности:
- Стратегическое планирование. В процессе обсуждения оценивается атмосфера в коллективе в целом и разрабатывается план действий на несколько лет вперед.
- Проведение трансформационных процессов. Изменение рабочей модели на предприятии, ребрендинг, занятия с кадрами требуют основательного подхода.
- Ликвидация кризиса. Мнение каждого участника коллектива в этом обсуждении очень важно. Прорабатываются идеи возможного выхода из кризиса, вопросы поддержания работоспособности компании и так далее.
- Ретроспективы. На подобных встречах обычно подводят итоги за длительный период (год, квартал). Выделяют те методы, которые помогли в процессе работы, и неэффективные.
- Ежедневные задачи. Участники обсуждают конкретные вопросы, стоящие на повестке дня.

Таким образом, специалистов-фасилитаторов приглашают в коллектив, чтобы избавиться от кризиса, разработать эффективную стратегию, придумать новую идею. Также метод эффективен в таких случаях, как:
- обсуждение развития компании и создание новых проектов;
- совещания по стратегическому планированию;
- годовое подведение итогов;
- борьба с кризисом в организации;
- поиск новых продуктов и услуг;
- обсуждение определенного товара;
- поиск корпоративных ценностей, миссии компании;
- изменение названия организации;
- разрешение конфликтов и повышение эффективности взаимодействия в коллективе.
Задачи фасилитатора
Он координирует и направляет в нужное русло процесс обучения, обсуждения, модернизации. В психологии методы фасилитации применяют сами психологи. В образовании – это учитель.
В деловой среде помогает прийти к правильному решению, дает необходимые советы по организации всех процессов коуч и бизнес-тренер. Фасилитатора можно сравнить с судьей, который следит, чтобы все выступающие стороны были услышаны.

"Делай как коуч"

Также специалист помогает определить основные правила беседы. Сюда можно включить время выступления каждого, способ подачи информации, принципы принятия окончательного решения.
Фасилитатор строго координирует межличностные отношения участников беседы: помогает исключить оскорбления и обвинения, предотвращает конфликты, контролирует, чтобы все смогли высказать свою точку зрения.
Специалист помогает прийти к компромиссу и удовлетворяющему всех итогу. Но сам фасилитатор не должен быть заинтересован в результате (давить авторитетом на участников, принуждать их к принятию решения, навязывать свое мнение).
Навыки, необходимые успешному фасилитатору
С помощью методов групповой фасилитации можно прийти к компромиссу в коллективе. Но важную роль при этом играет ведущий мероприятия. Он должен:
- Быть незаинтересованным. Специалист не должен давать советы, навязывать свои мысли или подсказывать решения.
- Внимательно слушать. Фасилитатор должен понимать мнение и позицию каждого участника, поэтому ему важно все точно воспринимать.
- Выстраивать коммуникацию. Здесь пригодятся организаторские способности.
- Задавать уточняющие вопросы. Это поможет выстроить четко структурированный, понятный всем диалог.
- Контролировать дискуссию. В процессе беседы могут происходить отклонения от темы, зарождаться конфликтные ситуации, появляться оскорбления. Специалист должен координировать весь процесс и поправлять собеседников.
- Следить за временем. Обсуждение не может длиться слишком долго, поэтому каждому участнику отведено для высказывания определенное количество минут.
- Оживить дискуссию. Фасилитатор должен направить и помочь собраться участнику, который растерялся, потерял ход мысли или забыл подготовленный текст выступления.
Грамотный и знающий дело специалист поможет участникам сконцентрироваться на самом важном и не терять времени на организационные моменты.
5 методов фасилитации
Специалисты предлагают применять традиционные технологии из других областей и адаптировать их к групповой работе. Примеры таких методов фасилитации:
Визуализация
Все высказанные идеи, концепции, проекты фиксируются в материальной форме. Существует несколько возможностей визуализировать задуманное:
- Ментальная карта. В центре бумаги следует записать тему или вопрос и обвести текст в круг. После беседы с коллективом вокруг главной темы образуются кольца со свежими идеями. Этот метод помогает представить решение в комплексном виде и выбрать одно или несколько наиболее удачных.
- Карты мнений. Техника предполагает нахождение общего решения одной и той же проблем. Каждый участник на бумаге записывает свое мнение и варианты выхода из сложившейся ситуации. Фасилитатор собирает все листы и зачитывает написанное на них. Затем общими усилиями находятся точки соприкосновения в мнениях всех участников и выносится вердикт.
- Эмоциональные карты. Все участники обсуждения получают карточки разного цвета. На каждой карточке человек пишет, какие ситуации на работе связаны с какими эмоциями. Например, на зеленой бумаге будут описаны позитивные случаи, на желтых – неприятные. Ведущий изучает написанное и выносит на общее обсуждение неприятные моменты, которые случаются в коллективе.
Мировое кафе
Люди рассаживаются группами за разные столики. У каждой компании будет своя тема для обсуждения и конкретный список вопросов.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Через определенное время отдельные участники беседы переходят за другой столик и дискутируют там. Этот процесс длится до тех пор, пока каждый человек не побывает во всех группах.
Открытое пространство
Каждый участник записывает на доске интересующий его вопрос по общей теме. У любого вопроса будут сторонники, которые запишут возле него свои имена. Так коллектив и поделится на группы. В процессе обсуждения люди должны найти варианты решения данной проблемы и огласить их всему коллективу.
Поляризация мнений
Сотрудники должны сами предугадать наиболее пессимистичные и позитивные прогнозы по конкретному вопросу. Данный инструмент позволяет освободиться от негативных эмоций и найти наиболее оптимальные решения проблемы.
Мозговой штурм
Фасилитатор имеет в этой игре главную роль. Он должен записывать все идеи, мнения, варианты решения задачи, которые участники высказывают в процессе хаотичного брейн-ринга.
Польза фасилитации
Методы фасилитации ̶ это комплекс техник и инструментов, которые способствуют:
- Укреплению командного духа. Общие обсуждения, споры, участие в совместной работе способствуют сплочению коллектива.
- Сохранению времени. Все организационные моменты решает фасилитатор. Поэтому организация экономит драгоценное время.
- Формированию творческого подхода. Тренинг выстроен в виде игры. Так сотрудники коллектива не будут скучать и примут активное участие в решении общего вопроса.
- Сохранению душевного равновесия. Специалист будет предотвращать любые конфликты, оскорбления и обвинения в адрес каждого участника.
- Получению нового опыта. Сотрудники не только учатся и делают открытия для себя, но и обмениваются информацией с коллегами.
- Решению непростых задач. Фасилитатор помогает сотрудникам в устранении сложных и объемных вопросов путем «дробления» их на более мелкие и простые. Он советует «есть слона по кусочкам».
- Мотивации всех участников. В процессе беседы специалист помогает каждому сотруднику высказаться, выразить свое мнение и видение, что способствует повышению его самооценки.
Недостатки фасилитации
Многих интересует вопрос, имеют ли методы фасилитации групповой работы минусы. На практике данные техники проявили себя с благоприятной стороны. Однако всегда следует учитывать один важный нюанс – эффект социальной лени.

Большинство сотрудников проявляет себя в коллективной работе менее эффективно, чем в одиночной. В методах фасилитации вклад каждого участника влияет на общий результат и может нивелировать эффект групповой работы.
Также следует помнить, что этот метод годится не для всех случаев. Фасилитация не подходит в таких ситуациях:
- принять решение необходимо срочно;
- члены команды не умеют или не желают коммуницировать;
- участники не заинтересованы в принятии коллегиального решения;
- сотрудники не доверяют фасилитатору и не уверены в его компетентности;
- после проведения обсуждения начальник коллектива и специалисты не будут использовать выводы, которые получили на данной практике.
Часто задаваемые вопросы о методах фасилитации
Какие бывают виды фасилитации?
В зависимости от целей, специалист выбирает для работы определенный вид фасилитации: стратегический — подходит для составления долгосрочных планов; инновационный — применяется в случаях, когда необходимо проявление творческого подхода и изобретательности; конфликтологический — используется для разрешения спорных ситуаций в группе; обучающий — помогает участникам легко усвоить новую информацию; оценочный — позволяет коллективу оценить эффективность определенного проекта и сделать выводы.
Что представляет собой эффект фасилитации?
Это получение ожидаемого результата от работы в группах. Такого эффекта невозможно добиться, работая в одиночку.
Есть ли правила фасилитации?
Да, это такие принципы: единственно верного решения не существует — важен сам процесс взаимодействия коллектива; желание идти на контакт и быть открытым; равное положение всех участников; мнение каждого имеет значение; все члены группы компетентны и осознаны. Фасилитация — это комплекс методов и техник, который необходим при решении важных задач и вопросов. Грамотные специалисты нужны и в частных крупных компаниях, и на государственных предприятиях. Фасилитатором может стать каждый активный и харизматичный человек.