Получите доступ к курсу «Как реализовать себя и удвоить свой доход»
Получить доступ бесплатно
close
Реклама. АНО ДПО «Академия «Пять призм».
erid: 2SDnjdLK8M3

Как стимулировать развитие зрительной памяти

06.06.2025
611
Время чтения: 15 минут
Обновлено: 06.06.2025
Сохранить статью:
развитие зрительной памяти

О чем речь? Развитие зрительной памяти, конечно, может происходить и естественным путем. Однако если вы стремитесь использовать весь потенциал, который предоставляют зрительные анализаторы, необходимо прокачивать внимание с помощью специальных упражнений и игр.

Зачем развивать память? Хорошая память, в том числе зрительная, — важный ресурс, благодаря которому развивается мышление, повышается работоспособность, накапливаются знания, опыт, что служит основой для принятия решений и успешной деятельности.

Что такое память

Память представляет собой когнитивный процесс, позволяющий накапливать, удерживать и воспроизводить данные. Включает опыт, знания и переживания. Несмотря на сложную организацию и ключевую роль в мышлении, она подвержена искажениям и забыванию.

Функционирование памяти основано на трех взаимосвязанных процессах: шифровании, сохранении и воссоздании информации. Ее принципиальное отличие от компьютерной памяти заключается в пластичности — сбои на любом этапе ведут к деформации или исчезновению данных.

развитие зрительной памяти
Фото: Freepik

Так как память неразрывно связана с интеллектуальной деятельностью и повседневными действиями человека, крайне важно с юного возраста выполнять практики, способствующие ее улучшению.

Как работает память

На первом этапе запоминания информация подвергается специальному шифрованию. После преобразования данные сохраняются в памяти, ожидая момента, когда потребуются для применения.

Запоминание и освоение новых умений происходит за счет модификации синаптических связей. Систематическое повторение усиливает нейронные пути, делая информацию и умения более доступными. Навыки обладают удивительной устойчивостью: даже спустя годы бездействия мы можем восстановить владение языком, спортивной игрой или профессиональными умениями, хотя и не в первоначальном качестве.

5 способов найти своё призвание и зарабатывать на нем от 150 000 руб.

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Как найти своё призвание и зарабатывать на нём от 150 000₽
На бесплатному курсе «Профессия коуч»
pdf
20 коучинговых вопросов, которые изменят вашу жизнь
Вопросы, которые помогут понять свои сильные стороны, потребности и цели
word
5 практик принятия себя, повышающих самооценку на 62%
ТОП ошибок, которые мешают жить счастливо

pdf
Карта трансформации личности: создай нового себя
Техника коучинга для улучшения всех сфер жизни
word
Рабочая тетрадь «Действия, которые дают результат»
Поможет достичь целей в быстрые сроки
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек человек

Структурные модификации мозга, связанные с возрастом, оказывают непосредственное влияние на мнемонические способности. Эти процессы начинаются задолго до наступления старости. Периоды активного формирования мозга у детей характеризуются динамичной реорганизацией нейронных сетей. Данные изменения коррелируют с неравномерным созреванием корковых областей и эндокринной перестройкой.

Осознанное запоминание и успешное освоение навыков требуют четкого понимания механизмов памяти и способов ее тренировки, независимо от возраста человека.

Взаимосвязь типа памяти и процесса запоминания

В 1990-е годы новозеландский ученый Нил Флеминг исследовал парадокс: почему выдающиеся педагоги часто не могут заинтересовать некоторых студентов, тогда как менее яркие преподаватели успешно обучают более широкую аудиторию.

развитие зрительной памяти
Фото: Freepik

В ходе экспериментов он пришел к выводу, что эффективность усвоения знаний обучающимися напрямую зависит от соответствия методики преподавания их индивидуальным каналам восприятия информации. В типологии Флеминга выделяются следующие психотипы:

  • зрительный тип (преимущественно визуальное восприятие);
  • слуховой тип (восприятие через звуки);
  • вербальный тип (усвоение через письменную речь);
  • сенсорный тип (чувственное познание мира).

Согласно выводам Флеминга люди с доминирующим слуховым восприятием демонстрируют лучшие результаты, когда получают информацию через устные выступления, аудиозаписи и групповые дискуссии. Визуалы успешнее запоминают данные с помощью инфографики и структурных схем, вербалы — через ведение конспектов и чтение, а сенсорный тип — посредством видеороликов и тактильно-образного представления информации.

Для выявления доминирующего типа восприятия применяется специальный вид теста VARK (Visual, Aural, Read/Write, Kinesthetic). Хотя в научном сообществе не все исследователи подтверждают научную обоснованность данной методики, все же признается существование индивидуальных различий в механизмах запоминания.

Зрительная память и ее особенности

Через зрительный канал человек воспринимает до 90 % информации об окружающем мире. Зрительная память обеспечивает ее сохранение и последующее воспроизведение при необходимости. Благодаря этому виду памяти мы запоминаем прочитанное, увиденное в кино, внешность окружающих и другие визуальные детали.

развитие зрительной памяти
Фото: Freepik

Раннее развитие зрительной памяти у ребенка обеспечивает преобладание образного мышления уже в дошкольном возрасте (4–5 лет). Даже после когнитивной перестройки во взрослом возрасте визуальное запоминание продолжит играть ключевую роль в течение жизни.

Особенностью зрительного запоминания является неизбежное искажение первоначального образа при его хранении. Среди возможных изменений: обобщение структуры, утрата отдельных элементов, акцентирование определенных черт, стремление к симметрии, модификация контуров (скругление, вытягивание, пространственное смещение) или цветовые искажения.

Подобные искажения зрительной памяти обладают двойственной природой. С одной стороны, они могут снижать точность, с другой — способствуют созданию более выразительных, лаконичных и оригинальных образов.

Качественное функционирование зрительной памяти предполагает развитие воображения, так как материал, который мы можем четко представить, обычно лучше фиксируется в памяти и проще извлекается при необходимости.

Семь известных методов развития зрительной памяти

Ассоциативное мышление и творческий потенциал

Люди с творческими способностями, особенно те, у кого они проявились в детстве, чаще используют ассоциации. Ребенок может воспринимать простой стул как элемент фантастического образа. Однако с возрастом подобные ассоциации возникают реже из-за снижения образности мышления.

Развитие зрительной памяти предполагает создание ассоциативных связей: дорогу на карте можно сравнить с ползущей змеей или вьющимся шнуром. Знаки, гербы и эмблемы становятся носителями смысла, когда вы вкладываете в них скрытое значение. Оно будет ясным только вам, но именно так и работает эффективное запоминание.

развитие зрительной памяти
Фото: Freepik

Для легкого запоминания цифровых последовательностей (номера телефонов, даты) ассоциируйте их с важными жизненными вехами: днями рождения, годовщинами, другими значимыми событиями.

Фотографирование

Овладев данной методикой, человек приобретает способность мгновенно запоминать большие объемы текстовой информации. На начальном этапе рекомендуется тренироваться на коротких фразах из двух-трех слов. Зафиксировав их зрительно, необходимо воспроизвести их образ в воображении.

Начинающим стоит отрабатывать технику на небольших фрагментах, постепенно переходя к более крупным текстовым блокам. Виртуозное владение этим методом развития зрительного внимания и зрительной памяти требует регулярных продолжительных занятий.

Аналогичным образом метод применяется для запоминания предметов: просмотрев, как их достают из коробки и кратковременно демонстрируют на столе, нужно восстановить всю коллекцию. Начав с малого (5–7 предметов), можно развить способность запоминать 20 и более объектов.

Техника «Римской комнаты» (цепочка Цицерона)

Этот мнемонический прием помогает систематизировать информацию для лучшего запоминания путем мысленного размещения объектов в известном до мелочей пространстве (например, своей комнате) в заданной последовательности. Воспроизведение информации происходит через визуализацию этого помещения: человек будто мысленно «прохаживается» по нему.

Согласно преданию знаменитый римский оратор Цицерон использовал этот метод при подготовке речей, мысленно размещая ключевые тезисы в различных местах своего жилища во время прогулки по дому. Во время выступления оратор мысленно воспроизводил этот маршрут, активируя нужные ассоциации.

Для метода подходит любое хорошо изученное место — от городского квартала до письменного стола, важно лишь четкое представление всех его элементов.

Есть способ зарабатывать +110 000₽ к зарплате в найме — и его может освоить даже новичок

Знакомо? Работаешь, вроде всё стабильно, а зарплата как застряла в прошлом году — так и стоит.

Мыслишь: «Может, пора что-то менять? Но куда податься — в блогеры?
В курьеры? В инфоцыгане?»
Потом смотришь на детей, ипотеку и кота, который ест, как будто ему за это платят…
и думаешь: «Ладно, потом разберусь».

А ведь есть способ зарабатывать больше, даже если вы в найме.
Без увольнений, без стартапов, без вложений.
Можно начать помогать другим людям достигать их целей и получать за это достойный доход.

Это и есть коучинг. Его может освоить даже новичок — и начать зарабатывать +110 000₽ в месяц, уделяя 3–4 часа в день. Уже более 27 000 человек пошли этим путём и смогли выйти на стабильный доход, даже если раньше ничего не слышали о коучинге.

👉 Курс сейчас бесплатный — успейте записаться, пока есть места.
Узнать больше →
Выбор за вами. Но помните: пока вы думаете — другие уже действуют.

Забронировать место
PDF 2,3 MB

Мнемотехники

Термин «мнемотехники» (от греческого «мнемо» — память) обозначает систему специальных методик, разработанных для развития зрительного восприятия и зрительной памяти. Этот метод включает визуализацию лиц, ассоциативное запоминание имен и специальные алгоритмы для телефонных номеров. Эффективное запоминание требует особой организации информации.

Одиннадцать цифр номера телефона воспринимаются с трудом, но становятся легко запоминаемыми при разделении скобками и дефисами. Классический пример — мнемоническая фраза про охотника и фазана, помогающая запомнить цвета радуги.

Эффект Ресторфф

Основан на группировке информации по контрастным признакам — запоминание происходит за счет различий между элементами. Этот принцип активно используется в маркетинге: яркие или необычные элементы на фоне однородных привлекают больше внимания и лучше сохраняются в памяти.

Система ментальных карт Бьюзена

Эта техника развития зрительной памяти показывает, как визуальная организация данных превосходит стандартное линейное восприятие информации. Интеллект-карты помогают сжимать информацию, сохраняя ее суть, и эффективно запоминать ее благодаря визуальной организации. Их можно разрабатывать как вручную, так и через специальные цифровые платформы.

Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.

Что вы получите:

  • Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
  • Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
  • Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.

Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.

Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.

Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!

Техника Айвазовского

С помощью картинок происходило развитие зрительной памяти художника Айвазовского. Он запоминал детали ландшафта, затем воспроизводил отложенный в памяти пейзаж на холсте, после чего сравнивал результат с реальным видом. Этот способ позволяет надежно запечатлевать в памяти лица и предметы.

Для применения не нужны художественные таланты. Достаточно регулярно тренироваться в мысленном воспроизведении запоминаемых образов, что со временем даст отличные результаты.

Упражнения и игры на развитие зрительной памяти

Развитие зрительной памяти становится эффективнее с помощью игровых упражнений.

  • Упражнение 1

Запишите от руки имена нескольких значимых персон — реальных или вымышленных. Обратите внимание на часто используемые слова. Содержат ли они отсылки к образам, звукам или ощущениям? Определите, кто из упомянутых людей склонен к визуальному восприятию, а кто — к другим типам.

</p
  • Упражнение 2

Представьте свою последнюю поездку — морской отдых или городскую экскурсию. Закрыв глаза, детально воссоздайте зрительные образы: архитектурные особенности, цветовые решения сооружений, состояние водной глади (прозрачность, оттенки). Стремитесь к наиболее полному визуальному воспроизведению.

  • Упражнение 3

С закрытыми глазами мысленно воспроизведите по очереди дерево, грушу, стул, фиксируя их цветовые характеристики и детали. После этого создайте общую картину, содержащую все три элемента. Визуализация может быть застывшей картинкой или плавно перетекать в мини-сюжет.

В дальнейшем экспериментируйте с этими упражнениями — модифицируйте их и разрабатывайте новые. Обратите внимание, как жизненные наблюдения будут подсказывать вам свежие идеи.

Практические задания на развитие зрительной памяти позволяют не только укрепить запоминание, но и сделать его более осознанным.

Игра 1. Определите картинку. Возьмите 10–12 штук, разложите их на поверхности и совместно с партнером рассмотрите в течение 60 секунд. Затем закройте изображения и по очереди перечисляйте их, не дублируя ответы. Проигравшим становится тот, кто не сможет вспомнить оставшиеся картинки.

Игра 2. Что стало иначе? Соберите 8 компактных предметов (канцелярия, миниатюрные фигурки, элементы одежды). Покажите в течение 40 секунд исходную раскладку, затем модифицируйте ее — поменяйте порядок или удалите элемент. Задача — выявить сделанные изменения. Спросите собеседника, что именно изменилось, и поменяйтесь ролями.

Игра 3. Воспроизведите изображение. Подготовьте бумагу и карандаш. Изобразите на листе несложную фигуру, продемонстрируйте ее партнеру на полминуты, затем уберите и попросите воспроизвести по памяти. Сравните результат и поменяйтесь ролями.

Систематические занятия играми на развитие зрительной памяти могут стать такой же естественной частью жизни, как гигиена или зарядка. Они тренируют умение быстро замечать и надолго сохранять в памяти визуальную информацию.

Феноменальная память и быстрый ум — не дар природы, а навыки, которые поддаются тренировке независимо от количества прожитых лет. Существуют научно обоснованные практики развития зрительной и слуховой памяти, целенаправленно усиливающие нейронные сети и оптимизирующие совместную работу правого и левого полушарий.

Часто задаваемые вопросы о развитии зрительной памяти

С помощью каких упражнений можно развить зрительную память у детей?

Оптимальный период для активного развития зрительной памяти у ребенка — старший дошкольный возраст (5–6 лет). Для развития детской зрительной памяти используйте простое упражнение: покажите ребенку 15 изображений знакомых объектов на несколько минут, затем уберите их и попросите перечислить предметы. Пропущенные им картинки снова показывают на короткое время, затем ребенок занимается своими делами. Через полчаса проводится повторный опрос о запомнившихся предметах. Эта методика одновременно тренирует и оценивает зрительную память, при этом называние свыше 8 объектов считается успешным.

В каких условиях зрительная память наиболее эффективна?

Эмпирические исследования выявили максимальную продуктивность зрительной памяти в серые дни. Лучше всего фиксируется в памяти информация, представленная в виде черных знаков, расположенных на желтой поверхности.

Как развить зрительную память в повседневной жизни?

Подойдет метод вечерней рефлексии. Ежедневно перед сном детально восстанавливайте в памяти прошедший день, акцентируя внимание на визуальных образах и нюансах. Систематическое выполнение этого упражнения развивает способность замечать и фиксировать больше деталей.

Вам также может понравиться
Техника якорения — суть и особенности

Техника якорения — суть и особенности

Псевдоинтеллектуал: кто такой и как с ним общаться. 
05.06.2025

Псевдоинтеллектуал: кто такой и как с ним общаться. 

Ошибки восприятия: как наш мозг нас обманывает

Ошибки восприятия: как наш мозг нас обманывает

Положительные и отрицательные качества человека

Положительные и отрицательные качества человека

Логические формы мышления: какие бывают и зачем нужны

Логические формы мышления: какие бывают и зачем нужны

Как привлечь внимание человека в жизни и в работе

Как привлечь внимание человека в жизни и в работе

Экстремальная психология: что изучает и с чем работает

Экстремальная психология: что изучает и с чем работает

Основы гештальтпсихологии, о которых важно знать

Основы гештальтпсихологии, о которых важно знать

Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Через
15 сек.
вы получите
подарок
ПОДАРОК
ПОДАРОК