- Необходимость супервизии для коучей
- Плюсы и минусы групповой супервизии
- Отличия супервизии от менторинга
- Кому необходима групповая супервизия
- Для опытных коучей
- Для начинающих коучей или тех, кто возобновляет практику после перерыва
- Для коучей, которые готовятся сдавать экзамен для получения квалификации
- Для преподавателей и кураторов коучинговых программ
- Для внутренних коучей в организации
- Правила групповой супервизии
- Фазы групповой супервизии
- Часто задаваемые вопросы о групповой супервизии
- У меня нет практики, а у всех участников есть. Что я там буду делать?
- Я изучил профили участников в социальных сетях, и они не вызывают у меня симпатии. Это действительно будет мне полезно?
- Некоторые участники проявляют агрессивное поведение и открыто говорят о своей готовности к агрессии. Я тревожусь, что не смогу справиться с этой ситуацией. Как поступить?
О чем речь? Групповая супервизия— совместная работа коучей под руководством супервизанта, на которой участники получают ответы на важные для них вопросы, а также поддержку и помощь от коллег.
На что обратить внимание? Групповая супервизия проходит в разных форматах: концентрирование на супервизанте, участниках или в виде интервизии. В любом случае соблюдаются правила: уважительное отношение, безоценочные суждения и я-высказывания.
Необходимость супервизии для коучей
В последнее время коучинг становится все более популярным и востребованным. Коуч помогает людям и организациям достигать своих целей, преодолевать препятствия и развивать конкретные навыки. И все чаще в профессиональном сообществе говорят о коучинговой супервизии как о неотъемлемой части развития помогающего специалиста.
Участвовать в групповых и индивидуальных супервизиях рекомендуют Международная федерация коучинга (ICF), Европейский совет по менторингу и коучингу (EMCC) и Ассоциация русскоязычных коучей (АРК).
Несмотря на то что коучинг возник в 80-х и начал активно развиваться после нулевых, до сих пор нет структурированной информации о супервизии. Именно поэтому масштабное исследование, охватившее 1280 коучей из 72 стран, представляет собой ценнейший вклад в понимание этой практики.
Исследование было организовано Европейским советом по менторингу и коучингу (EMCC) в 2018 году. Оно оказалось первым в своем роде по масштабу и глубине анализа. Данные охватывают широкий ряд аспектов: личностные предпочтения коучей в выборе формата и периодичности супервизии, экономические факторы (стоимость услуг), а также демографические характеристики участников.
Ключевые выводы, полученные в ходе исследования:
- Коучинговая супервизия — общепринятая практика, особенно в Европе. Это подтверждает ее важность для поддержания высокого уровня профессионализма и этических стандартов в коучинге.
- 70 % коучей имеют опыт супервизии менее 5 лет. Исследование связывает этот показатель с преобладанием в выборке коучей из Северной Америки, где, по сравнению с Европой и Азией, супервизия является относительно новой практикой.
- Групповую супервизию предпочитают 65 % респондентов, а индивидуальной отдают предпочтение 88 %.
- Супервизии должны быть регулярно. Оптимально — раз в месяц. Некоторые специалисты посещают их реже: раз в 2 или 3 месяца. Конечно, многое зависит от опыта коуча, интенсивности работы и личных потребностей. Более частые сессии, как правило, необходимы коучам на начальном этапе профессионального пути.
- Специалисты отмечают, что эффективнее проходили те мероприятия, когда супервизор сосредотачивался на содержательной части процесса, а не на его структуре. Тогда он предлагал полезные идеи и рекомендации, делился мнением и личным опытом.
- Исследование также показало, что не все понимают, в чем разница между коучинговой супервизией и менторингом.
- Ценовой диапазон коучинговой супервизии варьируется в зависимости от страны, но в среднем индивидуальная коучинговая супервизия стоит 150 $; в групповом формате — 100 $.

К числу преимуществ работы с супервизором респонденты отнесли:
- детальный разбор клиентского кейса;
- возможность получить помощь и лучше понять случай клиента;
- приобретение и отработку коучинговых навыков (например, постановку вопроса);
- возможность учиться на опыте супервизора;
- укрепление уверенности в своих действиях как специалиста;
- саморазвитие и решение собственных проблем;
- осознание системных факторов, оказывающих влияние на ситуацию,
- получение обратной связи и объективных оценок для анализа собственных достижений;
- решение этических дилемм.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!





Также у респондентов спросили: «Какие действия супервизора оказались наиболее полезными?». Самые частые ответы были следующими:
- делился своими взглядами, идеями, советами и опытом;
- внимательно и активно слушал, задавал подходящие и правильные наводящие вопросы;
- поддерживал и поощрял;
- создавал пространство, обеспечивающее безопасность, поддержку и конфиденциальность;
- способствовал пониманию, обучению и внедрению новых эффективных практик;
- дал возможность для саморефлексии.
Плюсы и минусы групповой супервизии
Если говорить простыми словами, то супервизия— это работа коуча или психолога с более опытным специалистом с целью повышения квалификации и разбора сложных клиентских случаев.
Супервизии могут быть индивидуальными (коучи общаются тет-а-тет) и групповыми. Групповая супервизия— это коллегиальная сессия, в которой обычно участвуют 6–7 человек.
Рассмотрим плюсы и минусы такой формы работы
Плюсы:
- возможность получить обратную связь, ценные замечания и инсайты от всех участников группы;
- отыгрывание разнообразных ролей в ходе групповой терапии;
- выявление и проработка тех вопросов, которые остались вне зоны внимания коуча;
- групповая поддержка и снижение рисков эмоционального выгорания;
- возможность взглянуть на проблему с перспективы других супервизантов.

"Делай как коуч"

Недостатки групповой супервизии:
- может возникать чувство неловкости;
- стремление согласиться с большинством, а не высказать свое мнение.
Отличия супервизии от менторинга
Ранее уже говорилось, что не все понимают разницу между супервизией и менторингом. Основная цель менторинга— это повышение квалификации. Менторы обращают внимание, прежде всего, на навык слушания, умение создавать доверительные отношения и задавать вопросы, которые способствуют развитию клиента и повышению его потенциала.
То есть менторы следят за тем, как работает коуч. Это можно сравнить со сдачей «города» в автошколе. Ментор— это пассажир, который наблюдает за тем, как коуч управляет автомобилем. Он обращает внимание на все детали, чтобы в конце подвести итог: сдал или не сдал.

Супервизор же смотрит не на прикладные вещи, а шире. Если продолжать аналогию с автомобилем, он анализирует, как на коуча влияют автомобиль, дорога, пассажир, лежачие полицейские, другие участники движения. Внимание супервизора сосредоточено на том, как коуч управляет собой, сессией, чувствует ли он себя на своем месте и насколько уверенно держит «руль».
Таким образом:
- Ментор наблюдает за действиями коуча, тогда как супервизор обращает внимание на причины этих действий.
- Ментор фиксирует конкретные факты, а супервизор анализирует причины и следствия.
- Ментор стремится к максимальной объективности, в то время как супервизор работает с большей субъективностью.
- Ментор акцентирует внимание на поведении, тогда как супервизор исследует и сущность коуча. То есть в автошколе ментор бы сказал: «Ты превысил скорость», а супервизор: «Ты нервничаешь из-за того, что в машине находишься не один, твое тело напряжено, и ты давишь на газ слишком сильно. Поэтому и произошло превышение скорости».
Но эти специалисты во многом похожи. В частности, они учат практикующего коуча соблюдать принятые стандарты и этические нормы, а также помогают преодолевать трудности и повышать квалификацию.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Кому необходима групповая супервизия
Для опытных коучей
Для коучей, которые активно занимаются консультированием, супервизия выступает в роли профилактического «техосмотра». Даже самые опытные специалисты не застрахованы от накопления так называемых «слепых зон»— неосознанных паттернов поведения, неэффективных стратегий или ошибок, которые постепенно снижают качество работы.
Эти погрешности могут проявляться как туманное ощущение неудовлетворенности от сессий, повторение одних и тех же ошибок с разными клиентами, или снижение эффективности коучинга. Супервизии позволяют их вовремя заметить и устранить.
Чем больше клиентов вы принимаете, тем чаще нужно встречаться с супервизором, даже если на первый взгляд кажется, что нет запроса для сессии.
Для начинающих коучей или тех, кто возобновляет практику после перерыва
Для начинающих специалистов супервизия— это фундамент для построения успешной карьеры. Она помогает определить и проработать слабые стороны, а также выявить и усилить преимущества. Кроме того, встречи с супервизором позволяют проработать личностные аспекты, которые могут мешать эффективной работе (переживания, убеждения, блокирующие эмоции).
Например, супервизор может помочь проработать страх неудачи, неумение устанавливать границы или проблемы с самооценкой.
Для коучей, которые готовятся сдавать экзамен для получения квалификации
Супервизия— неотъемлемая часть подготовки к сертификации или квалификации. Она помогает коучу отшлифовать свои навыки до совершенства, развить уверенность в себе и своих способностях, а также сформировать профессиональное портфолио.
Для преподавателей и кураторов коучинговых программ
Преподаватели и кураторы коучинговых программ несут особую ответственность за качество подготовки будущих специалистов. Регулярная супервизия для них— это необходимость, позволяющая моделировать профессиональное поведение и этические принципы для студентов. Ведь все, что вербально или невербально транслируют педагоги, ученики «впитывают» и берут за основу. Супервизии, в данном случае,— это способ проведения «профессиональной гигиены».

Для внутренних коучей в организации
Сложность работы внутреннего коуча в том, что он находится внутри той же системы, что и его клиенты. Они могут быть знакомы между собой или даже находиться в определенных иерархических отношениях. В таких условиях особенно тяжело сохранять коуч-позицию и соблюдать этические нормы.
Работа с супервизором поможет выстроить оптимальные отношения с клиентами-коллегами и позволит поддерживать профессиональную гигиену.
Правила групповой супервизии
Могут быть разные формы групповой супервизии: онлайн, офлайн, 3 человека или 10. Но всегда должны соблюдаться ключевые правила:
- уважение между всеми участниками группы;
- высказывания без оценочных суждений и перехода на личности;
- уважение к «героям» клиентских случаев, о которых идет речь;
- вовлеченность каждого участника в процесс обсуждения;
- право обращаться за помощью;
- использование обратной связи как инструмента поддержки и расширения профессионального взгляда, а не как способа обвинения.
Также может быть дополнительный свод принципов, выработанный совместно. Обычно правил немного благодаря высокой социальной компетентности членов группы, и все они направлены на минимизацию помех в работе:
- переводить телефоны в беззвучный или авиарежим;
- не перебивать говорящего, высказываться по очереди;
- соблюдать установленные временные рамки;
- сохранять полную конфиденциальность клиентских кейсов, которые выносятся на супервизию;
- использовать я-высказывания при общении.
Фазы групповой супервизии
Групповая супервизия в психологии— это не просто разговор. Это процесс, который проходит определенные фазы:
- Фаза формирования. На этом этапе проводится анализ текущей ситуации, определяются цели, знакомятся участники, выявляются ожидания, осуществляется предварительная оценка взаимодействия в группе и обсуждаются роли каждого участника.
- Фаза критики. Здесь участники высказывают свои мнения о главной идее, задачах и целях проекта. Внутри группы начинается выявление сторонников и противников, что приводит к возникновению внутреннего напряжения. Участники могут пытаться выйти из группы, саботировать супервизию.
- Фаза гармонизации. На этом этапе устанавливаются позитивные отношения внутри группы, формируются нормы и ценности, разрабатывается внутренняя этика. Завершается распределение ролей. Усиливается желание взаимодействия. Участники активно обмениваются мнениями и интерпретациями, что способствует формированию рабочей атмосферы.
- Фаза структурирования. Здесь завершается организация группы. Изучаются различные формы сотрудничества и распределения обязанностей. Официальные коммуникации дополняются неформальными. Закрепляется статус участников, начинается работа над конкретными проектами и решением профессиональных задач, появляются первые заметные результаты в улучшении образовательных практик.
Есть три вида групповой супервизии:
- супервизия, ориентированная на супервизоре;
- супервизия, ориентированная на участниках группы;
- интервизия.
В первом типе супервизор сохраняет ведущую роль и руководит работой группы. Во втором варианте усиливается независимость участников в определении и решении профессиональных задач. Третий тип подразумевает коллегиальную супервизию, при которой члены группы поочередно выполняют функции супервизора своей команды, а привлечение внешнего супервизора происходит только в особенно сложных ситуациях.
Таким образом, супервизия для коуча представляет собой необходимый инструмент профессионального роста и поддержания качества работы. Она предоставляет возможность объективной оценки собственных практик, позволяет получить обратную связь и выявить слепые зоны в подходах и методах.
Все это способствует повышению уверенности и уровня квалификации, что необходимо для роста и развития коуча как профессионала.
Часто задаваемые вопросы о групповой супервизии
У меня нет практики, а у всех участников есть. Что я там буду делать?
Да, возможно, у вас и нет практики. Но у вас наверняка есть идеи, чувства или даже спонтанные ассоциации, которые могут оказаться полезными людям в группе. Кроме того, вы окажетесь в поддерживающем и непредвзятом окружении. Это возможность погружаться в профессиональную среду, даже если у вас нет практического опыта.
Я изучил профили участников в социальных сетях, и они не вызывают у меня симпатии. Это действительно будет мне полезно?
Да, ведь в жизни нам встречаются разные люди: кто-то нравится, кто-то нет, но со всеми приходится искать общий язык и конструктивно взаимодействовать. Супервизионная группа представляет собой жизненную модель и предоставляет возможность соприкоснуться с различными своими эмоциями, проявлениями и реакциями в безопасной обстановке.
Некоторые участники проявляют агрессивное поведение и открыто говорят о своей готовности к агрессии. Я тревожусь, что не смогу справиться с этой ситуацией. Как поступить?
Начнем с того, что агрессия— это естественно, и нормально учиться сохранять контакт, встречаясь с прямым проявлением агрессии. И именно для этого существуют супервизоры, и группа не является самоорганизующимся элементом.