- Что такое гештальтпсихология
- Основные представители гештальтпсихологии
- Макс Вертгеймер как основатель гештальтпсихологии
- Вольфганг Келер и его исследования
- Курт Коффка и его исследования восприятия у детей
- Курт Левин и его динамическая теория психологического поля
- Карл Дункер и мыслительный процесс при решении задач
- Принципы гештальтпсихологии
- Преимущества гештальтпсихологии
- Практическое применение гештальтпсихологии
- Техники
- Часто задаваемые вопросы о гештальтпсихологии
- Чем гештальттерапия отличается от других видов психотерапии?
- В каких случаях применяется гештальттерапия?
- Какие вопросы часто задают гештальттерапевты?
Что такое гештальтпсихология? Это направление в психологии утверждает, что наше восприятие стремится к организации, созданию целостных образов — гештальтов, которые больше чем просто сумма их частей.
Чем полезна? Понимание того, как мы воспринимаем информацию, позволяет создавать более гармоничные визуальные образы, строить продуктивные коммуникации и помогать людям решать психологические проблемы.
Что такое гештальтпсихология
Гештальтпсихология — одна из самых ярких и влиятельных школ западной психологии, появившаяся в Германии в начале 1920-х годов, когда психологическая наука переживала период активного поиска новых подходов к изучению личности. Ее основателем стал талантливый немецкий психолог Макс Вертгеймер.

В гештальтпсихологии слово «гештальт» переводе с немецкого означает «целостный образ», «форма», «конфигурация».
Это направление опровергает молекулярную программу Вундта в изучении психики. Исследования зрительного восприятия показали, что люди склонны воспринимать окружающую действительность в виде гармоничных и упорядоченных гештальтов — целостных форм. Мир для нас — это осмысленные фигуры, а не просто набор деталей.
Суть гештальтпсихологии заключается в том, что наше сознание стремится к упорядочению и структурированию информации, создавая целостную картину мира.
Она предлагает взглянуть на сознание по-новому. Вместо того чтобы разбивать его на отдельные части, как это делала структурная психология, она рассматривает его в единстве составляющих, где «целое всегда больше суммы его частей».
Представьте яркую картину: отдельные мазки краски не так интересны, как полная картина, которая создает впечатление и вызывает эмоции. То же самое происходит с сознанием — оно способно создавать удивительные вещи благодаря взаимодействию всех своих элементов.
Сейчас гештальтпсихология изучает вопросы развития психики, динамики потребностей личности, а также такие сложные процессы, как память и творческое мышление.
Эта область психологии фокусируется на сознании и рассматривает его как динамическую систему, где все компоненты тесно связаны и влияют друг на друга.
Подобно тому, как человеческий организм — сложная система из множества органов, работающих слаженно для поддержания здоровья и долголетия, так и сознание представляет собой единое целое, где все мысли, чувства и восприятия переплетаются, создавая целостную картину мира.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!





Основными постулатами теории гештальтпсихологии выступают:
- Гештальт — это не просто набор элементов, а единая, целостная структура сознания.
- Гештальтпсихология изучает сознание исходя из принципа целостности. Человек познает мир не через разрозненные ощущения, а через схватывание целого. Например, то, что он слышит, — не просто набор звуковых волн, а осмысленная речь или музыка.
- Зрение играет важную роль в познании мира. Человек получает огромное количество информации о среде именно через глаза.
- Мышление, по мнению гештальтпсихологии, — это не просто набор навыков, выработанных методом проб и ошибок, а способность находить решения, увидев всю картину целиком.
В целом гештальтпсихология предлагает такой взгляд на мир: наш разум способен понимать целое, видеть связи и находить решения.
Основные представители гештальтпсихологии
Макс Вертгеймер как основатель гештальтпсихологии
Основателем гештальтпсихологии считается немецкий психолог Макс Вертгеймер (15 апреля 1880 года — 12 октября 1943 года).
Он родился и получил образование в Праге. Его отец руководил бизнес-колледжем, а мать посвятила себя искусству. После окончания Карлова университета он переехал в Германию, чтобы углубить свои знания в философии и психологии под руководством Карла Штумпфа.
В 1904 году, блестяще защитив диссертацию «Детектирование вины преступника в ходе следствия по методу ассоциативной связи слов», он был удостоен звания доктора философии. Следующие годы Вертгеймер посвятил разработке методов контроля свидетельских показаний и изучению пациентов с речевыми нарушениями.
В 1912 году Вертгеймер решил сосредоточиться на проблемах психологии мышления, разработав концепцию решения задач и креативного мышления. Его работа «Экспериментальные исследования восприятия движения» стала основополагающим исследованием в гештальтпсихологии. В этом фундаментальном изыскании Вертгеймер опроверг традиционное представление о восприятии мира как совокупности отдельных элементов, доказав, что мы воспринимаем мир целостно.

Знакомо? Работаешь, вроде всё стабильно, а зарплата как застряла в прошлом году — так и стоит.
Мыслишь: «Может, пора что-то менять? Но куда податься — в блогеры?
В курьеры? В инфоцыгане?»
Потом смотришь на детей, ипотеку и кота, который ест, как будто ему
за это платят…
и думаешь: «Ладно, потом разберусь».
А ведь есть способ зарабатывать больше, даже если вы в найме.
Без увольнений, без стартапов, без вложений.
Можно начать помогать другим людям достигать их целей и получать
за это достойный доход.
Это и есть коучинг. Его может освоить даже новичок — и начать зарабатывать +110 000₽ в месяц, уделяя 3–4 часа в день. Уже более 27 000 человек пошли этим путём и смогли выйти на стабильный доход, даже если раньше ничего не слышали о коучинге.
👉 Курс сейчас бесплатный — успейте записаться, пока есть места.
Узнать больше →
Выбор за вами. Но помните: пока вы думаете — другие уже действуют.
Его новаторские исследования движения, основанные на использовании стробоскопического эффекта, привели к поразительным открытиям. С помощью стробоскопа и тахистоскопа Вертгеймер демонстрировал испытуемым две линии — горизонтальную и вертикальную, манипулируя скоростью их смены. Эксперимент позволил ему раскрыть фундаментальные принципы зрительного восприятия движения.
Результаты были впечатляющими:
- При коротком интервале: линии воспринимались как отображающиеся одновременно.
- При быстром интервале: линии воспринимались как последовательно меняющие положение.
- Оптимальный интервал (60 миллисекунд): создавал иллюзию плавного движения, словно реального. Одна линия будто бы сдвигалась в позицию другой, формируя ощущение непрерывности.
Таким образом, непрерывность движения достигается именно последовательным перемещением объекта. При этом в мозгу возбуждается не просто точка, а целая зона вокруг нее. Когда объект смещается, возбуждение переносится из одной зоны в другую, создавая иллюзию непрерывного движения.
Это явление можно представить как цепную реакцию: возбуждение точки А порождает зону активности, а последующее возбуждение точки В вызывает короткое замыкание и передачу возбуждения от А к В.
В гештальтпсихологии это явление было названо фи-феноменом. Это яркое доказательство того, что наше восприятие не является простой суммой отдельных ощущений. Эксперимент с двумя источниками света, последовательно включающимися в разных местах, наглядно продемонстрировал, как сознание создает иллюзию перемещения.
Это указывает на то, что человек активно организует получаемую информацию, используя принципы близости, сходства, замыкания и симметрии, чтобы придать ей смысл.
После этих исследований данной работы в 20-х годах XX века в Берлине была основана влиятельная Берлинская школа гештальтпсихологии. Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Келер и Курт Левин революционизировали понимание восприятия, мышления и потребностей человека.

В 1921 году они запустили журнал «Psychologische Forschung», который стал платформой для публикации передовых психологических статей. Работы этой школы кардинально изменили мировую психологию, внеся в нее новые идеи и подходы.
После смерти Вертгеймера в 1945 году увидела свет его книга «Продуктивное мышление». Эта работа, над которой он трудился почти два десятилетия, стала полным изложением его гештальттеории. Вертгеймер стремился применить принципы гештальта к творческому процессу, убеждая, что для решения любой проблемы необходимо рассматривать ее с различных ракурсов, как поочередную смену гештальтов.
Ученый непримиримо критиковал традиционное образование из-за его механического подхода к обучению. По его мнению, зубрежка не способна привести к глубокому пониманию материала. Гораздо эффективнее, считал он, рассматривать отдельные элементы в контексте всей ситуации. Согласно основам гештальтпсихологии решение любой проблемы должно начинаться с обзора общей картины, а затем переходить к деталям.
Он считал, что логический подход к изучению интеллекта слаб из-за того, что традиционная логика игнорирует сам процесс поиска решения, сосредоточившись лишь на верности отдельных шагов доказательства.
Таким образом, исследования в рамках гештальтпсихологии стали революционной формой психоанализа и доказали: целое не сводится к простой сумме своих частей.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Вольфганг Келер и его исследования
Основоположником гештальтпсихологии также был немецкий и американский психолог Вольфганг Келер (21 января 1887 года — 11 июня 1967 года).
Он провел свое детство в Германии, где и получил среднее образование. Его отец был директором школы, а мать, будучи домохозяйкой, посвятила себя воспитанию сына. Келер блестяще окончил университеты Тюбингена, Бонна и Берлина.

Уже в 22 года он получил степень доктора философии по психологии и приступил к научной работе. В 1917 году была опубликована его книга «Исследование интеллекта человекообразных обезьян», основанная на личных наблюдениях и изучении поведения этих млекопитающих на Тенерифе.
Исследование показало, что обезьяны способны не просто использовать предметы, но и понимать их роль в достижении цели. Палка для них — не просто кусок дерева, а инструмент, который может быть использован для прыжков, ловли муравьев, рычага, лопаты или оружия. Обезьяна видит цель (банан) и средство (палку) как единое целое. Более того, они способны адаптироваться к меняющимся условиям, используя других обезьян в качестве «ящиков» для достижения фруктов.
Эти примеры демонстрируют зачатки трудовой деятельности у приматов, которые, подобно человеку, умеют использовать инструменты и планировать свои действия.
В рамках исследования гештальтпсихологии Вольфганг Келер пришел к таким выводам:
- Поведение человека и шимпанзе — разумно и различается лишь степенью сложности.
- Поведение обезьян, подобно человеческому, базируется на образах (гештальтах) внешней ситуации.
- Восприятие ведет к озарению — внезапному, целостному пониманию сути происходящего. Это озарение, или инсайт, по Келеру, является ключом к решению задач.
Выводы исследования противоречили мнению известного психолога Торндайка, который считал, что поведение животных диктуется исключительно механизмами проб и ошибок и случайных ассоциаций. По его мнению, животные неспособны к осознанному принятию решений, их «постижение» мира ограничено слепым поиском правильного ответа. Разум им недоступен.
Исследования Келера неопровержимо доказали, что животные способны на сознательное изобретение и использование орудий. Это явное проявление развитых умственных способностей, то есть интеллекта.
Исследование гештальтпсихологии Келера недвусмысленно доказывает: человекоподобные обезьяны — наши ближайшие родичи как по физическим характеристикам, так и по психическим способностям. Это было первое научное подтверждение эволюционной теории Дарвина в сфере психологии.
Благодаря блестящим экспериментам по изучению восприятия и интеллекта шимпанзе в 1922 году Келер завоевал мировую известность и возглавил Институт психологии при Берлинском университете. Его научные концепции не утратили своей актуальности и практической ценности до сих пор. Они важны своим органичным соединением теоретической психологии с жизнью и психотехникой.
В своей книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии» (1920) Кёлер утверждал, что как физический, так и психологический мир подчиняются принципу гештальта. Все процессы и явления объясняются через выявление соответствующих структур в мозговых процессах. Эти структуры интерпретируются на основе физической теории электромагнитного поля Фарадея и Максвелла.
Ключевым моментом стало предположение о существовании электромагнитных полей в мозге, возникающих под воздействием стимула. Это решило психофизическую проблему в теории гештальтпсихологии.
Исследователь, не желая довольствоваться достигнутым, неустанно продолжал свои исследования в тандеме с К. Коффкой и М. Вертгеймером. В 1929 году они опубликовали совместную работу «Гештальтпсихология« (Gestalt Psychologe), которая стала манифестом этого направления, представляя собой систематическое и наиболее полное изложение этой теории.
В 1938 году Вольфганг Келер опубликовал свою книгу «Роль ценностей в мире фактов» и сделал важные выводы о мотивации:
- Мотивация — это динамичный вектор, который направляет наши действия.
- В идеальной ситуации этот вектор совпадает с прямой линией от объекта к объекту.
- Этот вектор может быть направлен к объекту (приближение) или от него (удаление).
Келер также выразил желание о сотрудничестве с бихевиористами, что свидетельствует о его стремлении к интеграции различных подходов в психологии.
Курт Коффка и его исследования восприятия у детей
Ярким представителем гештальтпсихологии выступает немецкий и американский психолог Курт Коффка (18 марта 1886 года — 22 ноября 1941 года).
Он родился и вырос в Берлине, блестяще окончил университет под руководством Карла Штумпфа, проявив исключительный интерес к естественным наукам и философии. В 1909 году ему была присуждена степень доктора философии.
С 1910 года он активно участвовал в экспериментах Макса Вертгеймера в качестве испытуемого, плодотворно сотрудничая с Келером. В этот период он опубликовал знаковую статью «Перцепция: введение в гештальтпсихологию», где четко изложил основные принципы и положения этого революционного направления в психологии.
В 1921 году Коффка вместе с Келером и Вертгеймером основали журнал «Психологическое исследование», который стал платформой для развития идей гештальтпсихологии.

В этом году вышел его фундаментальный труд «Основы психического развития», где он, используя методы гештальтпсихологии, исследовал развитие детского сознания. Он доказал, что дети рождаются с нечеткими, искаженными представлениями о мире. Они постепенно дифференцируются и становятся более точными.
Например, новорожденный видит родителя как единое, расплывчатое целое — голос, лицо, прическа, одежда сливаются в один образ. Поэтому смена одежды или прически может привести к тому, что двухмесячный ребенок не узнает близкого человека. К четырем месяцам этот общий образ распадается на отдельные, четкие гештальты: голоса, тела, лица, прически.
В 1922 году он опубликовал свою знаменательную статью «Восприятие: введение в гештальттеорию» в престижном журнале «Психологический вестник».
С 1924 года Коффка неуклонно поднимался по карьерной лестнице, занимая должности профессора в ведущих университетах США: Корнеллском, Чикагском и Висконсинском. Через три года он возглавил кафедру в колледже Смита в Нортгемптоне.
Его главным трудом, несомненно, выступает книга «Принципы гештальтпсихологии» («Principles of Gestalt Psychology, 1935). В ней с убедительной ясностью демонстрируется процесс познания через «опыт», «научения на ошибках». Наглядные примеры иллюстрируют механизмы мышления и развитие у детей способностей к формированию и восприятию идей.
Коффка, исследуя восприятие цвета у детей, доказал, что они не просто узнают оттенки, а строят отношения между ними.
В эксперименте детям ставилась задача: отыскать спрятанную конфету под одной из двух закрытых цветными картонками чашек. Лакомство всегда хранилось под крышкой темно-серого цвета, а не черного. Повторение эксперимента с темно-серой и светло-серой крышками показало: дети предпочитали ту, которая была «менее темной», демонстрируя понимание принципа «темнее — светлее». Этот эксперимент четко показал принцип трансдукции в восприятии, когда люди не просто запоминают объекты, а понимают взаимосвязи между ними.
Работы Коффки, Келера и Вертгеймера стали фундаментом гештальтпсихологии и классикой научной психологии.
Курт Левин и его динамическая теория психологического поля
Немецкий и американский психолог Курт Цадек Левин (9 сентября 1890 года — 12 февраля 1947 года) был настоящим пионером в изучении личности.
Он считал, что личность не существует изолированно, а формируется в контексте социальных связей и отношений. Его концепция гештальта представляет собой целостное поле, где все элементы взаимосвязаны и тяготеют друг к другу. В этом поле личность развивается и находит свое место.
Левин, будучи преподавателем психологии и философии в Берлинском университете с 1921 года, внес весомый вклад в понимание того, как социальная среда влияет на формирование личности.

В 1926 году ученый был назначен профессором Берлинского университета, где и делился своими знаниями до 1933 года. Однако преследования евреев вынудили его бежать из Европы и искать убежище в Америке.
В статье «Намерения, воля и потребности» (1926) он изложил положения гештальтпсихологии. Ученый заявил о том, что любая человеческая активность, будь то поступок, память или мышление, обусловлена стремлением — потребностью.
Он считал, что человек живет и развивается в психологическом поле, где каждый окружающий предмет обладает определенной притягательной или отталкивающей валентностью. Предметы воздействуют на человека, вызывая в нем энергетические заряды и напряжение.
Когда баланс между человеком и ситуацией нарушается, возникает неизбежное желание совершить целенаправленное действие. Левин назвал это явление квазипотребностью. Для удовлетворения своих потребностей человек должен разрядиться, что происходит в определенной ситуации — психологическом поле.
Левин создал теорию психологического поля, которая объясняет поведение человека, и глубоко исследовал проблему целеобразования и целенаправленного поведения.
Одно из главных достижений Левина — применение принципов гештальтпсихологии для рассмотрения групп как единых систем, которые можно исследовать в виде фундаментальных единиц анализа.
Карл Дункер и мыслительный процесс при решении задач
Немецко-американский психолог Карл Дункер (2 февраля 1903 года — 23 февраля 1940 года) внес значительный вклад в развитие гештальтпсихологии. Родившись в Лейпциге, он получил образование в Берлинском университете Кларка и в 1930 году стал ассистентом в Берлинском психологическом институте. Через пять лет Дункер переехал в Кембридж, а затем в США, продолжая свою работу в области психологии.
Он прежде всего ассоциируется с исследованиями продуктивного мышления и поиска решений. В отличие от Вертгеймера и Келера Дункер не просто критиковал альтернативные взгляды на мышление, а описал конкретный эксперимент, демонстрирующий принципы гештальтпсихологии. Его книга «К психологии продуктивного мышления» стала настоящим бестселлером. В ней он подробно описал исследования, доказывающие способность человека переосмысливать привычные вещи и находить нестандартные решения, то есть механизм инсайта.
Понимание чего-либо согласно Дункеру подразумевает схватывание целостной картины (гештальта) или осознание функциональной роли элемента в этой картине. Например:
- Мелодия, исполняемая короткими отрывками с большими паузами, практически не воспринимается как целое.
- То же самое происходит и с отдельными элементами фигуры.
- При чтении, когда наступает утомление, но еще есть силы сосредоточиться, теряется смысл текста из-за невозможности связать отдельные мысли в единую картину.
Согласно идеям гештальтпсихологии в этих случаях люди сталкиваются не с гештальтами, а лишь с суммой отдельных элементов.
Дункер исследовал процесс мышления и выделил шесть этапов процесса решения задачи:
- Определение проблемы: четкое осознание конфликта или противоречия.
- Функциональное значение элементов: придание элементам ситуации определенного назначения.
- Прозрение (инсайт): внезапное озарение и понимание способа решения.
- Функциональное решение: разработка конкретного способа разрешения проблемы.
- Детализация решения: выработка плана действий и его адаптация к ситуации.
- Проверка: оценка эффективности решения.
Под инсайтом Дункер, как и другие представители гештальтпсихологии, понимал процесс проникновения в ситуацию, когда различные и разрозненные ее элементы соединяются в единое целое.
Принципы гештальтпсихологии
- Закон Прангнанца
Закон Прангнанца, или закон хорошего продолжения, гласит: человеческий разум стремится к простоте. Люди автоматически упорядочивают сложные фигуры и формы самым простым, понятным и лаконичным способом. Например, элементы, которые хаотично пересекаются или накладываются друг на друга, мозг мгновенно объединяет в единую гармоничную фигуру.
- Принцип близости
Если следовать принципу близости в гештальтпсихологии, то объекты, которые располагаются рядом друг с другом, воспринимаются человеком как связанные, как единое целое. Люди склонны группировать близлежащие объекты, даже если они не схожи и между ними нет связи. Например, заголовок и абзац текста под ним образуют группу — люди воспринимают их как соединенные по смыслу.
- Принцип схожести
Похожие элементы (по цвету, форме, размеру и другим визуальным характеристикам) воспринимаются как группа. Это упрощает восприятие и организацию информации. Например, человек, видящий шахматную доску, склонен разделять ее на две группы: черные и белые клетки, а не расценивать ее как однородную поверхность.
- Принцип завершенности
Этот принцип гештальтпсихологии объясняет, что человек воспринимает мир не как набор отдельных элементов, а как законченную картину. Человеческий мозг склонен мысленно завершать неполные фигуры, словно дорисовывая в воображении недостающие детали до знакомых предметов.
- Принцип симметрии
Воспринимая окружающий мир, человек стремится к простоте и гармонии. Человеческое сознание признает симметрию основой красоты, равновесия и гармонии. Во всех уголках мира симметрия ценится как эстетический идеал и признается неотъемлемой частью прекрасного.
Преимущества гештальтпсихологии
Гештальтпсихология пытается построить единую систему понимания мира, охватывающую все его проявления. Это ее неоспоримое достоинство. Однако такая всеобъемлющая цель может оказаться и недостатком. Ведь при всем желании гештальт не является панацеей, способной дать исчерпывающие объяснения всем явлениям реальности.

Гештальтпсихология оказала огромное влияние на развитие психологии, предложив альтернативный взгляд на восприятие, мышление и поведение человека, отличный от господствовавших в то время психоанализа и бихевиоризма.
- Гештальтпсихология подчеркивает, что люди воспринимают мир не как набор отдельных элементов, а как организованные, целостные структуры (гештальты). Это революционное представление изменило понимание процессов восприятия и обработки информации.
- Гештальтпсихология внесла значительный вклад в понимание процессов мышления, особенно в области решения проблем. Они показали, что решение часто происходит путем внезапного инсайта, когда человек переосмысливает проблему и видит ее в новом свете.
- Гештальтпсихология стала основой для гештальттерапии, подхода к психотерапии, который акцентирует внимание на осознании клиентом своих чувств, мыслей и поведения в настоящем моменте, а также на целостности личности.
Гештальтпсихология, безусловно, оставила свой след в истории психологии, но сегодня ее влияние значительно уменьшилось. Однако как самостоятельное направление психологии она себя изжила. Динамическая психология Курта Левина, несмотря на ценные результаты, трансформировалась в социальную психологию.
Гештальтпсихология восприятия выживает лишь фрагментарно или в слиянии с когнитивной психологией.
В качестве самостоятельного направления исследования мышления гештальтпсихология больше не существует, однако ее методы и инструменты продолжают использоваться в различных современных психологических школах.
Практическое применение гештальтпсихологии
Гештальтпсихология — основа гештальттерапии, смысл которой заключается в постулате: человек и все окружающее его — единое целое. Гештальттерапия признает уникальность каждой личности и стремится помочь человеку увидеть всю картину своей жизни в ее целостности.
Контакт и граница — вот два краеугольных камня этой концепции. Контакт — это именно то, что происходит, когда потребности человека сталкиваются с возможностями мира вокруг него. Другими словами, удовлетворить свои потребности мы можем только посредством взаимодействия с внешней средой. Возьмем, к примеру, голод: чтобы его утолить, нам необходима пища. Это означает, что для достижения желаемого результата человек должен активно взаимодействовать с миром.
Согласно гештальтпсихологии жизнь каждого человека состоит из непрерывных гештальтов — больших и малых событий, формирующих наш опыт. Ссора с любимыми, дружба, отношения с родителями, детьми, друзьями, коллегами — все это примеры гештальтов. Они возникают спонтанно, независимо от нашего желания, в ответ на потребность, требующую немедленного удовлетворения. Каждый гештальт имеет начало и конец, завершаясь достижением желаемого результата.
В гештальттерапии используются техники, основанные на принципах и играх, направленных на самопознание и понимание окружающих.
Игры, описанные далее, помогают человеку осмыслить себя и свое отношение к миру. Они построены на внутреннем диалоге с разными частями личности. Вспомните, что вы испытывали, когда сталкивались со страхом или сомнениями. Как вы реагировали? Этот опыт поможет понять, как работает внутренний диалог в гештальттерапии.
Техники
- Стул. Понадобятся два стула, расставленных напротив друг друга. Один — это место воображаемого собеседника, другой — ваш собственный. Задача клиента — активно менять стулья, параллельно ведя внутренний диалог от лица разных аспектов своей личности.
- Круги. Участнику игры необходимо пройти по кругу, задавая вопросы вымышленным персонажам, чтобы глубже понять их отношение к себе и свои собственные чувства по отношению к ним.
- Незаконченное дело. Незавершенные гештальты создают эмоциональный дискомфорт и могут влиять на текущее поведение и решения человека. Психика постоянно стремится закончить начатое действие, что может проявляться в навязчивых мыслях, повторяющихся паттернах поведения или эмоциональных реакциях на схожие ситуации. В игре необходимо завершить начатое. Например, если дело касается невысказанных чувств к кому-то, клиент должен прямо выразить их. При обиде все высказывания предлагается начинать со слов «Я обижен…».
Гештальттерапия, основанная на принципах гештальтпсихологии, помогает понять внутренние конфликты личности и найти пути их разрешения.
Представленные игры направлены на то, чтобы человек одновременно осознал себя и другого. Во время выполнения упражнений важно анализировать свои действия, понимать, зачем и как это делаете, поскольку главной целью таких заданий выступает развитие способности самостоятельно оценивать ситуацию.
Таким образом, гештальтпсихология является направлением в психологии, которое открывает фундаментальное понимание того, как люди познают мир. Наше восприятие действительности не сводится к сумме отдельных элементов, а стремится к созданию целостного образа — гештальта. Эти знания помогают при создании эффективной коммуникации и решении самых разнообразных психологических проблем.
Методы гештальтпсихологии помогают личности обрести целостность за счет глубокого понимания внутренних процессов и переживаний.
Часто задаваемые вопросы о гештальтпсихологии
Чем гештальттерапия отличается от других видов психотерапии?
Гештальттерапия сосредоточена на раскрытии внутреннего потенциала личности и окружающей среды; анализ истоков трудностей ее не интересует.
В каких случаях применяется гештальттерапия?
Гештальттерапия, основанная на постулатах гештальтпсихологии, — эффективный инструмент для решения широкого спектра проблем. Она помогает пациентам преодолевать тревогу, панические атаки, справиться с депрессией и повысить самооценку. Кроме того, гештальттерапия помогает улучшить межличностные отношения и взаимодействия с социальным окружением.
Какие вопросы часто задают гештальттерапевты?
Гештальттерапевты помогают заново открыть для себя наши чувства. Они часто спрашивают: «Что ты сейчас чувствуешь?», чтобы человек смог лучше понять себя и то, что происходит с ним в настоящий момент. Это прекрасный способ научиться слушать свое тело и душу, а также принимать все эмоции, как позитивные, так и негативные.