Опросник межличностных отношений

Опросник межличностных отношений ОМО предназначен для диагностики различных аспектов межличностных отношений и изучения коммуникативных особенностей личности.
Пожалуйста, во время тестирования выберите ответ, который больше всего вам подходит для каждого утверждения.

Межличностные отношения играют главную роль в жизни человека и влияют на общее состояние индивида, благополучие и успехи. Изучение и осознание важно для самопознания и налаживания отношений с окружающим миром. Опросник межличностных отношений В. Шутца используется с 1958 года в работе психотерапевтов для выяснения качества коммуникации человека в паре или группе. Этот тест позволяет эффективно выявить различные факторы, которые влияют на межличностные отношения.

Базовые ориентации межличностных отношений по Шутцу

Главный постулат опросника межличностных отношений — каждый индивидуум по-разному ориентирован на окружающих при социальных контактах, и это определяет его поведение.

Согласно теории Шутца, отношения строятся на трех потребностях =>

  • включение;
  • контроль;
  • аффект.

Перечисленные потребности должны удовлетворяться в раннем детстве, в семье. Если этого не происходит, человек имеет нестабильную самооценку, что приводит к когнитивным искажениям действительности и проблемам в общении.

В каждой потребности существует два проявления =>

  • Как человек ведет себя в коллективе - выраженное поведение;
  • Что он ожидает от коллектива - требуемое поведение.

Результаты прохождения теста представляются в виде шести шкал.

Пройти тест ОМО

В 1992 году разработки Вильяма Шутца адаптированы российским ученым в опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова. На 54 несложных вопроса дается неограниченное время, ответы оцениваются по шестибалльной шкале. Отвечать на вопросы следует не задумываясь, показывая первую реакцию.

Этот психологический тест называют также опросник межличностных отношений ОМО. С его помощью определяется поведение человека в коллективе, исходя из своих трех потребностей. На основе трех потребностей анализируется мнение человека о его выраженном поведении и о требуемом им по отношению к себе поведении окружающих.

Обратите внимание, что некоторые вопросы покажутся повторными. Прочитайте каждый вопрос и повторите про себя. Так вы точнее ответите, и результаты будут максимально правдивыми.

Расшифровка результатов теста

Ответы человека сравниваются с ключевыми результатами опросника межличностных отношений ОМО (FIRO). За совпадение с ключом дается 1 балл, за несовпадение — 0. Баллы суммируются и интерпретируются. По каждой шкале можно набрать от 0 до 9 баллов. Если результаты чуть больше или меньше средних показателей, то это значит, что черты проявляются слабее или ярче.

Так баллы в одной шкале 0-1 показывают максимально низкие показатели, а вот 8-9 - высокие. Важно, что 4-5 баллов говорят о пограничном показателе, то есть в индивиде есть противоречивые разногласия.

Оценивать баллы по шкалам нужно в совокупности. Например, у тестируемого завышенные показатели по сфере аффекта вкупе с заниженными показателями по сфере включения. Это можно трактовать, как человек желает развивать и наполнять положительными эмоциями контакты с другими, но не имеет навыков заводить приятелей и друзей.

Потребность включения

Это важный аспект жизни, который подразумевает не только налаживать отношения с окружающими, но и взаимодействовать с ними на основе выгодного сотрудничества для обоих. Индивид стремится быть нужным, вызывать неподдельный интерес, быть признанным и уникальным.

LE. В этой потребности выраженное поведение проявляется в стремлении принимать окружающих, постоянно быть среди людей. Человеку необходимо быть частью различных социальных групп, играть важную роль в жизни коллектива.

LW. Требуемое поведение характеризуется желанием, чтобы человека постоянно включали в общение без усилий с его стороны.

Потребность контроля

Этот показатель выражается в установлении контактов на основе преобладания и доминирования.

CE. Выраженное поведение — это контроль над другими, желание возглавлять и принимать решения за коллектив.

CW. Требуемое поведение — нужда в контроле со стороны других, необходимость влияния на волю окружающими людьми или руководства.

Потребность в аффекте

Этот показатель можно понимать, как потребность в эмоциях. Каждый индивид проявляет способность любить и быть удовлетворенным в том, как его любят. Часто психотерапевты подразумевают ощущение, достоин ли тестируемый любви и привязанности со стороны других. Если в детстве клиент не испытывал безусловную любовь, то это может послужить развитию страхов.

AE. Выраженное поведение — стремление со всеми быть в близких отношениях, проявлять к ним дружелюбие и любовь.

AW. Требуемое поведение — желание, чтобы окружающие проявляли дружелюбие и любовь, делились личными чувствами.

Опросник межличностных отношений

Диагностика межличностных отношений по опроснику Т. Лири позволяет исследовать понимание тестируемого индивида о реальном и идеальном “Я”, а также изучить отношения в малом коллективе или узком кругу. Например, в семье. Опросник позволяет выявить тип отношения к людям в самооценке и оценке других.

Результаты опросника межличностных отношений Лири представил в виде круга, который разделен на несколько секторов. В круге есть четыре ориентации => доминирование-подчинения, дружба-враждебность. Каждая четверть делится еще на несколько, образуя таким образом 16 секторов. Чем ближе результаты индивида к центру, тем сильнее взаимосвязь ориентаций. Всего опросник содержит 128 суждений, на которые тестируемый реагирует, насколько каждое ближе. Результаты автор опросника предлагает в виде восьми типов отношения к окружающим людям =>

  • авторитарный,
  • эгоистичный,
  • агрессивный,
  • подозрительный,
  • подчиняемый,
  • зависимый,
  • дружелюбный,
  • альтруистический,

Важно понимать, что любого рода опросники межличностных отношений не являются клеймом для тестируемого. Интерпретацию результатов производит специалист в совокупности с индивидуальными особенностями тестируемого. Результаты опросника могут дать пищу для саморефлексии и анализа.

FAQ

Что я узнаю, проходя тест на межличностные отношения?

Вы получите анализ своих межличностных навыков, включая способность к эмпатии, умение слушать и взаимодействовать с другими.

Может ли тест помочь мне улучшить отношения с окружающими?

Да, осознавая свои сильные и слабые стороны в области межличностного общения, вы можете более целенаправленно работать над улучшением своих отношений.

Насколько точны результаты теста?

Результаты дают общее представление о ваших межличностных навыках, но самопознание и обратная связь от близких могут дополнить полученную картину.

Как использовать результаты теста для личного роста?

Используйте полученные данные для размышления о своем поведении в различных социальных ситуациях и разработки стратегий для развития своих коммуникативных навыков и укрепления отношений.