- Что такое память
- Как работает память
- Взаимосвязь типа памяти и процесса запоминания
- Зрительная память и ее особенности
- Семь известных методов развития зрительной памяти
- Ассоциативное мышление и творческий потенциал
- Фотографирование
- Техника «Римской комнаты» (цепочка Цицерона)
- Мнемотехники
- Эффект Ресторфф
- Система ментальных карт Бьюзена
- Техника Айвазовского
- Упражнения и игры на развитие зрительной памяти
- Часто задаваемые вопросы о развитии зрительной памяти
- С помощью каких упражнений можно развить зрительную память у детей?
- В каких условиях зрительная память наиболее эффективна?
- Как развить зрительную память в повседневной жизни?
О чем речь? Развитие зрительной памяти, конечно, может происходить и естественным путем. Однако если вы стремитесь использовать весь потенциал, который предоставляют зрительные анализаторы, необходимо прокачивать внимание с помощью специальных упражнений и игр.
Зачем развивать память? Хорошая память, в том числе зрительная, — важный ресурс, благодаря которому развивается мышление, повышается работоспособность, накапливаются знания, опыт, что служит основой для принятия решений и успешной деятельности.
Что такое память
Память представляет собой когнитивный процесс, позволяющий накапливать, удерживать и воспроизводить данные. Включает опыт, знания и переживания. Несмотря на сложную организацию и ключевую роль в мышлении, она подвержена искажениям и забыванию.
Функционирование памяти основано на трех взаимосвязанных процессах: шифровании, сохранении и воссоздании информации. Ее принципиальное отличие от компьютерной памяти заключается в пластичности — сбои на любом этапе ведут к деформации или исчезновению данных.

Так как память неразрывно связана с интеллектуальной деятельностью и повседневными действиями человека, крайне важно с юного возраста выполнять практики, способствующие ее улучшению.
Как работает память
На первом этапе запоминания информация подвергается специальному шифрованию. После преобразования данные сохраняются в памяти, ожидая момента, когда потребуются для применения.
Запоминание и освоение новых умений происходит за счет модификации синаптических связей. Систематическое повторение усиливает нейронные пути, делая информацию и умения более доступными. Навыки обладают удивительной устойчивостью: даже спустя годы бездействия мы можем восстановить владение языком, спортивной игрой или профессиональными умениями, хотя и не в первоначальном качестве.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!





Структурные модификации мозга, связанные с возрастом, оказывают непосредственное влияние на мнемонические способности. Эти процессы начинаются задолго до наступления старости. Периоды активного формирования мозга у детей характеризуются динамичной реорганизацией нейронных сетей. Данные изменения коррелируют с неравномерным созреванием корковых областей и эндокринной перестройкой.
Осознанное запоминание и успешное освоение навыков требуют четкого понимания механизмов памяти и способов ее тренировки, независимо от возраста человека.
Взаимосвязь типа памяти и процесса запоминания
В 1990-е годы новозеландский ученый Нил Флеминг исследовал парадокс: почему выдающиеся педагоги часто не могут заинтересовать некоторых студентов, тогда как менее яркие преподаватели успешно обучают более широкую аудиторию.

В ходе экспериментов он пришел к выводу, что эффективность усвоения знаний обучающимися напрямую зависит от соответствия методики преподавания их индивидуальным каналам восприятия информации. В типологии Флеминга выделяются следующие психотипы:
- зрительный тип (преимущественно визуальное восприятие);
- слуховой тип (восприятие через звуки);
- вербальный тип (усвоение через письменную речь);
- сенсорный тип (чувственное познание мира).
Согласно выводам Флеминга люди с доминирующим слуховым восприятием демонстрируют лучшие результаты, когда получают информацию через устные выступления, аудиозаписи и групповые дискуссии. Визуалы успешнее запоминают данные с помощью инфографики и структурных схем, вербалы — через ведение конспектов и чтение, а сенсорный тип — посредством видеороликов и тактильно-образного представления информации.
Для выявления доминирующего типа восприятия применяется специальный вид теста VARK (Visual, Aural, Read/Write, Kinesthetic). Хотя в научном сообществе не все исследователи подтверждают научную обоснованность данной методики, все же признается существование индивидуальных различий в механизмах запоминания.
Зрительная память и ее особенности
Через зрительный канал человек воспринимает до 90 % информации об окружающем мире. Зрительная память обеспечивает ее сохранение и последующее воспроизведение при необходимости. Благодаря этому виду памяти мы запоминаем прочитанное, увиденное в кино, внешность окружающих и другие визуальные детали.

Раннее развитие зрительной памяти у ребенка обеспечивает преобладание образного мышления уже в дошкольном возрасте (4–5 лет). Даже после когнитивной перестройки во взрослом возрасте визуальное запоминание продолжит играть ключевую роль в течение жизни.
Особенностью зрительного запоминания является неизбежное искажение первоначального образа при его хранении. Среди возможных изменений: обобщение структуры, утрата отдельных элементов, акцентирование определенных черт, стремление к симметрии, модификация контуров (скругление, вытягивание, пространственное смещение) или цветовые искажения.
Подобные искажения зрительной памяти обладают двойственной природой. С одной стороны, они могут снижать точность, с другой — способствуют созданию более выразительных, лаконичных и оригинальных образов.
Качественное функционирование зрительной памяти предполагает развитие воображения, так как материал, который мы можем четко представить, обычно лучше фиксируется в памяти и проще извлекается при необходимости.
Семь известных методов развития зрительной памяти
Ассоциативное мышление и творческий потенциал
Люди с творческими способностями, особенно те, у кого они проявились в детстве, чаще используют ассоциации. Ребенок может воспринимать простой стул как элемент фантастического образа. Однако с возрастом подобные ассоциации возникают реже из-за снижения образности мышления.
Развитие зрительной памяти предполагает создание ассоциативных связей: дорогу на карте можно сравнить с ползущей змеей или вьющимся шнуром. Знаки, гербы и эмблемы становятся носителями смысла, когда вы вкладываете в них скрытое значение. Оно будет ясным только вам, но именно так и работает эффективное запоминание.

Для легкого запоминания цифровых последовательностей (номера телефонов, даты) ассоциируйте их с важными жизненными вехами: днями рождения, годовщинами, другими значимыми событиями.
Фотографирование
Овладев данной методикой, человек приобретает способность мгновенно запоминать большие объемы текстовой информации. На начальном этапе рекомендуется тренироваться на коротких фразах из двух-трех слов. Зафиксировав их зрительно, необходимо воспроизвести их образ в воображении.
Начинающим стоит отрабатывать технику на небольших фрагментах, постепенно переходя к более крупным текстовым блокам. Виртуозное владение этим методом развития зрительного внимания и зрительной памяти требует регулярных продолжительных занятий.
Аналогичным образом метод применяется для запоминания предметов: просмотрев, как их достают из коробки и кратковременно демонстрируют на столе, нужно восстановить всю коллекцию. Начав с малого (5–7 предметов), можно развить способность запоминать 20 и более объектов.
Техника «Римской комнаты» (цепочка Цицерона)
Этот мнемонический прием помогает систематизировать информацию для лучшего запоминания путем мысленного размещения объектов в известном до мелочей пространстве (например, своей комнате) в заданной последовательности. Воспроизведение информации происходит через визуализацию этого помещения: человек будто мысленно «прохаживается» по нему.
Согласно преданию знаменитый римский оратор Цицерон использовал этот метод при подготовке речей, мысленно размещая ключевые тезисы в различных местах своего жилища во время прогулки по дому. Во время выступления оратор мысленно воспроизводил этот маршрут, активируя нужные ассоциации.
Для метода подходит любое хорошо изученное место — от городского квартала до письменного стола, важно лишь четкое представление всех его элементов.

Знакомо? Работаешь, вроде всё стабильно, а зарплата как застряла в прошлом году — так и стоит.
Мыслишь: «Может, пора что-то менять? Но куда податься — в блогеры?
В курьеры? В инфоцыгане?»
Потом смотришь на детей, ипотеку и кота, который ест, как будто ему
за это платят…
и думаешь: «Ладно, потом разберусь».
А ведь есть способ зарабатывать больше, даже если вы в найме.
Без увольнений, без стартапов, без вложений.
Можно начать помогать другим людям достигать их целей и получать
за это достойный доход.
Это и есть коучинг. Его может освоить даже новичок — и начать зарабатывать +110 000₽ в месяц, уделяя 3–4 часа в день. Уже более 27 000 человек пошли этим путём и смогли выйти на стабильный доход, даже если раньше ничего не слышали о коучинге.
👉 Курс сейчас бесплатный — успейте записаться, пока есть места.
Узнать больше →
Выбор за вами. Но помните: пока вы думаете — другие уже действуют.
Мнемотехники
Термин «мнемотехники» (от греческого «мнемо» — память) обозначает систему специальных методик, разработанных для развития зрительного восприятия и зрительной памяти. Этот метод включает визуализацию лиц, ассоциативное запоминание имен и специальные алгоритмы для телефонных номеров. Эффективное запоминание требует особой организации информации.
Одиннадцать цифр номера телефона воспринимаются с трудом, но становятся легко запоминаемыми при разделении скобками и дефисами. Классический пример — мнемоническая фраза про охотника и фазана, помогающая запомнить цвета радуги.
Эффект Ресторфф
Основан на группировке информации по контрастным признакам — запоминание происходит за счет различий между элементами. Этот принцип активно используется в маркетинге: яркие или необычные элементы на фоне однородных привлекают больше внимания и лучше сохраняются в памяти.
Система ментальных карт Бьюзена
Эта техника развития зрительной памяти показывает, как визуальная организация данных превосходит стандартное линейное восприятие информации. Интеллект-карты помогают сжимать информацию, сохраняя ее суть, и эффективно запоминать ее благодаря визуальной организации. Их можно разрабатывать как вручную, так и через специальные цифровые платформы.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Техника Айвазовского
С помощью картинок происходило развитие зрительной памяти художника Айвазовского. Он запоминал детали ландшафта, затем воспроизводил отложенный в памяти пейзаж на холсте, после чего сравнивал результат с реальным видом. Этот способ позволяет надежно запечатлевать в памяти лица и предметы.
Для применения не нужны художественные таланты. Достаточно регулярно тренироваться в мысленном воспроизведении запоминаемых образов, что со временем даст отличные результаты.
Упражнения и игры на развитие зрительной памяти
Развитие зрительной памяти становится эффективнее с помощью игровых упражнений.
- Упражнение 1
Запишите от руки имена нескольких значимых персон — реальных или вымышленных. Обратите внимание на часто используемые слова. Содержат ли они отсылки к образам, звукам или ощущениям? Определите, кто из упомянутых людей склонен к визуальному восприятию, а кто — к другим типам.
- Упражнение 2
Представьте свою последнюю поездку — морской отдых или городскую экскурсию. Закрыв глаза, детально воссоздайте зрительные образы: архитектурные особенности, цветовые решения сооружений, состояние водной глади (прозрачность, оттенки). Стремитесь к наиболее полному визуальному воспроизведению.
- Упражнение 3
С закрытыми глазами мысленно воспроизведите по очереди дерево, грушу, стул, фиксируя их цветовые характеристики и детали. После этого создайте общую картину, содержащую все три элемента. Визуализация может быть застывшей картинкой или плавно перетекать в мини-сюжет.
В дальнейшем экспериментируйте с этими упражнениями — модифицируйте их и разрабатывайте новые. Обратите внимание, как жизненные наблюдения будут подсказывать вам свежие идеи.
Практические задания на развитие зрительной памяти позволяют не только укрепить запоминание, но и сделать его более осознанным.
Игра 1. Определите картинку. Возьмите 10–12 штук, разложите их на поверхности и совместно с партнером рассмотрите в течение 60 секунд. Затем закройте изображения и по очереди перечисляйте их, не дублируя ответы. Проигравшим становится тот, кто не сможет вспомнить оставшиеся картинки.
Игра 2. Что стало иначе? Соберите 8 компактных предметов (канцелярия, миниатюрные фигурки, элементы одежды). Покажите в течение 40 секунд исходную раскладку, затем модифицируйте ее — поменяйте порядок или удалите элемент. Задача — выявить сделанные изменения. Спросите собеседника, что именно изменилось, и поменяйтесь ролями.
Игра 3. Воспроизведите изображение. Подготовьте бумагу и карандаш. Изобразите на листе несложную фигуру, продемонстрируйте ее партнеру на полминуты, затем уберите и попросите воспроизвести по памяти. Сравните результат и поменяйтесь ролями.
Систематические занятия играми на развитие зрительной памяти могут стать такой же естественной частью жизни, как гигиена или зарядка. Они тренируют умение быстро замечать и надолго сохранять в памяти визуальную информацию.
Феноменальная память и быстрый ум — не дар природы, а навыки, которые поддаются тренировке независимо от количества прожитых лет. Существуют научно обоснованные практики развития зрительной и слуховой памяти, целенаправленно усиливающие нейронные сети и оптимизирующие совместную работу правого и левого полушарий.
Часто задаваемые вопросы о развитии зрительной памяти
С помощью каких упражнений можно развить зрительную память у детей?
Оптимальный период для активного развития зрительной памяти у ребенка — старший дошкольный возраст (5–6 лет). Для развития детской зрительной памяти используйте простое упражнение: покажите ребенку 15 изображений знакомых объектов на несколько минут, затем уберите их и попросите перечислить предметы. Пропущенные им картинки снова показывают на короткое время, затем ребенок занимается своими делами. Через полчаса проводится повторный опрос о запомнившихся предметах. Эта методика одновременно тренирует и оценивает зрительную память, при этом называние свыше 8 объектов считается успешным.
В каких условиях зрительная память наиболее эффективна?
Эмпирические исследования выявили максимальную продуктивность зрительной памяти в серые дни. Лучше всего фиксируется в памяти информация, представленная в виде черных знаков, расположенных на желтой поверхности.
Как развить зрительную память в повседневной жизни?
Подойдет метод вечерней рефлексии. Ежедневно перед сном детально восстанавливайте в памяти прошедший день, акцентируя внимание на визуальных образах и нюансах. Систематическое выполнение этого упражнения развивает способность замечать и фиксировать больше деталей.