О чем речь? Психоанализ – психологическая теория, разработанная Зигмундом Фрейдом. Объясняет человеческую психику и поведение через взаимодействие бессознательных и сознательных процессов. В его основе идея, что многие психические расстройства и поведенческие проблемы возникают из-за скрытых конфликтов и травм.
На что обратить внимание? Для решения психологических проблем используют различные методы: свободные ассоциации, интерпретация снов и анализ переноса. Психоанализ считается глубоким и длительным процессом, требующим от пациента активного участия и доверия к терапевту.
Что такое психоанализ Фрейда
Психоанализ (от греческих слов «душа» и «разложение») в узком смысле определяется как совокупность психотерапевтических и психодиагностических методик, разработанных для лечения психических заболеваний австрийским врачом-неврологом Зигмундом Фрейдом (1856–1939).
Также это совокупность психологических теорий, акцентирующих внимание на бессознательных мотивах и психических процессах; особый способ исследования психики и одно из ключевых направлений глубинной психологии.
Фрейд впервые употребил понятие «психоанализ» в своей работе об этиологии неврозов, которая была представлена публике сначала на французском языке 30 марта 1896 года, а затем на немецком 15 мая 1896 года.

Разговаривая с пациентами, он сделал вывод, что источником их психологических страданий являются неосознаваемые внутренние переживания, а сами заболевания имеют психическую природу. Он стал не просто слушать пациентов, а побуждать их делиться своими мыслями, верованиями, сновидениями и фантазиями, совместно с ними исследуя их внутренний мир.
Такой аккуратный, внимательный и деликатный подход начал давать результаты: по мере выявления подавленных переживаний люди начинали понимать основу своих страданий. Такое осознание приносило облегчение и способствовало исчезновению телесных симптомов.
Это дало Фрейду возможность сформулировать новое представление о человеческой психике и ее влиянии на поведение и состояние здоровья.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!





В течение почти пятидесяти лет активной научной и клинической работы он разработал первую комплексную теорию личности, создал широкую систему клинических наблюдений, оригинальный способ лечения неврозов, а также метод изучения тех психических процессов, которые практически невозможно исследовать иными способами.
Помимо психологии, идеи Фрейда проникли в такие области, как социология, философия, религия и даже политика. Они помогли людям того времени осознать природу стрессов, справиться со страхами и последствиями травм, особенно актуальными после Первой мировой войны. Они стали катализатором глубоких сдвигов в общественном сознании, изменили мышление, разрушили устоявшиеся взгляды и представления эпохи.
Современный психоанализ представляет собой не статичную теоретическую базу и терапевтическую практику, а результат постоянного развития, переосмысления и адаптации к текущим реалиям.
В настоящее время психоанализ – это нечто большее, чем просто концепции, выдвинутые Фрейдом. За почти сто лет его существования появились новые фигуры, расширившие рамки классического подхода и заложившие основы новых взглядов на изучение психики, методов терапии, а также направлений и школ психоанализа: Р. Столороу, А. Фрейд, М. Кляйн, У. Р. Бион, Х. Кохут, Г. С. Салливан, Ж. Лакан, Д. В. Винникотт и другие.
В итоге возникла сложная и многогранная система различных психоаналитических школ, методов и подходов.
Основы теории психоанализа
Зигмунд Фрейд стал основоположником психоанализа. Его ключевые идеи легли в основу этого направления и стали его стержнем, от которого со временем стали отходить новые ветви – методы, школы и подходы. Именно фундаментальные принципы, сформулированные им, придают психоанализу его особенность.
Бессознательные процессы и их воздействие на сознательные явления в психике человека
Часто мы считаем, что психика – это только наше сознание, разум и способность управлять своим состоянием усилием воли. Однако это не совсем верно.
Сознательная часть психики – наше логическое мышление, восприятие мира и себя, эмоции, которые мы осознаем, – охватывает лишь ограниченную область. Основной же объем психической жизни скрыт от нас, он бессознателен.
Неосознанными остаются первичные влечения, в том числе стремления к жизни и разрушению, защитные механизмы, с помощью которых психика справляется с внутренним напряжением, внутренние образы и фантазии, забытые воспоминания и идеи, вытесненные из сознания как неприемлемые или вызывающие тревогу.
Среди таких вытесненных элементов могут быть, например, травмы из детства, зависть к брату или сестре из-за родительской любви, агрессия к родителям и подобные чувства.
Бессознательное можно представить как неведомую часть личности, в которой также присутствуют желания, мысли, стремления, эмоциональные реакции и образы.
В этой области действует «принцип удовольствия» – стремление избежать дискомфорта через разрядку напряжения. Это внутреннее стремление постоянно активно и стремится побудить нас к действиям, направленным на снижение внутреннего давления, влияя на наше поведение, даже если мы этого не осознаем.

С этим мы сталкиваемся в ситуациях, когда неожиданно проговариваем нечто, чего не собирались говорить, а затем даже не можем этого вспомнить; когда бессознательно повторяем одни и те же поступки, как будто под чьим-то влиянием; когда испытываем яркие, порой неконтролируемые эмоции из-за, казалось бы, незначительного раздражителя. Такие вспышки могут накрывать нас волной агрессии, после чего наступают смущение, вина и недоумение – откуда все это взялось.
Таким образом, наши поступки, решения и поведение, которые кажутся результатом сознательного выбора или случайности, зачастую определяются бессознательными процессами – именно их и изучает психоанализ в терапии.
В психике не существует случайностей, а события раннего детства играют ключевую роль в становлении взрослой личности
Каждое наше действие, даже если оно кажется нам импульсивным, а также мысли и эмоциональные реакции во многом обусловлены нашими детскими впечатлениями, бессознательными фантазиями, ранними представлениями о мире, важными событиями и первыми отношениями с близкими людьми – в первую очередь с родителями.
Основные черты личности формируются в раннем детстве – примерно до 5-6 лет. С рождения ребенок развивается не только физически, но и психически, проходя через последовательные этапы развития.

Знакомо? Работаешь, вроде всё стабильно, а зарплата как застряла в прошлом году — так и стоит.
Мыслишь: «Может, пора что-то менять? Но куда податься — в блогеры?
В курьеры? В инфоцыгане?»
Потом смотришь на детей, ипотеку и кота, который ест, как будто ему
за это платят…
и думаешь: «Ладно, потом разберусь».
А ведь есть способ зарабатывать больше, даже если вы в найме.
Без увольнений, без стартапов, без вложений.
Можно начать помогать другим людям достигать их целей и получать
за это достойный доход.
Это и есть коучинг. Его может освоить даже новичок — и начать зарабатывать +110 000₽ в месяц, уделяя 3–4 часа в день. Уже более 27 000 человек пошли этим путём и смогли выйти на стабильный доход, даже если раньше ничего не слышали о коучинге.
👉 Курс сейчас бесплатный — успейте записаться, пока есть места.
Узнать больше →
Выбор за вами. Но помните: пока вы думаете — другие уже действуют.
Это не просто количественный рост – на каждом этапе происходит качественное изменение, и опыт его прохождения оставляет заметный след: формируются соответствующие возрасту защитные реакции на сильные эмоции, способы взаимодействия с окружающими, базовые представления о себе и мире, черты характера, модели поведения.
Центральным моментом психического становления ребенка считается эдипов комплекс, описанный Зигмундом Фрейдом и названный в честь трагедии Софокла «Царь Эдип».
Суть психоанализа заключается в том, что у ребенка возникают бессознательные влечения: любовь к родителю противоположного пола и одновременно смешанные чувства – симпатия и враждебность – к родителю того же пола.
Преодоление этого периода развивает у ребенка понимание собственной гендерной идентичности. Этот этап становится основой для формирования способности к любви, дружбе и совести. Также именно эдипов комплекс может быть корнем различных неврозов.
Иногда из-за личных особенностей ребенка или внешних обстоятельств происходит застревание на одном из этапов развития. Тогда, сталкиваясь со стрессом или эмоциональными трудностями во взрослом возрасте, человек может возвращаться к тем формам защиты, которые использовал в детстве.
Например: младенец, испытывая страх или дискомфорт, начинает плакать, и мать его утешает – берет на руки, кормит, обнимает. Это дает малышу ощущение покоя, любви и безопасности, потому что в этом возрасте он еще не способен справляться с сильными эмоциями сам.
Повзрослев, человек может бессознательно стремиться к тем же источникам утешения – еде, алкоголю, сладкому. Однако во взрослом возрасте эти способы уже не дают нужного эффекта: проблемы не исчезают, а к ним добавляется чувство вины, недовольство собой, ухудшение самочувствия, напряженные отношения с близкими.
Психический аппарат
Психоанализ является теоретической основой, предполагающей существование особого психического аппарата – абстрактной конструкции, выполняющей задачи адаптации внутренних побуждений к требованиям внешнего мира, а также защищающей человека от неприятных эмоций, ощущений, мыслей и образов.
Этот аппарат включает три основные структуры: ИД (или Оно – в зависимости от перевода), ЭГО (Я) и СУПЕР-ЭГО (Сверх-Я), каждая из которых выполняет свои характерные функции.

ИД (ID) состоит из инстинктивных, часто подавленных, но также и открытых желаний – преимущественно сексуального и агрессивного характера. Его работа выражается в рефлексах, колебаниях напряжения и расслабления и полностью протекает на бессознательном уровне.
ИД тесно связано с телом, что объясняет, почему во время сильных эмоций мы можем ощущать физическую боль, например в животе, сердце или желудке. Эта структура не подчиняется законам логики или хронологии. В ИД отсутствуют понятия добра, зла, морали и ценностей, а действует только принцип удовольствия – стремление мгновенно избавиться от внутреннего напряжения.
ИД можно представить в виде сжатой пружины: внешнее воздействие вызывает напряжение, но при первой же возможности она стремится вернуться в исходное состояние – к разрядке.
ЭГО (EGO) – наша способность мыслить, воспринимать себя и окружающих, концентрироваться, управлять телом и переводить намерения в действия. Оно включает наши органы чувств и обеспечивает связь между внешним и внутренним мирами. Часть процессов ЭГО осознается, но многое остается на бессознательном уровне. Здесь действуют принципы реальности и логики, время делится на прошлое, настоящее и будущее.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
СУПЕР-ЭГО (SUPEREGO) представляет собой внутреннюю инстанцию, вобравшую в себя родительский авторитет, строгость, контроль и способность к наказанию. Как будто бы «внутренние родители» заняли место внутри нашей психики, и зачастую они оказываются даже строже, чем реальные. Эти установки формируют нашу совесть.
Также в СУПЕР-ЭГО содержится ЭГО-идеал – образ идеального «я», достойного любви, уважения и восхищения. Эти элементы становятся частью психоанализа личности и основой нравственного поведения. Нарушение внутренних идеалов вызывает самокритику и чувство вины, которые могут быть сильнее внешних оценок. Некоторые процессы СУПЕР-ЭГО осознанны, но многие остаются на бессознательном уровне.
Психическая адаптация
С самого рождения мы стремимся сохранить внутреннее психическое равновесие, которое постоянно нарушается под влиянием как внутренних факторов – бессознательных влечений, настаивающих на немедленном удовлетворении, так и внешних – требований окружающей среды.
Эти внутренние и внешние воздействия зачастую противоречат друг другу, что приводит к возникновению внутреннего конфликта.
Чтобы справляться с ними, мы с первых дней жизни вырабатываем индивидуальные механизмы психологической защиты. Они помогают нам адаптироваться к внешним обстоятельствам и внутренним потребностям, обеспечивая баланс между нашими влечениями, ожиданиями общества и собственными моральными установками.
ЭГО, стремясь к самосохранению, может отказываться от удовлетворения наших желаний, что приводит к страданиям и мучительным эмоциональным переживаниям. Если же ЭГО позволяет влечениям реализоваться, даже в трансформированной форме, соответствующей социальным нормам, мы можем испытывать вину, стыд или самокритику, поскольку такая реализация может идти вразрез с нравственными принципами и идеалами СУПЕР-ЭГО.
Концепция переноса
С самого раннего возраста человек формирует собственную модель взаимодействия с другими людьми, опираясь на личные особенности, семейные устои и культурные нормы. Бывает так, что эта модель сохраняется и во взрослом возрасте, несмотря на изменения обстоятельств и возраста окружающих.
Такие отношения, основанные на некогда болезненных или конфликтных сценариях, могут приносить страдания и быть разрушительными.

Они могут «переноситься» на новых людей, включая психоаналитика, даже если мы этого не осознаем. Перенос старых конфликтных шаблонов и фантазий в пространство психоанализа дает возможность их распознать, заново пережить и осмыслить. А осознав – трансформировать и научиться выстраивать более здоровые и продуктивные отношения.
Методы психоанализа
В 1890-х годах Зигмунд Фрейд вместе с физиологом Йозефом Брейером начали исследовать поведение пациентов в состоянии гипноза. Они заметили, что во время гипнотических сеансов люди рассказывали о событиях, которые в обычном состоянии были им недоступны для воспоминания или вызывали у них смущение. После нескольких таких сеансов наблюдалось улучшение психоэмоционального состояния пациентов.
Позднее Фрейд нашел способ получать доступ к бессознательному без использования гипноза. Он стал применять технику свободных ассоциаций: пациентам предлагалось лечь, расслабиться и проговаривать все, что приходит в голову.
По мнению психоаналитика, эти спонтанные высказывания были связаны с подавленными травмирующими воспоминаниями, что и делало их ценными для психоанализа личности.
Еще одним известным методом, разработанным Фрейдом, стало толкование снов. Этот подход позволял выявить смысл скрытых символов, возникающих во сне. Ученый полагал, что сны – это зашифрованные желания, отраженные в образах. Чтобы добраться до скрытой сути, терапевт должен был тщательно разбирать детали сновидений. Особенно много бессознательного содержится в самых причудливых и запутанных снах.
Метод анализа, основанный на интерпретации, помогает изучать внутреннее состояние человека. Пациент может делиться любыми мыслями – даже странными, шокирующими или нелепыми.
Задача аналитика – понять суть этих высказываний и перевести содержание из бессознательного в сознательное. Такие выводы могут использоваться для диагностики и терапии психологических нарушений. Психоанализ – это в психологии важный инструмент для понимания бессознательных процессов и их влияния на поведение и эмоции.
Школы психоанализа
Со временем психоанализ значительно трансформировался и разделился на несколько направлений. Каждое из них привнесло свои особенности в терапевтические методы.
Лакановское направление
Французский психоаналитик Жак Лакан предложил пересмотреть некоторые из фундаментальных положений Фрейда. Его трактовка трех регистров психики – символического, воображаемого и реального – углубила понимание символических процессов в психической жизни.

Согласно лакановскому подходу бессознательное функционирует по законам языка. Поэтому ключевое внимание в терапии уделяется речи пациента.
Подход Кляйн
Мелани Кляйн оказала значительное влияние на развитие анализа детской психики. Ее труды, посвященные раннему взаимодействию между ребенком и матерью, позволили глубже осмыслить роль первичных эмоциональных переживаний в формировании личности.
Кляйн ввела понятие проективной идентификации – бессознательной фантазии, при которой человек отделяет свои черты и приписывает их внешнему объекту, например изображению.
Эта концепция стала важной в понимании, как ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром и как это сказывается на его эмоциональном становлении.
Психоанализ Юнга
Карл Густав Юнг, одна из ключевых фигур в психоанализе XX века, разработал свое направление. В отличие от Фрейда, сосредоточенного на сексуальных и агрессивных мотивах, Юнг изучал более широкие аспекты человеческой психики.
Он ввел понятие коллективного бессознательного – глубинного слоя психики, содержащего архетипы: универсальные образы и символы, унаследованные от предков. В психоанализе Юнга они являются врожденными схемами поведения и восприятия, которые проявляются в мифах, снах и культурных традициях.
Юнговский анализ помогает раскрыть не только индивидуальные, но и культурные и исторические стороны психики. Его труды способствовали развитию исследований на стыке психологии, мифологии, религии и искусства.
Стоит отметить, что традиционный психоанализ в наши дни применяется нечасто из-за регулярных сессий (до четырех раз в неделю), длительности терапии (много лет) и высокой стоимости. Сегодня чаще используются подходы, объединяющие методы разных школ в рамках современных направлений. Однако основополагающие идеи, сформулированные Фрейдом, остаются фундаментом всех психоаналитических систем.
Критика психоанализа Зигмунда Фрейда
При существенном вкладе в формирование психологии психоанализ многократно становился объектом критики. Далее приведены ключевые аргументы его оппонентов.
Методологические возражения
Ряд специалистов обращают внимание на нехватку эмпирических подтверждений психоаналитических концепций.
Критики подчеркивают, что многие идеи Фрейда и его последователей трудно поддаются проверке, а заключения зачастую основаны на субъективной трактовке клинических наблюдений. Кроме того, бессознательное по-прежнему не поддается точному научному измерению.
Вопросы объективности
Классический психоанализ часто упрекают в отсутствии четких объективных стандартов. Интерпретация символов и снов может сильно отличаться у разных аналитиков, что делает затруднительной стандартизацию и научную проверку подходов.
Этические замечания
Современные исследователи нередко выражают обеспокоенность длительностью и высокой стоимостью психоаналитической терапии, а также возможностью неверной трактовки личных переживаний пациента, что может иметь негативные последствия для психики.
Актуализация в свете научного прогресса
С учетом достижений в нейронауке и когнитивной психологии многие ученые считают необходимым пересмотреть положения психоанализа. Некоторые идеи, лежащие в основе классической теории, сегодня воспринимаются как устаревшие.

Сам Фрейд также признавал ограничения своего метода, указывая, что он неприменим при работе с нарциссическими и психотическими расстройствами. С иронией он отмечал, что психоанализ – профессия, в которой заранее можно ожидать неудовлетворительный результат. Кроме того, он настаивал на том, чтобы обучение психоанализу предполагало наличие медицинского образования, что вызывало критику со стороны общества.
Существовал ли классический психоанализ в СССР
В начале XX века институт психоанализа в СССР переживал активное развитие. В 1920-х годах И. Д. Ермаков основал Государственный психоаналитический институт и выпустил переводы трудов Фрейда и Юнга.
Однако начиная с середины 1930-х годов психоанализ, как и психология в целом, оказался под давлением и почти не развивался до 1990-х годов. В Советском Союзе и других странах социалистического блока психоанализ зачастую считался буржуазной псевдонаукой.
В Советском Союзе – родине Сеченова и Павлова, стране с богатыми традициями научной физиологии и психологии – не могло прижиться направление, считающееся ненаучным и спекулятивным, каким воспринимался психоанализ.
Однако ряд положений психоаналитической теории нашли отражение в отечественной психологии и психотерапии (например, концепция неосознаваемых форм высшей нервной деятельности по Узнадзе и другие). По мнению известного польского психотерапевта профессора С. Ледера, патогенетическая терапия Мясищева представляла собой, по сути, советский вариант психоанализа.
Современные направления психоанализа
- Эго-психология. Представители этого подхода сосредотачиваются на сознательной, а не бессознательной части личности.
- Согласно структурному психоанализу Жака Лакана человек является субъектом, и его психологические трудности разрешаются через речь. Он утверждал, что личность состоит из трех элементов, а отсутствие хотя бы одного из этих элементов нарушает психическое равновесие:
- воображаемое (образ о себе, сформированный через восприятие других людей),
- символическое (поиск различий между собой и другими),
- реальное (ситуация знакомства с другими людьми).
- Интерперсональный психоанализ. Это методика глубокой беседы, направленная на смещение фокуса человека с его слабых сторон и признаков расстройства на то, как взаимодействие с окружающими сказывается на его откликах.
- Теория объектных отношений. Сторонники этой теории заявляют, что детский опыт оказывает влияние на жизненный сценарий и взаимодействие с окружающими. При принятии решений и в процессе общения человек опирается на усвоенные в детстве модели поведения.
- Введение в психоанализ по Мелани Кляйн представляет собой теоретическую школу, акцентирующую внимание на значении раннего детства и инстинктивных побуждений. Кляйн полагала, что основными движущими силами психики являются исцеляющая любовь и разрушительная агрессия.
Эффективность психоанализа сегодня
Ряд показателей действенности психоаналитической терапии:
- уменьшение выраженности симптомов – ослабление тревожности, депрессии или других сложностей, с которыми столкнулся человек;
- повышение качества жизни – пациент начинает более эффективно справляться с ежедневными задачами, строить крепкие и здоровые отношения, а также чувствовать большее удовлетворение;
- осознание скрытых конфликтов – проходящий психоанализ начинает глубже понимать свои мотивы, чувства и поведение, что позволяет ему принимать более взвешенные решения;
- проработка внутренних противоречий и преодоление травм – пациент осознает и разрешает свои внутренние конфликты, перестает повторять разрушительные модели поведения, связанные с прошлым травмирующим опытом.
Часто задаваемые вопросы о психоанализе
Каковы отличия психоанализа от гештальттерапии и КПТ?
Ключевое различие между психоанализом и другими психологическими подходами заключается в фокусе на прошлом клиента и поиске в нем корней психологических травм. В отличие от этого в гештальт терапии акцент делается на настоящем, и психолог стремится работать с клиентом здесь и сейчас, без глубокого анализа его прошлого. В когнитивно-поведенческой терапии прошлое также не является основным объектом внимания; здесь внимание сосредоточено на изучении когнитивных искажений клиента и решении текущих проблем.
Для кого подходит психоанализ?
Психоанализ человека будет полезен тем, кто стремится разобраться в себе и своем прошлом, чтобы понять, как семейные события могут влиять на его настоящее. Это процесс длительной терапии, не дающий быстрых результатов. Однако для тех, кто готов к глубокому самоанализу и рефлексии, психоанализ станет подходящим выбором.
Для кого окажется неподходящим этот метод?
Классический психоанализ не предназначен для работы с тяжелыми психическими расстройствами, такими как шизофрения, биполярное аффективное расстройство и глубокая депрессия. Также этот подход не будет эффективен для тех, кто ожидает значительных изменений после нескольких сеансов. В таких случаях лучше обратиться к когнитивно-поведенческому терапевту. В итоге психоанализ, который основывается на выявлении бессознательных образов, желаний и противоречий через анализ свободных ассоциаций, сновидений, бессознательных действий и повторяющихся реакций, дает возможность исследовать и понимать бессознательное содержание нашей психики, являющееся источником душевного дискомфорта и страданий. Это способствует не только устранению мучающих симптомов и проблем, но и пониманию скрытых причин своих действий, осознанию взаимосвязи между прошлым и настоящим, а также обретению нового взгляда на сложные ситуации и умению эффективно справляться с ними в будущем.