- Основа теории развития Пиаже
- Компоненты теории Пиаже
- Схемы
- Процесс адаптации
- Стадии развития по теории Пиаже
- Стадия сенсомоторного интеллекта (0–2 года)
- Период дооперациональных представлений (2–7 лет)
- Период конкретных операций (7–11 лет)
- Период формальных операций (после 12 лет)
- Критика теории Пиаже
- Часто задаваемые вопросы о теории развития Пиаже
- Какова связь между мышлением и речью у детей по Пиаже?
- Какие рекомендации дает родителям теория развития интеллекта Жана Пиаже?
- Каково значение ассимиляции и аккомодации в теории Пиаже?
О чем речь? Теория развития Пиаже изучает изменение познавательных процессов в ходе обучения и взаимодействия с окружающим миром. Она основана на четырех стадиях: сенсомоторной, предоперационной, операционной и конкретной операции.
Какое значение? Теория Пиаже применима в исследованиях умственного развития детей и для разработки новых подходов к когнитивному мышлению. Однако у нее много критиков, мнение которых тоже имеет право на существование.
Основа теории развития Пиаже
Разбор теории развития Пиаже следует начать с изучения некоторых фактов из биографии самого швейцарского философа и психолога. Жан Пиаже родился, вырос и начал профессиональный путь совсем в ином мире, отличающемся от современного. Тогда, в начале прошлого века, каждый считал, что ребенок — маленький взрослый, а значит, и мышление в любом возрасте одинаково.
В XXI веке всем доступна информация о стадиях умственного развития, о способах обучения детей. Большой вклад в эту область знаний внес Жан Пиаже, усердно работая над своими теориями долгие годы.
Современное психологическое мышление несколько обширнее того, что было предложено Пиаже, но оно все еще относится к актуальным подходам, касающимся детского обучения и развития.
Теория когнитивного развития Ж. Пиаже вызвала настоящий фурор, как только в 1936 году была им представлена на всеобщее обозрение.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
Основывалась теория развития личности Жана Пиаже на этапах детского интеллектуального развития. Ученый писал, что все этапы универсальны для каждого ребенка в мире и развиваются в едином порядке у всех.
Психолога интересовали не только тонкости развития детского мышления, но и особенное понимание мира в этом возрасте.
Он утверждал, что дети получают новый опыт путем размышления над уже приобретенным. В его теории говорится, что наличие у младшего поколения различного опыта дает возможность сверстникам опираться на предварительные знания, развивая какие-то новые идеи.
Компоненты теории Пиаже
У Жана Пиаже в теории когнитивного развития всего три компонента:
- схемы;
- процессы адаптации (их три);
- стадии когнитивного развития (их четыре).
Все из перечисленного выше способствует объяснению тому, как происходит когнитивное развитие детей, а также пониманию их картины построения мира.
Схемы
Каждая включает в себя определенные блоки. Они помогают структурировать информацию для понимания и интерпретации всего опыта, который имеется у человека. Схемы могут соотноситься с живыми и неживыми объектами, событиями и даже с самим собой.
Согласно теории психического развития Пиаже важность схем довольно существенна. Дети, имеющие определенный опыт, способны создать их для его объяснения самому себе. С каждым новым опытом они становятся сложнее и многочисленнее. Интересно, что новый опыт способен не просто дополнять уже имеющиеся схемы, а еще и видоизменять их.
"Делай как коуч"
Конечно, в голове у младенца они будут отличны от тех, которыми владеет ребенок ясельной или старшей групп детского сада. У первого нет такого обширного опыта, как у второго и третьего. Постепенно связи между схемами крепчают, формируя определенные взгляды на этот мир.
Приведем примеры схем.
Представим, что наступили первые новогодние праздники в жизни ребенка. Он еще не знает, что в эту ночь принято дарить подарки, радоваться салютам, веселиться целую ночь. Так что этот день пройдет для него так, как и предыдущие.
Спустя годы он поймет, как принято праздновать этот день в своей семье, в семьях друзей и родственников, собирая воедино получаемый опыт. Схема будет видоизменяться, так что теперь при мыслях о новогодних праздниках у него будет появляться образ Деда Мороза, знания об обмене подарками и т. д.
Еще один пример, когда мама учит малыша произносить звуки, принадлежащие тем или иным животным. На изображениях куры и петухи выглядят для ребенка идентичными, так что первое время он может путать произносимые ими «ко-ко» и «ку-ка-ре-ку». Со временем организовывается новая схема, отвечающая за отличия между животными.
Процесс адаптации
По теории психического развития Ж. Пиаже когнитивное и интеллектуальное развитие происходит через процесс адаптации. Когда ребята учатся, они приспосабливаются к окружающему миру. Происходит это следующим образом.
- Ассимиляция
Речь идет о применении ребенком уже знакомой схемы к чему-то новому. Если брать тот же пример с путаницей между курицей и петухом, то это знания о наличии у второго животного объемного хвоста, гребня на голове, сережек и т. д. Ребенок видит эти признаки и без проблем различает животных.
Малыш осознает, что видит, упорядочивая это в уже существующей категории или схеме в своем сознании.
- Размещение
Когда уже имеющаяся в голове схема не может быть применена в определенной ситуации, ребенок прибегает к иному подходу. Это именуется размещением. К примеру, он может увидеть свинью или козу, которые гораздо крупнее, чем курица или петух, а еще и ходят на четырех ногах.
Им приходится скорректировать свою схему, чтобы интерпретировать этих новых существ, запомнить их. В этот момент она наполняется новой информацией.
- Равновесие
Теория когнитивного развития по Пиаже объясняет, что ассимиляция позволяет детям организовывать новые знания в какую-то понятную им схему.
Если новые вводные не встраиваются в известные им конструкции, то это сразу разрушает привычное равновесие, внося дисбаланс в их разум.
Равновесие — это то, как дети развиваются, получая новые знания и опыт.
Итак, чтобы шагнуть на следующую ступень развития, малышу необходимо научиться различать курицу и петуха, осознать полученную информацию и встроить ее в нужную схему.
Под равновесием понимается баланс между ассимиляцией и размещением.
Стадии развития по теории Пиаже
Теория детского развития Ж. Пиаже включает в себя несколько стадий.
Стадия сенсомоторного интеллекта (0–2 года)
В это время малыш познает мир органами чувств и движений. Ему становится понятна взаимосвязь между сделанным и тем, что за этим следует. Ребенок отделяет себя от внешнего мира. При этом «внутренний план» все еще для него недоступен. Ему подвластна только манипуляция определенными предметами.
Период дооперациональных представлений (2–7 лет)
На этой стадии теории развития Ж. Пиаже происходит формирование того самого «внутреннего плана». У ребенка начинают появляться некие представления, касающиеся символов. Например, он может вообразить, что шарик — это мяч, веревка — прыгалки и т. д.
Название стадии связано с тем, что детям этого возраста все еще не представляется возможным воспринять определенные виды опыта.
К примеру:
- представляется, что если между стоящими в один ряд игрушками сделать больше промежутки, то предметов станет больше;
- нет понимания, что количество жидкости в высоком и узком стакане будет равно количеству жидкости в низком и широком (с теми же литражом);
- ему кажется, что длина изогнутой нити короче, чем в ситуации, когда она лежит прямо.
Да, можно научить детей правильным ответам, и они вполне адекватно воспримут сказанное и даже запомнят это. Если же изменить минимальные вводные, то вся схема в голове разрушится. Постепенно ребенок научится понимать и закон сохранения количества предметов, и закон сохранения вещества, и многое другое.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Отличие мышления ребенка на данной стадии теории развития Пиаже в том, что оно эгоцентрично. Малышу трудно понять, почему у взрослых иная точка зрения на происходящее или на увиденное. Этим можно растолковать ограниченность детских возможностей на дооперациональной стадии развития интеллекта по теории Пиаже.
Сам автор теории развития мышления Жан Пиаже провел такой опыт: он показывал нескольким детям макеты с представленными на них горами с каким-то отличительным предметом рядом (дом, речка и т. д.), а потом демонстрировал изображения этих же макетов, снятые с разных ракурсов.
От каждого ребенка требовалось указать на фото, которое показывало бы, как он сам видит макет. С этим выбором особенных проблем не было. Потом на противоположное место от ребенка сажали игрушку и просили малыша выбрать фото, как бы кукла видела макет в текущий момент. Дошкольники совершали ошибку в этом выборе, вновь и вновь показывая на выбранное ранее изображение.
Автор теории развития интеллекта Ж. Пиаже заявлял, что эгоцентризм проходит не с приобретением опыта, а с осознанием своей точки зрения как одной из множества, не исключительной. Шаг от эгоцентризма к децентрации называется законом развития.
Период конкретных операций (7–11 лет)
В эти годы дети способны классифицировать предметы, проводить вычисления в уме, осознавать законы сохранения вещества и обратимость операции. Конечно, многое зависит от сложности задачи. При этом все еще возникают трудности с обобщением.
Решая задачу про количество груш, ребенок 6–7 лет может допустить ошибку в подобной задаче про лимоны, поскольку это не воспринимается им в качестве равнозначной подмены. Спустя год ребенок уже способен ответить на вопрос о том, почему ромб является разновидностью четырехугольника, а селезень — разновидностью птицы.
При этом на вопрос о том, кого и чего в мире больше — селезней или птиц, ромбов или прямоугольников, он, скорее всего, не даст внятный ответ. Дело в отсутствии четкого логического мышления в данном возрасте.
Период формальных операций (после 12 лет)
По теории интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже в этом периоде формируется конкретное и абстрактное логическое мышление. Теперь школьник способен проводить аналогии, метафорично изъясняться и понимать других, принимать на себя чужую позицию.
Задачки принимают общий вид, а мышление не зависит от того, есть или отсутствует связь с реальным событием. Операции полностью перешли во внутренний план.
Критика теории Пиаже
Теория детского развития Жана Пиаже подвергалась критике еще на стадии ее зарождения. Говорили, что выборка детей для практических исследований была не только маленькой (собственные дети и друзей, знакомых ученого), но и складывалась из представителей высших слоев общества.
Некоторые дальнейшие исследования показали ошибочность предположения о том, что дети автоматически переходят с одной стадии интеллектуального развития на другую. Речь о том, что на это оказывает большое влияние окружающая среда со своими факторами.
Оппоненты теории развития личности Ж. Пиаже утверждали, что она недооценивает способности детей. Будто бы они в свои 4–5 лет гораздо лучше понимают то, что происходит у них в голове, чем об этом думал философ и ученый.
При этом нельзя не сказать о том, что теория интеллектуального развития Жана Пиаже позволила совсем иным взглядом посмотреть на механизмы когнитивной эволюции детей. Именно на этих постулатах строилось множество иных теорий, подтверждающих или опровергающих первоисточник.
Часто задаваемые вопросы о теории развития Пиаже
Какова связь между мышлением и речью у детей по Пиаже?
По теории развития мышления ребенка Ж. Пиаже данный процесс связан тесно не с речью, а с мыслительными операциями. Если ребенок не разговаривает, это не значит, что он не развит, это просто говорит об отсутствии у него основы для возможности оперировать понятиями и предметами для общения.
Какие рекомендации дает родителям теория развития интеллекта Жана Пиаже?
Уделить больше внимания развитию ребенка, взять это дело под строгий контроль. Поощрять малыша к развитию новых компетенций, стимулировать его успешный переход с одной стадии на другую. Рекомендуется проводить больше времени вместе, внедрять в повседневность развивающие игры, которые будут соответствовать возрасту ребенка.
Каково значение ассимиляции и аккомодации в теории Пиаже?
Эти процессы, по мнению автора, считаются главными в концепции когнитивной теории развития Ж. Пиаже. Они неразрывно связаны между собой и взаимодействуют на всех этапах поглощения детьми новых данных. Сначала ребенок ассимилирует незнакомую информацию, пытается уложить ее в уже известные ему схемы, но при отсутствии успеха в этом деле приступает к аккомодации. Он меняет старые модели так, чтобы полученные данные в них вписались. Пиаже был уверен, что ассимиляция и аккомодация помогают детям перейти от примитивных способов мышления к более сложным и абстрактным. Они чрезвычайно важны на каждой из четырех стадий когнитивного развития. Конечно, уровень умственного развития человека зависит от многих вводных, но сам процесс протекает одинаково у всех, проходя через известные четыре стадии. Именно это и зафиксировал ученый, если говорить кратко о теории развития интеллекта Ж. Пиаже. Эти открытия оказали значительное влияние на развитие психологической теории. Данная информация до сих пор является предметом изучения, а многие известные ученые постоянно подтверждают или опровергают выдержки из озвученного Пиаже.