- Понятие культуры общения
- Признаки культуры общения
- Уровни культуры общения
- Способы повышения уровня культуры общения
- Следите за языком тела
- Избавьтесь от лишнего
- Подготовьтесь к разговору
- Рассказывайте истории.
- Задавайте вопросы — покажите, что вам интересно
- Не отвлекайтесь — будьте внимательным к собеседнику
- Свяжите свою мысль с конкретным слушателем
- Будьте конкретными и краткими (BRIEF).
- Проявите эмпатию — поставьте себя на место собеседника
- Слушайте внимательно
- Часто задаваемые вопросы об уровне культуры общения
- Что подразумевают под культурой общения?
- Какие уровни общения приводятся в классификации А. Добровича?
- Какие факторы являются базовыми в культуре общения?
О чем речь? Уровень культуры общения — показатель степени развития навыков взаимодействия с окружающими. Он отражает понимание и соблюдение норм и правил поведения, принятых в обществе.
Почему это важно? Высокий уровень культуры общения способствует установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, успешному разрешению конфликтов и достижению взаимопонимания. Он позволяет человеку адаптироваться к различным социальным ситуациям и успешно реализовывать свои цели и задачи.
Понятие культуры общения
Культура общения — это одна из составляющих целостной культуры каждого человека, которая проявляется в процессе коммуникации между людьми. Культура общения представляет собой совокупность определенных коммуникативных знаний, правил и норм поведения, отражающихся в межличностном взаимодействии.
Ее проявление способствует эффективной коммуникации, а также выстраиванию межличностных отношений, однако это становится невозможным без соблюдения в процессе взаимодействия норм и принципов, которые:
- являются общепринятыми в данной культуре;
- соответствуют ценностям всех участников;
- обеспечивают соблюдение прав и свобод каждого;
- предполагают совместные усилия и ответственность за соблюдение правил.
Больше всего культура общения связана с такими аспектами, как ценности каждого человека, его убеждения, моральные и нравственные установки, видение мира. Притом эти правила и представления должны отражать не только нашу собственную позицию, но и представления и позицию всего окружающего общества в целом.
Именно они влияют на то, как мы взаимодействуем друг с другом, как ведем себя в обществе, как выстраиваем отношения. Для зрелой личности культура общения становится ее частью, внутренними убеждениями, которые проявляются в любом акте коммуникации и поведении человека.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
В современных реалиях культура общения является важнейшим элементом как для каждого отдельно взятого человека, так и для всего общества в целом. Для конкретной личности высокий уровень культуры общения — это ключ к успеху. Она помогает выстраивать взаимоотношения, добиваться целей в работе, быть эффективнее.
В обществе культура общения помогает сделать жизнь людей более комфортной, приятной и спокойной, ведь большую часть времени человек всегда с кем-то взаимодействует: в узком кругу семьи, с друзьями, у себя дома, на работе, в путешествиях.
Культура общения помогает выстроить максимально эффективные взаимоотношения между людьми. Поэтому сейчас, когда человек живет в мире, где все меняется с огромной скоростью, происходит переход в информационное общество, люди все больше общаются онлайн, ведут бизнес в разных странах, развивают различные форматы бизнес-отношений, умение общаться и адекватно выстраивать взаимоотношения является важнейшим навыком и залогом счастливой жизни.
Признаки культуры общения
В процессе межличностного взаимодействия культура общения проявляется в определенных поведенческих особенностях, которые могут быть выражены в уровне культуры общения в отношении людей, а именно:
- в толерантности (способности человека спокойно и терпеливо относиться к отличиям и особенностям других людей);
- в уважении к собеседнику (проявление вежливости, сдержанности и внимательности к словам и чувствам собеседника);
- в развитом умении общаться (постоянном стремлении к улучшению навыков межличностного взаимодействия);
- в ясности целей общения (стремлении к точности и однозначности в передаче и принятии информации, стремлении понять другого человека).
"Делай как коуч"
Культура общения — одна из важнейших составляющих общей культуры человека. Это не просто набор правил для взаимодействия, а отражение всего внутреннего мира человека, ведь именно в общении каждый человек раскрывает свои ценности, принципы, убеждения, духовность и индивидуальность.
Уровни культуры общения
Для того чтобы говорить о сформированности уровня культуры общения, были выделены три ступени или три уровня: низкий, средний и, соответственно, высокий. Разберем, что характерно для каждого этого уровня.
Для человека с наиболее высоким уровнем сформированности культуры общения характерны богатый словарный запас, использование сложных грамматических конструкций, четкое и логичное изложение информации в ходе общения. Такой человек способен выстраивать взаимодействие таким образом, чтобы его умозаключения были максимально понятны и приводили к достижению поставленной коммуникативной цели.
Кроме того, человек с высоким уровнем культуры общения всегда стремится найти новые способы совершенствования коммуникативных навыков и применять эти навыки при взаимодействии с другими людьми.
Для человека со средним уровнем сформированности культуры общения характерно умение правильно отразить в разговоре свою точку зрения, однако он не всегда в состоянии убедить и удержать внимание собеседника. Такой человек имеет определенный базовый уровень коммуникативных способностей, но не всегда может применять его в различных коммуникативных ситуациях, использует ограниченный, основной набор слов. Кроме того, зачастую, не стремится к развитию коммуникативных навыков и совершенству межличностного взаимодействия.
Для человека с низким уровнем сформированности культуры общения характерно неумение вести диалог. Такому человеку трудно включаться в беседу, выражать мысли логично и четко, адаптироваться к изменениям в процессе межличностного взаимодействия.
Из-за маленького словарного запаса ему трудно подбирать правильные слова. В ходе беседы возможно употребление слов-паразитов, жаргонов и неправильное построение фраз. Кроме того, отсутствует понимание ценности культуры общения, и, как следствие, нет развития в данной области.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Способы повышения уровня культуры общения
Культура общения — это набор определенных правил и техник коммуникации, которыми пользуется каждый человек в процессе межличностного взаимодействия. Однако не стоит забывать, что, помимо этого, культура общения — это умение выстраивать отношения, учитывая чувства и ценности каждого участника коммуникации.
Чтобы стать профессионалом коммуникации, необходимо постоянно совершенствовать навыки общения, учиться слушать и понимать других, а также выражать мысли правильно и убедительно, то есть повышать уровень культуры общения.
В этой жизни каждому человеку очень многому можно научиться, и коммуникативные навыки также поддаются развитию. Хотите научиться общаться эффективно? Начните с себя! Обратите внимание на то, как вы общаетесь с другими людьми и сосредоточьтесь на простых и действенных принципах, которые помогут взаимодействовать более эффективно.
Следите за языком тела
Многие знают или что-то слышали о том, что в процессе взаимодействия человек использует свое тело. Жесты, мимика, положение в пространстве, каждая деталь отражают ваш настрой и передают определенную информацию. Однако зачастую многие забывают об этих особенностях.
Ваше тело говорит больше, чем вы думаете. Обратите внимание, соответствует ли та информация, которую вы хотите донести, движениям тела, жестам. Например, обратите внимание на руки: они должны поддерживать ваши слова. Очень часто в процессе взаимодействия две этих составляющих несут противоположную информацию.
Учитесь читать язык тела собеседника: это поможет вам понять его настроение и выстроить диалог эффективно.
Избавьтесь от лишнего
Слова-паразиты (эм, ну, короче) делают вашу речь не убедительной. Старайтесь говорить четко и лаконично. Сначала это будет сложно, но в процессе вы научитесь выражать свои мысли более четко и ясно. Вовлекайтесь в этот процесс как можно чаще, и вы увидите, как будут совершенствоваться ваши коммуникативные навыки и повышаться уровень культуры общения.
Подготовьтесь к разговору
Очень часто, взаимодействуя с другими людьми, мы не знаем, как правильно реагировать на те или иные высказывания. Иногда нас ставят в тупик какие-то вопросы на определенную тематику. Чтобы не растеряться в подобной ситуации, продумайте заранее, что вы можете сказать в этих ситуациях.
Подготовьте несколько вариантов ответов на вопросы, которые обычно вызывают определенные трудности. Стоит иметь в запасе темы, на которые вы сможете пообщаться в неловкой ситуации. Это поможет вам чувствовать себя увереннее и не испытывать трудностей в любой коммуникативной ситуации.
Рассказывайте истории.
Истории в разговоре в любой ситуации делают общение более живым и запоминающимся. Во многих случаях служат примерами, которые помогают убедить собеседника в какой-то определенной точке зрения и подчеркнуть вашу осведомленность в конкретном вопросе.
Рассказывайте истории в различных ситуациях — на собеседованиях и деловых переговорах, презентациях, в беседах повседневной жизни, и вы точно сможете произвести впечатление интересного собеседника с богатым жизненным опытом.
Задавайте вопросы — покажите, что вам интересно
В разговоре не бойтесь задавать много вопросов! Это покажет вашу заинтересованность как в самом собеседнике, так и в предмете вашего диалога. Умение задавать вопросы и внимательно слушать — ключ к успешному общению, поскольку именно с помощью вопроса вы будете активным слушателем, а это всегда нравится собеседнику, и сможете узнать больше деталей касательно того, что вы обсуждаете.
Не отвлекайтесь — будьте внимательным к собеседнику
Отложите все дела на время вашего взаимодействия. Надо полностью сосредоточиться на разговоре с вашим собеседником. Постарайтесь минимизировать все, что может отвлекать: шум, некомфортное место, телефон. Будьте внимательны к окружающей обстановке и убедитесь, что ничего не мешает вашему общению.
Свяжите свою мысль с конкретным слушателем
Бесконечный монолог без обратной связи очень утомляет. Превратите монолог в диалог, спросите мнение собеседника, делитесь своими умозаключениями и слушайте, учитывайте его мнение.
Будьте конкретными и краткими (BRIEF).
Этот принцип содержит алгоритм общения, и расшифровывается BRIEF так:
- Background (предыстория).
- Reason (причина).
- Information (информация).
- End (конец).
- Follow-up (последующие действия).
Когда создавалось это правило, область его применения ограничивалась электронными письмами, но в обычном разговоре оно тоже применимо.
Проявите эмпатию — поставьте себя на место собеседника
Разговор — это всегда взаимодействие двух лиц. Многие люди сосредоточены только на том, чтобы высказать свою точку зрения, забывая о собеседнике. Такой подход никогда не приведет к успешной коммуникации. Проявите эмпатию: поинтересуйтесь мнением другого человека и постарайтесь понять чувства другого, тогда вы сможете точно определить, почему он считает именно так. Это сделает вас более привлекательным собеседником и поможет выстроить отношения.
Слушайте внимательно
Ключ к успешному общению — это умение действительно слушать собеседника. Часто мы слишком зациклены на себе, своих мыслях и не слышим того, что чувствуют, думают и говорят нам другие люди. Умение слушать — это действительно тяжелая работа и навык, которому нужно учиться, но, овладев им, каждый человек может смело считать себя лучшим собеседником с самым высоким уровнем культуры общения. А это в любом межличностном взаимодействии поможет достичь поставленной цели.
Культура общения является важной частью личности, которая определяет, как человек воспринимается другими людьми, как проявляется и взаимодействует с окружающим миром. А это, в свою очередь, зависит от того, во что верит каждый конкретный человек, какие моральные правила он считает важными.
Часто задаваемые вопросы об уровне культуры общения
Что подразумевают под культурой общения?
Культура общения включает в себя правила, социальные нормы, фактически все способы поведения, которые человек использует в процессе коммуникации. Она определяет, как человек взаимодействует с другими людьми, какие коммуникативные навыки он использует. Это язык, включающий в себя не только слова, но и грамматику, стиль речи, динамическую сторону процесса общения, интонацию, невербальное общение, выражающееся в жестах, мимике, визуальном контакте и т. п. — одним словом, все то, что человек использует, чтобы проявить свою индивидуальность и эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
Какие уровни общения приводятся в классификации А. Добровича?
Добрович выделяет семь уровней общения: конвенциональный, примитивный, манипулятивный, стандартизированный, деловой, игровой, духовный.
Какие факторы являются базовыми в культуре общения?
Люди общаются между собой посредством слов. Поэтому владение языком на хорошем уровне очень важно, без этого невозможно в полной мере донести свою точку зрения. Чем лучше у человека поставлена речь, тем выше его культура и воспитанность.