Дарим персональный промокод на бесплатное прохождение курса
«5 шагов, как от страха и сомнений перейти к ясности и действиям»
Получить свой промокод
Реклама. АНО ДПО «Академия «Пять призм».
erid: 2SDnjf26uEo
Главная / Блог / Коучинг / Методы фасилитации: как сделать встречу продуктивной

Методы фасилитации: как сделать встречу продуктивной

методы фасилитации
07.11.2025
437
Время чтения: 13 минут
Обновлено: 07.11.2025
Поделиться:

Хотите познакомиться с коучингом?

Начните обучение уже сейчас. Смотрите 5 практических уроков от спроса к ясности и действию. Без мотивации — только инструменты, которые работают

Смотреть курс
Содержание:

Что это? Методы фасилитации – различные подходы и техники, которые используются для облегчения коммуникации и взаимодействия в группе. Самые популярные – приемы для организации обсуждений, управления групповой динамикой и стимулирования креативности.

Где применяются? Методы фасилитации используют на встречах и совещаниях, тренингах и семинарах, в рабочих группах и проектных командах, а также во время мозговых штурмов и креативных сессий. У них много плюсов, но не обошлось и без минусов.

Как появилась фасилитация

В далеком 1965 году американский психолог Роберт Зайонц впервые применил термин «фасилитация». Натолкнуло его на это проведение эксперимента, главными участниками которого были тараканы. Он выяснил, что прохождение лабиринта насекомыми в паре и под наблюдением других тараканов происходит быстрее, чем по одному.

Как появилась фасилитация
Фото: Freepik

В то же время лабиринты повышенной сложности тараканы, наоборот, проходили быстрее поодиночке. Это исследование натолкнуло Зайонца на мысль о том, что и у людей могут быть схожие результаты. Так появилась теория об обстоятельствах, влияющих на качество работы, или теория социальной фасилитации.

Впоследствии Карл Роджерс, известный американский психолог, подхватил и развил данную идею. В 80-х годах прошлого века он перенес эту теорию на сферу образования.

Роджерс предложил рассматривать учителя не в качестве носителя определенных знаний, а как человека, цель которого заключается в выстраивании личностных отношений со своими воспитанниками и оказании помощи в учебном процессе благодаря доверию, эмпатии и признанию. Он стремился создать в классе такую атмосферу, которая благоприятствовала активному и свободному участию в обсуждениях.

Гайды 5 Prism, которых нет
в открытом доступе
5 способов найти своё призвание и зарабатывать на нем от 150 000 руб.

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Как найти своё призвание и зарабатывать на нём от 150 000₽
На бесплатном курсе «5 шагов, как от страха и сомнений перейти к ясности и действиям»
pdf
20 коучинговых вопросов, помогающих определить сильные стороны личности
Вопросы, которые помогут понять свои сильные стороны, потребности и цели
word
До +40% роста дохода: уберите 9 блоков, мешающих вашим финансовым целям
Пошаговый алгоритм, как сделать так, чтобы цели достигались
pdf
Карта трансформации личности: как за 30 дней выйти на новую версию себя
Техника коучинга для улучшения всех сфер жизни
word
5 книг для развития эмоционального интеллекта и сильной коммуникации
Поможет достичь целей в быстрые сроки
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

При этом исключалась критика, оценивание и какие-либо властные отношения. Во главе угла, по мнению Роджерса, должно стоять безусловное положительное отношение педагога к ученику, что раскрывает потенциал последнего. Постепенно такой подход получил распространение и в сферах, не связанных с образованием.

Цели и задачи фасилитации

Для чего нужна фасилитация? Представьте себе такую картину: на совещании сидит 20 сотрудников, из которых говорит только руководитель, а все остальные смотрят в телефоны или думают на отвлеченные темы. Благодаря фасилитации эта проблема решается кардинально – молчуны начинают толкать речь, а болтуны ее слушают.

К главным целям относится следующее:

  • Привлечение молчунов к решению проблемы (их побуждают разговаривать и думать). Таким образом, каждый из 20 пассивных слушателей на совещании сможет высказать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу.
  • Распутывание сложных ситуаций. Особенно актуально это при множестве мнений, тогда как для решения задачи нужно только одно. Благодаря фасилитации можно оперативно найти выход, устраивающий всех.
  • Превращение бессмысленных споров в конструктивный диалог. Перепалки и обиды отступают, люди начинают слышать друг друга, уважать мнение собеседников, учатся спокойному обсуждению спорных вопросов.

Основные задачи фасилитации заключаются в:

  • Создании доверительной атмосферы. У людей должно появиться ощущение спокойствия, чтобы они не боялись говорить правду или стать объектом насмешек из-за своей точки зрения.
  • Удержании разговора в нужном русле. Конструктивный диалог получится только в том случае, если все будут высказываться по существу проблемы, а не обвинять друг друга в неправоте.
  • Нахождении точек соприкосновения. Если к решению поставленной задачи подойти разумно, с определенным запасом терпения, то общий знаменатель найдется в любом случае.

Кто такой фасилитатор

При появлении в коллективе участника, пытающегося направить процесс обсуждения в нужное направление, команда далеко не всегда способна принять его. Могут появиться такие вопросы: «На каком основании он вмешивается?», «Почему он велит мне молчать, а коллеге, наоборот, высказаться?». Этого не произойдет, если фасилитатор заблаговременно расскажет остальным участникам команды о своей роли и позиции.

Кто такой фасилитатор
Фото: Freepik

В этом случае все поймут, что он нужен не для того, чтобы единолично решать проблему и вмешиваться в процесс обсуждения, а для создания такой атмосферы, в которой у каждого появится возможность высказать свое мнение. Фасилитатор способствует организации процесса для самостоятельного поиска решения командой.

Например, на совещании коллектива, посвященном выходу нового продукта, фасилитатор не озвучивает готовое решение, а организует обсуждение, в определенный момент предлагает провести мозговой штурм, задавать друг другу наводящие вопросы и т.д.

Высказаться может каждый участник, произойдет выработка совместных идей, которые впоследствии лягут в основу агрессивной стратегии маркетинга.

Итак, фасилитатор – это фигура, в какой-то мере регулирующая процесс обсуждения и помогающая команде в генерации и отборе идей. Простыми словами, фасилитирование – это управление динамикой работы группы без прямого участия в обсуждении проблемы.

Плюсы и минусы фасилитации

Если говорить о плюсах фасилитации, то к ним относятся:

  • Повышение уровня ответственности каждого участника обсуждений. Любой высказывающийся осознает свой вклад в принятие окончательного решения, поэтому старается работать с максимальной отдачей.
  • Наличие возможности высказаться всем участникам. Как правило, в каждой команде есть пара или тройка наиболее активных спикеров, которые и занимают все время выступления, поэтому мнение других участников остается не озвученным. Благодаря применению различных методов и техник фасилитации высказаться может каждый.
  • Недопущение возникновения или разрешение имеющихся конфликтов. Этого можно достичь за счет того, что фасилитация налаживает конструктивное общение.
  • Экономия времени. Без модерации встречи и контроля за временем процесс обсуждения может сильно затянуться. Фасилитатор отслеживает общее время совещания и возможность выступления каждого участника.
  • Высокая эффективность принятия решений. Организация встречи в соответствии с правилами фасилитации приводит к более взвешенному итогу, который оптимально подходит для достижения поставленных целей.
  • Создание комфортной атмосферы в команде. Благодаря фасилитации сотрудники учатся уважать мнения своих коллег, а также конструктивно их обсуждать.
Не думайте долго — доверьтесь интуиции
Выберите одну карточку — узнайте свои скрытые сильные стороны
Кликните на первую понравившуюся. Мы покажем сильные стороны и подскажем, как их развить на бесплатном модуле.

Из минусов стоит отметить следующее:

  • Наличие зависимости от фасилитатора, навыки которого оказывают непосредственное влияние на конечный результат. На эту роль должен выбираться авторитетный человек, которому будут доверять все участники команды.
  • Отсутствие возможности быстрого принятия решения. Обсуждения, которые проходят в соответствии с различными методами фасилитации групповой работы, требуют тщательной подготовки. В частности, нужно составить план, подобрать фактуру для обсуждений, предусмотреть время для высказывания каждого участника и так далее.
  • Возможность сопротивления со стороны участников. Далеко не каждый готов озвучить свое мнение, если раньше никогда этого не делал. При неготовности членов команды высказывать свою точку зрения фасилитация не достигнет своей главной цели.

Методы фасилитации

Существуют различные методы фасилитации встреч. Опытный фасилитатор, зная психологию поведения людей в коллективе, способен сделать так, чтобы в результате совместной коммуникации был достигнут максимальный эффект:

Чтобы собрать идеи

Брейншторм – это один из методов групповой фасилитации, при котором происходит предложение идей каждым участником команды в режиме «потока сознания» без какого-либо опасения критики со стороны остальных.

За небольшой промежуток времени осуществляется генерация большого количества идей, из которых отбираются самые перспективные. Чаще всего эта техника применяется на старте проекта, когда есть возможность воплотить в реальность любую идею.

Метод 6-3-5 представляет собой разновидность брейншторма. Его суть заключается в том, что каждый из шести обсуждающих должен написать три идеи на отдельном листе в течение пяти минут, после чего происходит обмен листами. Это нужно для дополнения идей друг друга. Таким образом за ограниченный период времени идеи не только генерируются, но и развиваются.

Метод сослагательного наклонения позволяет выйти из рамок привычного обсуждения и начать мыслить креативно. Здесь фасилитатор дает возможность участникам обсудить конкретный вопрос.

Чтобы выбрать решение

Метод матричного анализа. Здесь вырабатывается оценка всех вариантов решений в соответствии с определенными критериями, на основании которых и происходит присвоение веса и баллов.

Например, если стоит задача по выбору поставщика, то фасилитатор предлагает составить таблицу с критериями, по которым будет выбираться поставщик. По результатам становится ясно, что тот, кто набрал максимальное количество баллов, и является оптимальным поставщиком.

Техника «фишбоун», или диаграмма «рыбьей кости». Благодаря данной технике появляется возможность выявления причинно-следственных связей и выбора оптимального решения.

Хотите разобраться в себе, повысить личную эффективность и научиться принимать решения без страха и сомнений?

Бесплатный курс «5 шагов, как от страха и сомнений перейти к действиям» от Академии 5 Prism поможет развить навыки будущего, которые пригодятся в работе, бизнесе и жизни.

Что вы получите:

  • 5 коротких уроков от коучей международного уровня MCC ICF;
  • практические техники для управления эмоциями, стрессом и внутренним состоянием;
  • подход к целям, который возвращает энергию и мотивацию;
  • понимание, как применять коучинговое мышление для роста и устойчивости.

Этот курс подойдет тем, кто хочет понять себя, наладить внутренний баланс и начать действовать осознанно, а также специалистам, которые работают с людьми: HR, руководителям, коучам, психологам, предпринимателям.

Пройдите бесплатный курс и узнайте, как навыки осознанности и коучингового мышления помогают добиваться целей без выгорания и сомнений.

Например, если в ходе обсуждений перед командой стоит задача по определению причины снижения спроса на какой-либо продукт, то фасилитатор рисует данную диаграмму, каждая кость которой является возможной причиной.

Впоследствии происходит более подробное описание кости и разбивка на подкатегории. Затем проводится непосредственно сам анализ и определяются причины, требующие немедленного решения.

Благодаря методу «пирамида решений» появляется возможность выбора единственно верного решения. Для того чтобы достичь этого, фасилитатором используются различные вопросы, среди которых «Какие варианты мы можем использовать?», Какой из них наиболее приближен к нашим целям?», «Насколько нереалистичен?» и так далее.

Чтобы включить всех

Техника «МнеМыНам» используется в тех случаях, когда при работе над одним проектом у участников сложилось разное мнение по поводу его функциональности. Этап «мне» характеризуется тем, что фасилитатор предлагает каждому написать или высказать свое мнение о ключевых критериях проекта.

На стадии «мы» группой обсуждаются общие цели и интересы. Заключительный этап характеризуется обдумыванием шагов для их достижения.

Метод фасилитации «карусель» представляет собой интерактивную технику, с помощью которой участники могут обмениваться своими мнениями, идеями и предложениями. При этом идет стопроцентное вовлечение всех в процесс.

Например, обсуждающие поочередно высказывают свое мнение по решаемой проблеме. Никто никого не перебивает, при необходимости каждый готов аргументировано пояснить свое выступление.

Метод «снежный ком». Характеризуется тем, что сначала каждый участник записывает свою идею, потом происходит объединение в пары, где предложения обсуждаются и дополняются. Затем участники собираются в группы, идеи масштабируются. Этот метод способствует вовлечению каждого и делает обсуждение коллективным.

Часто задаваемые вопросы о методах фасилитации

В чем отличие фасилитации от модерации?

В гибком подходе. Фасилитация состоит из основных этапов, на которых используются различные техники, благодаря чему происходит активное вовлечение участников, стимулируется обсуждение и обеспечивается свободное общение без каких-либо ограничений.

Можно ли с помощью методов фасилитации разрешить конфликты в группе?

Да, можно. Методы фасилитации в психологии способствуют разрешению конфликтных ситуаций, поддерживают диалог в конструктивном русле, помогают участникам лучше понимать друг друга и находить компромисс.

Каким образом выбрать подходящий метод фасилитации для определенной ситуации?

На выбор метода оказывают влияние цели обсуждения, состав группы и временные рамки. К примеру, генерация идей происходит во время мозгового штурма, анализ точек зрения осуществляется при использовании метода «шести шляп мышления» и так далее. Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что фасилитация является ценным инструментом, с помощью которого проще организовать эффективную работу в группе. Благодаря этому создается конструктивная атмосфера, происходит обмен идеями, ускоряются процессы принятия решений.

Хотите познакомиться с коучингом?

Начните обучение уже сейчас. Смотрите 5 практических уроков от спроса к ясности и действию. Без мотивации — только инструменты, которые работают

Смотреть курс
Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Забрать подарок