О чем речь? Эхолалия — разновидность речевого нарушения, которая сопровождается неконтролируемым автоматическим повторением слов или фраз, произнесенных другими. Она бывает немедленная и отсроченная, коммуникативная и некоммуникативная, а также точная, измененная и митигированная.
На что обратить внимание? Эхолалия является нормой до трех лет и самостоятельно угасает со временем. Если она присутствует в речи детей старше четырехлетнего возраста или у взрослых, это может быть симптомом нарушения речевого развития, психической или неврологической патологией и требует коррекции.
Что такое эхолалия
Термин «эхолалия» происходит от греческих слов ἠχώ (ēkhō) — «эхо, отраженный звук»; λαλία (lalía) — «речь, разговор».
Эхолалия, что это такое, простыми словами? Это автоматическое повторение услышанных слов или звуков без осознания их смысла.
Эхолалия характерна для детей младшего возраста, когда они учатся говорить, либо людей с определенными нарушениями речи или психическими расстройствами.
Вот несколько типичных примеров:
- Ребенку предлагают выбор: «Конфета или яблоко?». Он выбирает яблоко, хотя на самом деле предпочитает конфету. Дети часто повторяют последнее услышанное слово, потому что его легче запомнить и воспроизвести.
- Заходя на прием к доктору, ребенок может использовать фразы, характерные для врача («заходите, садитесь»), так как он уже слышал их в аналогичных ситуациях.
- Нередко дети повторяют фразы из мультфильмов, слова песен или стихов, словно читают текст, точно копируя интонацию, — как будто у них заранее заготовлен ответ. Возможно повторение фраз на иностранном языке.

Эхолалия в речи детей до четырех лет считается нормальным этапом развития и не требует специальной коррекции:
- У малышей в возрасте от 6 до 9 месяцев многократное повторение лепетных слогов, таких как «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба», является нормальным. Родители часто воспринимают эти слоги (аутоэхолалию) как первые слова.
- Примерно до двух лет большая часть речи ребенка состоит из повторений слов других людей. Таким образом дети не только совершенствуют произношение, но и формируют словарный запас, осваивают грамматические конструкции и учатся вести диалог.
- У детей в возрасте 3 года и старше эхолалии постепенно исчезают из речи, поскольку малыши уже становятся способными самостоятельно составлять предложения, выражать просьбы и свое мнение.
Если эхолалия наблюдается у ребенка в 4 года и старше, это может указывать на нарушения речевого развития, психические или неврологические расстройства.
Виды эхолалии
Виды эхолалии можно классифицировать по некоторым признакам.
Эхолалия по временным характеристикам:
- Немедленная эхолалия. Характеризуется повторением звуков, слогов, слов или целых предложений непосредственно вслед за их восприятием. Часто встречается у маленьких детей в процессе освоения речи.
- Отсроченная эхолалия. Человек воспроизводит ранее услышанные высказывания через какое-то время. Повторение может проявляться как реакция на определенные ситуации или события либо происходить спонтанно. Этот вид эхолалии чаще всего наблюдается у детей с аутизмом, однако также может встречаться и при других состояниях, таких, как шизофрения или повреждение головного мозга.
Функциональный аспект:
- Коммуникативная эхолалия. Повторение используется для коммуникации, обмена информацией, просьб или участия в диалоге. Даже если повторение кажется бессмысленным, для самого говорящего такая форма поведения имеет цель и значение.
- Некоммуникативная эхолалия. В данном случае повторение осуществляется без какой-либо явной цели коммуникации. Оно может быть связано с саморегуляцией, стимуляцией или являться автоматическим действием.
Структурные особенности:
- Точная эхолалия. Говорящие точно копируют не только сами слова, но и интонацию и темп речи.
- Измененная эхолалия. Предполагает внесение небольших изменений в оригинальную форму высказывания. Эти изменения могут касаться грамматики, интонации или содержания.
- Митигированная эхолалия. Подтип измененной эхолалии, когда ребенок или взрослый использует повторение, адаптируя его под текущую ситуацию, что помогает эффективно взаимодействовать с окружающей средой.
Также выделяют:
- Развернутую эхолалию — полное повторение длинных высказываний или целых фрагментов текста.
- Микроэхолалию (частичную) эхолалию — повторяется лишь небольшая часть исходного высказывания, например, последнее слово или последний слог.
- Интерактивную эхолалию — используется как средство поддержания разговора или временной задержки для подбора собственного ответа.
- Неинтерактивную эхолалию — проявляется в повторении отдельных слов или фраз вне зависимости от текущего разговора или обстановки.
- Эхолалию при моторной афазии. При повреждении речевого центра нарушается способность формировать свою речь, хотя понимание обращенной речи сохраняется. В результате дети прибегают к повторению заученных или стереотипных фраз, которые звучат неуместно или бессвязно.
- Эхолалию при сенсорной афазии. Вследствие повреждения определенных зон головного мозга нарушается восприятие устной речи. Это состояние характеризуется неспособностью ребенка понимать обращенную речь, различать звуки и интерпретировать услышанное.
Эхолалия часто сопровождается другим феноменом — эхопраксией, что означает бессознательное или автоматическое повторение чужих действий или движений.
Причины развития эхолалии
Основная причина эхолалии в психиатрии — это расторможение подражательного рефлекса, который позволяет детям осваивать навыки речи путем простого подражания взрослым. Обычно по мере взросления ребенка он сменяется более сложными методами усвоения языка и социальных норм. Однако, если этого не происходит, процесс замещения подражательного рефлекса новыми формами поведения нарушается, что приводит к продолжающемуся проявлению эхолалий.
Причины эхолалии можно разделить на две группы:
Физиологические факторы
На начальных этапах речевого развития имитация играет важную роль в коммуникации ребенка с окружающими. Постепенно механизм повторения должен уступать место самостоятельной, спонтанной речи.

Однако этот процесс может затянуться или повторно активизироваться по ряду причин:
- Несформированность речевых навыков. В ситуациях, когда ребенок не может сформулировать собственную мысль, он прибегает к копированию слов другого человека. Эхо-повторения возникают из-за ограниченного словарного запаса и неспособности самостоятельно строить ответы на вопросы.
- Трудности в понимании лексико-грамматических конструкций. На определенном этапе речевого развития ребенок может понимать отдельные слова, но испытывать сложности с их объединением в предложения. Повторение вопросов может использоваться для выражения просьб. К примеру, ребенок повторяет услышанное ранее «Ты хочешь есть?», чтобы сообщить о чувстве голода.
- Воздействие стресса. Новая обстановка или общение с незнакомыми людьми может спровоцировать речевой регресс. В стрессовых ситуациях эхолалия становится наиболее простым способом коммуникации.
- Сформировавшаяся привычка. Ребенок может осознанно повторять фразы за взрослым, делая это по инерции, следуя укоренившемуся шаблону. Причина такого поведения кроется в недостаточно развитом навыке саморегуляции.
Чтобы уменьшить проявление эхолалии, важно указывать ребенку на нежелательность такого поведения.
Патологические
У детей старше двух лет и у взрослых эхолалия может быть признаком психических или неврологических расстройств:
- Расстройство аутистического спектра (РАС). Многократное автоматическое повторение фраз используется как инструмент для саморегуляции эмоций и поведения. Аналогичный симптом может наблюдаться при синдроме Аспергера.
- Задержка психического развития (ЗПР) и олигофрения. В этих случаях эхолалия служит способом компенсации недостаточного словарного запаса и неумения самостоятельно строить высказывания. При умственной отсталости эхолалические проявления часто сопровождаются эхопраксией — имитацией жестов и движений.
- Синдром Туретта. Хроническое неврологическое заболевание, которое проявляется повторяющимися непроизвольными двигательными и звуковыми тиками.
- Лобно-височная деменция. Дегенеративное расстройство головного мозга, которое приводит к прогрессирующим изменениям личности, поведения и способности общаться.
- Инсульт. Нарушение кровообращения в головном мозге, приводящее к повреждению мозговой ткани и потере функций организма, включая расстройство речи.
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности(СДВГ). Расстройство развития нервной системы, отличительными чертами которого являются импульсивное поведение, трудности с концентрацией внимания, повышенная двигательная активность, а также сложности в понимании информации и взаимодействии с другими людьми.
Хотите разобраться в себе, повысить личную эффективность и научиться принимать решения без страха и сомнений?
Бесплатный курс «5 шагов, как от страха и сомнений перейти к действиям» от Академии 5 Prism поможет развить навыки будущего, которые пригодятся в работе, бизнесе и жизни.
Что вы получите:
- 5 коротких уроков от коучей международного уровня MCC ICF;
- практические техники для управления эмоциями, стрессом и внутренним состоянием;
- подход к целям, который возвращает энергию и мотивацию;
- понимание, как применять коучинговое мышление для роста и устойчивости.
Этот курс подойдет тем, кто хочет понять себя, наладить внутренний баланс и начать действовать осознанно, а также специалистам, которые работают с людьми: HR, руководителям, коучам, психологам, предпринимателям.
Пройдите бесплатный курс и узнайте, как навыки осознанности и коучингового мышления помогают добиваться целей без выгорания и сомнений.
В случаях более серьезных нарушений эхолалия может быть связана со следующими состояниями:
- Эпилепсия — неврологическое заболевание, способное вызывать временные изменения в поведении и речевых функциях после выраженного приступа.
- Черепно-мозговая травма — особенно после воздействия на левую лобную долю, отвечающую за процессы обработки речи.
- Аутоиммунный энцефалит — воспалительное поражение мозга, обусловленное аутоиммунными процессами, где эхолалия нередко является одним из первых или наиболее заметных признаков.
- Делирий — острое состояние спутанности сознания и изменения когнитивных функций, зачастую вызванное болезнью или нарушением химического баланса.
- Шизофрения — тяжелое психическое расстройство, характеризующееся бредом и галлюцинациями, при котором эхолалия часто наблюдается в кататоническом состоянии.
- Прогрессирующий надъядерный паралич — дегенеративное заболевание центральной нервной системы, поражающее участки мозга, контролирующие движение, речь и зрение.
Обычно отсроченная эхолалия характерна для психических расстройств и сопряжена с нарушением целенаправленности когнитивных процессов. Немедленные эхолалические реакции возникают в результате поражения или недоразвития лобных долей мозга, которые отвечают за регуляцию деятельности.
Как диагностируется эхолалия
Чтобы установить диагноз и вид эхолалии, необходимо провести комплексное обследование:
- Психоневрологическая оценка. Сбор анамнеза, клиническая беседа и неврологическое обследование дают возможность врачам оценить общее состояние пациента, включая его интеллектуальные возможности, уровень ориентации в пространстве, коммуникативные навыки и критическую оценку собственного состояния. Выявляются сопутствующие эхолалии неврологические отклонения и психопатологические проявления.
- Логопедическая диагностика. Занятия с логопедом при эхолалии направлены на исследование речевых навыков, определение уровня их развития, а также выявление дефектов речи. В заключении указывается, обусловлена ли эхолалия речевым недоразвитием или распадом речи.
- Патопсихологическое тестирование. Исследуются память, мышление, концентрация внимания и интеллект. Результаты позволяют установить наличие или отсутствие признаков органического поражения центральной нервной системы, а также интеллектуальной недостаточности как причины эхолалических проявлений.
- Нейропсихологическое тестирование. Проводится анализ высших психических функций. Диагностика позволяет выявить конкретные зоны поражения мозга и определить степень выраженности дефекта. Особенно значимо нейропсихологическое тестирование для разделения функциональных нарушений (эхолалии, алалии, афазии) и органических повреждений мозга.

Диагностика эхолалии происходит в процессе общения с пациентом и наблюдения за его речью. Как правило, выявление непроизвольных повторений фраз и слов не представляет сложности.
Способы коррекции эхолалии
Коррекция эхолалии предполагает многоступенчатый подход, направленный на устранение основного заболевания. Необходим комплекс психокоррекционных занятий, проводимых совместно психологом, дефектологом и логопедом.
В хронических случаях лечение эхолалии может включать:
- Логопедические занятия и языковую терапию.
- Музыкальную или арт-терапию.
- Тренинг социальных навыков (ТСН).
- Прикладной поведенческий анализ (ABA-терапия).
- Альтернативные методы коммуникации, включая речевые устройства.
- Медикаментозное лечение.
- Проведение хирургического вмешательства (по показаниям).
Эхолалия — это способ коммуникации, который использует ребенок, а не бессмысленный процесс. Вместо подавления важно строить с ним взаимодействие.
Несколько рекомендаций:
- Предоставьте свободу для выражения. Ограничение речевой активности — лишение инструмента.
- Проявляйте внимание к попыткам ребенка общаться. Не игнорируйте непонятные высказывания и симптомы.
- Старайтесь понять смысл. За набором звуков скрывается важное сообщение, передаваемое интонацией и поведением. Возможно, эхолалия возникает только в определенных ситуациях, например, когда ребенок испытывает стресс или тревогу. В этом случае повторение слов и фраз может служить способом успокоения.
- Не оставайтесь равнодушными. Терпение поможет установить контакт. Изучайте речевые особенности ребенка, не перебивайте и создавайте доверительную атмосферу.
- Стимулируйте развитие. Используйте новые слова и меняйте речевые шаблоны. Читайте и играйте в словесные игры.
- Обогащайте словарный запас. Предлагайте разные варианты ответов и объясняйте, как выражать мысли понятнее.
- Будьте осторожны с выбором слов. Дети с эхолалией повторяют последнее слово, что может ввести в заблуждение. Уточняйте, чего именно хочет ребенок, предлагая варианты выбора. Недопонимания можно избежать, повторяя предложенные варианты в обратной последовательности. Если ребенок вновь повторяет финальное слово, надо помочь ему с выбором, используя визуальные подсказки.
- Будьте внимательны. Дети с эхолалией нередко обладают отличной памятью и способностью точно воспроизводить услышанные ранее высказывания, даже целые диалоги. Родители будут принимать это за нормальную речь. Однако ребенок может проявлять признаки недовольства или раздражения, если взрослые не следуют привычному сценарию взаимодействия. Рассмотрите ваш диалог внимательнее, чтобы убедиться, что фразы являются спонтанными.
Общение с детьми, страдающими от эхолалии, требует чуткости и усилий, направленных на поддержку и развитие навыков общения.
Часто задаваемые вопросы об эхолалии
Какой специалист лечит эхолалию?
Эхолалию лечат специалисты разных направлений, в зависимости от причины расстройства. Обычно применяется комплексный подход, включающий работу разных профессионалов. Сначала следует обратиться к неврологу или психиатру, чтобы определить причину «отзеркаливания». Затем к процессу восстановления подключаются психотерапевты, логопеды-дефектологи, нейропсихологи, а также массажисты и остеопаты.
Всегда ли эхолалия — это плохо?
Нет. Эхолалия имеет несколько важных функций, которые помогают детям развиваться и взаимодействовать с окружающим миром: Обучение и подражание. Дети учатся говорить, слушая взрослых и повторяя за ними слова и фразы. Повторение облегчает процесс усвоения звуков, слогов и структуры языка. Коммуникативная функция. Повторяя услышанные слова или фразы, человек получает дополнительное время для формирования собственного ответа. Это особенно полезно в ситуациях, когда собеседник растерян или испытывает трудности с формулировкой мысли. Самостимуляция. Для некоторых детей повторение определенных слов или фраз служит способом успокоения или отвлечения. Обработка информации. Повторение может помочь усваивать новые сведения и запоминать услышанное. Выражение чувств и эмоций. Эхолалия может сопровождать сильные эмоции, такие как восторг, удивление, испуг или ярость. Эхолалия часто применяется специалистами в коррекционной педагогике и психологии для стимуляции речевого развития детей с задержками или нарушениями речи. Метод заключается в многократном повторении ребенком услышанных слов или фраз взрослого в похожих ситуациях, что помогает освоить основы коммуникации и начать говорить простыми словами и выражениями. Постепенно ребенок учится связывать конкретные высказывания с определенными действиями или объектами, что способствует формированию полноценной ситуативной речи.
Как понять, что пора лечить эхолалию и обратиться к специалисту?
Признаки, при наличии которых рекомендуется проконсультироваться с врачом (неврологом, психологом, дефектологом): Эхолалия сопровождается задержкой речевого развития. Ребенок плохо понимает обращенную речь, имеет ограниченный словарный запас, общение ограничивается механическим повторением чужой речи. Эхолалия становится единственным способом общения. Ребенок не может выражать свои потребности и желания, не задает вопросов, не участвует активно в разговорах. Эхолалия мешает коммуникации. Ребенок не может объяснить другим людям свои мысли и намерения. Эхолалия у детей с аутизмом сопровождается монотонными повторениями движений и стереотипными действиями. Так, ребенок может придерживаться строгих ритуалов, иметь ограничения в интересах и испытывать затруднения в общении с окружающими. Эхолалия сохраняется после 3–5 лет и не исчезает или не трансформируется в функциональную речь. Эхолалия появляется внезапно после периода нормального речевого развития. Важно отметить, что, чем быстрее выявлена проблема и начато квалифицированное лечение, тем больше шансов достичь положительной динамики и полного восстановления.
Может ли эхолалия проявляться у взрослых?
Да, эхолалия может встречаться и у взрослых, при этом не являясь патологией. Например, отсроченная эхолалия, когда человек продолжает напевать песню или цитировать фразу спустя некоторое время после прослушивания («эффект застревания»). Важно различать физиологические проявления повторения слов и патологический симптом. Эхолалия рассматривается как патология, если она возникает вследствие неврологических нарушений, заболеваний ЦНС или психологических расстройств, влияющих на процессы обработки и формирования речи. Развитие речи у ребенка происходит поэтапно, и оно тесно связано с общим физическим и интеллектуальным созреванием организма. Темп освоения речевых функций индивидуален: у одних этот процесс происходит быстрее, у других — медленнее. В данный период дети активно повторяют за взрослыми как отдельные слова, так и целые предложения. В логопедии это состояние определяется как эхолалия и является естественным способ пополнения словарного запаса, отработки произношения и приобретения навыков социального взаимодействия. Однако, если подобное поведение сохраняется в более старшем возрасте, это может сигнализировать о проблеме. Коррекционная работа должна проводиться комплексно: родители совместно с квалифицированными специалистами (логопедами, психологами, дефектологами) помогают ребенку освоить правильное построение высказываний, развить коммуникативные навыки и научиться взаимодействовать с окружающим миром.


