- Что такое схема-терапия
- Применение схема-терапии
- Процесс проведения схема-терапии
- Отличия схема-терапии от сессии КПТ
- Техники схема-терапии
- Рескриптинг
- Изменение убеждений
- Репетиция нового поведения
- Самонаблюдение
- Часто задаваемые вопросы о схема-терапии
- Какие книги стоит прочесть на тему схема-терапии?
- Схема-терапия: в чем суть метода и причина возникновения схем?
- Можно ли самостоятельно идентифицировать наличие у себя схем, найти причину их возникновения, пережить и научиться иначе реагировать на триггеры?
Что это? Схема-терапия – современный подход в психотерапии, который помогает людям справиться с хроническими проблемами в отношениях, самооценке и эмоциональном благополучии.
Как работает? Следуя подходу, психолог распознает «негативные» схемы, разбирается, как они влияют на жизнь, чтобы научить клиента переписывать их. Это заключается в работе с эмоциями, изменении деструктивных паттернов поведения и развитии навыков самопомощи.
Что такое схема-терапия
Схема-терапия представляет собой интегрированный метод, сочетающий элементы нескольких психотерапевтических направлений: когнитивно-поведенческой терапии, транзактного анализа и психоанализа в единой терапевтической модели.
Данный подход был разработан в 1990 году доктором Джеффри Янгом. Во время своей практики он столкнулся с ограничениями классических методов – некоторые пациенты не реагировали на традиционные техники когнитивной терапии.

Работая бок о бок с Аароном Беком, он заметил, что стандартные техники когнитивной терапии оказываются малоэффективными для некоторых пациентов. В их числе – люди с расстройствами личности, хронической тревожностью, зависимостями и другими глубоко укоренившимися проблемами.
У таких клиентов Янг обнаружил жесткие шаблоны в мышлении и поведении. Доктор выяснил, что эти устойчивые паттерны, которые он назвал схемами, формируются в детстве – под влиянием травмирующего опыта: критики, гиперопеки, отвержения или насилия со стороны родителей или других значимых людей.
И хотя схема-терапия в психологии зародилась из когнитивной теории, она приобрела особый смысл, ведь это не просто мыслительные искажения, а глубинные убеждения о себе и мире, которые человек проносит через всю жизнь.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!





Распознать деструктивные схемы у себя или другого человека можно по следующим признакам.
- Выбор токсичных отношений, в которых партнер игнорирует или унижает чувства другого.
- Хроническое чувство недолюбленности – даже при наличии поддержки от близких людей остается ощущение, что «любят недостаточно».
- Самопожертвование, неумение осознавать собственные нужды.
- Одобрение и поддержка извне необходимы, однако не приносят утешения, внутри по-прежнему звучит: «Ты недостаточно хорош».
- При описании жизненных трудностей человек оправдывается тем, что «был таким всегда», как будто изменения невозможны.
- Сопротивление переменам, даже при сильном желании что-то изменить человек бессознательно саботирует прогресс (например, «забывает» выполнять обещания).
Список можно дополнить и другими признаками, однако перечисленных выше достаточно для того, чтобы диагностировать проблему.
Схема-терапия расстройств личности предполагает не только выявление схем у пациента, но и осознанное их изменение. Для этого необходимо:
- найти корень проблемы – понять, в каких ситуациях детства сформировался деструктивный паттерн;
- проследить, как схема искажает восприятие, эмоции и поступки в настоящем;
- сознательно изменить поведение – действовать вопреки «автопилоту» схемы.
Но схема-терапия включает в себя не только анализ. Она вбирает в себя лучшие методы из разных направлений: от психоанализа до когнитивно-поведенческой терапии и гештальт терапии.
Например, техника «Пустой стул» (из гештальттерапии) – пациенту необходимо представить, что напротив него на пустом стуле сидит воображаемый значимый человек. Клиент начинает с ним диалог, чтобы выразить все подавленные чувства и высказать то, что накипело.

Особенностью метода также выступает прием, называемый «ограниченное перевоспитание». Терапевт временно берет на себя роль «идеального родителя», давая клиенту то, чего ему не хватало в детстве: поддержку, принятие, защиту.
Это долгая работа, ведь для того, чтобы проложить новый путь в собственном поведении, нужно время. Терапия может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Но результат стоит усилий, ведь пациент обучается жить без оков старых сценариев.
Применение схема-терапии
Схема-терапия – эффективный инструмент для решения широкого круга психологических проблем. Метод доказал свою эффективность при:
- пограничном и нарциссическом расстройствах личности;
- тревожных состояниях (социофобия, генерализованное тревожное расстройство);
- обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР) и перфекционизме;
- посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), в том числе комплексном;
- расстройствах пищевого поведения;
- диссоциальных и избегающих паттернах поведения;
- хронической депрессии и низкой самооценке.
Кроме того, схема-терапия помогает преодолеть страх одиночества и тревожную привязанность, научиться контролировать гнев и импульсивные реакции, выстраивать более здоровые отношения – как романтические, так и дружеские.
Использование схема-терапии в психологии полезно для тех, кому сложно создавать прочные семейные отношения. Она учит понимать механизмы формирования небезопасных типов привязанности (тревожная, избегающая) и способствует развитию способности устанавливать надежные взаимоотношения не только с партнерами, но и с близкими друзьями.

"Делай как коуч"

Методы схема-терапии применимы в педагогической сфере для повышения учебной мотивации школьников. Например, некоторые ребята сдаются перед трудностями, потому что верят в подобные убеждения: «Я недостаточно умный», «Ошибка – это катастрофа», «Меня все равно не похвалят».
Учителя и родители могут использовать элементы схема-терапии, чтобы поддерживать ученика, а не критиковать, развивать здоровую самооценку, а не внушать страх неудачи, предотвращать формирование новых травмирующих схем.
Особенно важно предотвратить формирование новых деструктивных схем у младших школьников.
Необходимо исключить случаи несправедливой критики или унижения со стороны педагогов, так как подобное поведение способно вызвать чувство неполноценности и заниженную самооценку у ребенка.
В корпоративной среде схема-терапия помогает повысить уверенность руководителей, борющихся с синдромом самозванца, развить эмоциональный интеллект для управления командой, преодолеть страх ошибок, мешающий принимать решения, наладить коммуникацию с коллегами и подчиненными.
Процесс проведения схема-терапии
Практическое руководство схема-терапии помогает не просто осознать проблему, а прожить и переписать полученный травмирующий опыт. Вот всего четыре ключевых шага.
- Выявление схем и режимов. Терапевт вместе с клиентом выявляет дисфункциональные паттерны.
- Поиск корня проблемы. Важно понять, когда и почему сформировалась схема. Для этого пациенту необходимо вернуться к полученному детскому опыту и вспомнить, какие ситуации могли повлиять на приобретение того или иного паттерна поведения.
- Переработка опыта через применение экспериенциальных техник.
- Закрепление новых убеждений. После эмоциональной проработки важно сформулировать здоровые установки и проверить их в реальности.
Теория – это важно, но настоящие изменения происходят, когда клиент прорабатывает травму на чувственном уровне. Одна из самых мощных экспериенциальных техник – рескриптинг (переписывание сценария).
Как это работает? Клиент вспоминает болезненную ситуацию (например, отец кричит из-за двойки). В этот момент в воображение входит поддерживающий взрослый (терапевт или «идеальный родитель»).
Этот персонаж защищает ребенка («Ты не заслуживаешь таких слов!») и контейнирует его чувства: «Конечно, ты расстроен – это нормально». Он поддерживает и всячески принимает ребенка, а родителю объясняет, что плохая оценка – это не конец света, и зачастую они вообще ничего не значат.
Затем заботливому персонажу необходимо дать альтернативу, например сказать такие слова: «Ошибки – часть обучения. Ты можешь попробовать снова». И в самом конце встать на сторону пациента-ребенка, позаботиться о нем и сформулировать здоровую установку: «Моя ценность не зависит от оценок».
Таким образом, негативные эмоции в виде детского страха и стыда перед родителем сменятся на спокойствие и уверенность в себе.
Отличия схема-терапии от сессии КПТ
Несмотря на то, что схема-терапия выросла из когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), между ними есть принципиальные отличия.
Оба подхода начинаются с анализа запроса клиента и составления дорожной карты (индивидуальной схемы работы). В ней фиксируются проблемы пациента, глубинные убеждения, их источники и поддерживающие факторы, которые мешают изменениям.

Этот план (концептуализация случая) согласовывается с клиентом, и на его основе формируется вся дальнейшая работа. Далее когнитивно-поведенческая терапия, схема-терапия расходятся в своих методах.
Основное отличие между подходами состоит в отношениях «терапевт – клиент». В КПТ – это равное партнерство. Терапевт выступает как тренер, который помогает клиенту рационально проработать искаженные мысли и поведение.
В схема-терапии – это ограниченное родительство. Терапевт на время берет на себя роль заботливого взрослого, компенсируя дефицит поддержки из детства. Например, дает безусловное принятие, которого не хватало, учит замечать и выражать эмоции, становится безопасной базой для экспериментов с новым поведением.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
В КПТ делается упор на «здесь и сейчас» через выявление автоматических мыслей, проверку их на реалистичность и изменение реакций. А схема-терапия в психологии глубже погружается в прошлое, используя экспериенциальные (переживательные) техники – например, рескриптинг травмирующих воспоминаний; работу с режимами; методы телесной и сенсорной интеграции – игрушки, пледы, стулья, движение в кабинете терапевта.
Следовательно, схема-терапия не отрицает КПТ, а дополняет ее, добавляя глубину работе с эмоциями и травмой. Это делает ее особенно эффективной для сложных, «многослойных» случаев.
Техники схема-терапии
Схема-терапия использует комплексный подход, сочетающий работу с мыслями, эмоциями и поведением. Рассмотрим ключевые техники, которые помогают трансформировать деструктивные паттерны.
Рескриптинг
Суть данной техники в том, чтобы клиент заново прожил травмирующую ситуацию из прошлого, но с поддержкой «идеального взрослого» (терапевта или своего здорового «я»).
Пациент вспоминает эпизод из детства, где его потребности были проигнорированы. Терапевт или сам клиент в роли защитника вмешивается в ситуацию и дает поддержку: «Ты не заслуживаешь такого обращения»; удовлетворяет потребность в безопасности: «Я рядом, ты не один»; меняет исход: «Давай найдем тех, кто примет тебя таким, какой ты есть».
Как следствие, снижается интенсивность болезненных воспоминаний, формируется новый эмоциональный опыт.
Изменение убеждений
Специалист содействует пациенту в обнаружении иррациональных установок, возникающих вследствие активизации схем. Далее клиент оценивает достоверность этих убеждений посредством процесса когнитивной реконструкции. Человек рассматривает аргументы как подтверждающие, так и опровергающие свою позицию, рассматривая ситуацию с разных сторон. Терапевт поддерживает процесс анализа, задавая уточняющие вопросы.
Репетиция нового поведения
Данная методика актуальна в том случае, если клиент не может освоить и закрепить новую поведенческую стратегию взамен прежней, обусловленной действием схемы.

После освобождения от влияния старой схемы важно зафиксировать альтернативный образец действий. К примеру, отказавшись от сценария «Недостаток самоконтроля», человек учится заранее моделировать свое поведение в стрессовых обстоятельствах, чтобы успешно справляться с раздражением и прочими отрицательными переживаниями.
Самонаблюдение
Большое значение в схема-терапии отводится самостоятельной деятельности клиента вне терапевтических сессий. Пациентам рекомендуют фиксировать влияние конкретных схем на свою жизнь путем ведения специального дневника между встречами с терапевтом.
Клиент записывает свои мысли, телесные ощущения и испытываемые эмоции, развивая способность распознавать момент активизации схемы. Чаще всего это случается, когда остаются неудовлетворенными важные личные потребности.
Опытный специалист обязательно индивидуализирует технику схема-терапии, учитывая особенности характера, историю жизни и актуальные условия каждого клиента.
Часто задаваемые вопросы о схема-терапии
Какие книги стоит прочесть на тему схема-терапии?
Если вы хотите глубже изучить этот метод, обратите внимание на следующие издания: «Схема-терапия: практическое руководство», Джеффри Янг, Марджори Э. Вайсхаар, Джанет Клоско; «Схема-терапия в лечении расстройств пищевого поведения», Сьюзан Симпсон, Эвелин Смит; «Преднамеренная практика в схема-терапии», Венди Бехари, Джоан Фаррелл, Александр Ваз, Тони Русманье.
Схема-терапия: в чем суть метода и причина возникновения схем?
Схемы — это глубинные шаблоны мышления, чувств и поведения, сформированные в детстве. Они возникают, когда не удовлетворяются базовые эмоциональные потребности ребенка (в безопасности, любви, автономии, принятии эмоций). Особенности темперамента тоже играют большую роль и усугубляют проблемы.
Можно ли самостоятельно идентифицировать наличие у себя схем, найти причину их возникновения, пережить и научиться иначе реагировать на триггеры?
Полностью изменить укоренившиеся схемы самостоятельно сложно, но частичная коррекция возможна. Например, известны случаи, когда негативные паттерны устраняются благодаря положительному жизненному опыту. Так, если у человека присутствует схема покинутости, но он находит партнера, готового оставаться рядом, невзирая на постоянные сомнения и испытания, такая схема постепенно теряет значимость и исчезает. Поскольку каждый случай индивидуален, лишь квалифицированный специалист способен оказать действенную помощь в понимании и коррекции сложных эмоциональных схем, существенно влияющих на качество вашей жизни.