Что такое недирективный подход и почему в коучинге используется именно он

06.09.2024
864
Время чтения: 7 минут
Обновлено: 08.11.2024
Сохранить статью:

Объясняем, в чем заключается один из ключевых навыков коуча и как его использовать в повседневной жизни — от воспитания детей до выстраивания отношений с подчиненными.

Директивность и недирективность: два подхода для разных ситуаций

Начнем с определения директивности. Это способность и готовность человека отдавать распоряжения, указания и требовать их выполнения. 

Недирективный подход предполагает, что человек не принимает решение за другого, а запрашивает его видение и в партнерстве, без чувства собственной правоты, делится своим.

→ Директивный подход: «Сделай это, это и это».

→ Недирективный подход: «Как считаешь, что в этой ситуации важно сделать в первую очередь?».

Директивный метод необходим, когда важно:

•  быстро принять решение;
•  действовать четко по инструкции;
•  выстроить иерархию;
•  обучиться новому.

Недирективный метод хорошо работает, когда нужно:

•  сохранить равноправные доверительные отношения;
•  дать человеку пространство для размышления и рефлексии;
•  найти нестандартное решение;
•  выработать собственную стратегию поведения;
•  осознать истинную причину своих действий и бездействий;
•  обнаружить глубинные мотивы поведения.

Анна Комлева, бизнес-коуч PCC ICF

Я по складу характера командир, двадцать с лишним лет в бизнесе на руководящих должностях. Сначала в коучинге мне было очень сложно перестроиться, но потом с удивлением я почувствовала облегчение: теперь не я в ответе за всех близких, друзей, знакомых, коллег и подчиненных. Они, оказывается, справляются сами.

На мой сегодняшний взгляд, недирективность хороша всегда и везде, кроме критических ситуаций. Она помогает оставаться в позиции «Взрослый-Взрослый» и не взваливать на себя груз решений за других людей.

Единственное, где я жду директивности — это в отношениях «эксперт − клиент» или «врач − пациент». Я бы не хотела в вопросах здоровья получать вежливое предупреждение вместо четкого сигнала к действию.

Недирективность в коучинге

Недирективность — это одна из основ коучинга, которая вместе с фактичностью и нейтральностью образует треугольник главных компетенций коуча. 

Недирективный подход дает возможность клиенту самому выбирать, с какой целью работать, что и как исследовать и как действовать, чтобы достичь желаемого. Коуч может в партнерстве предлагать свои варианты видения, а клиент — соглашаться или отклонять их.

Ольга Рыбина, коуч МСС ICF, кандидат психологических наук

Коучинг — это прежде всего партнерство. А партнёрство предполагает общение на равных. Никто никому ничего не указывает из позиции «сверху». Поэтому недирективность является фундаментальной основой такого взаимодействия. 

Елена Зарудаева, коуч PCC ICF, супервизор, ментор

В основе недирективности лежит вера в то, что клиент уже обладает знанием о себе, остается только простимулировать мышление и раздвинуть текущие рамки восприятия.

В работе коуча недирективность будет проявляться через:

  • готовность принять любой выбор и исход клиента;
  • слова, интонации и формулировки;
  • открытые вопросы.

Это позволяет клиенту брать на себя ответственность за цели и движение к ним, а также осознавать свое отношение к последствиям этих решений и скорости движения. 

Каждый из этапов — выбор цели, выбор варианта достижения цели, само движение, отношение к последствиям, наступление или ненаступление действий — очень показательны. Они помогают клиенту осознать, каким способом он сейчас организует свою жизнь и почему имеет то, что имеет. 

И если этот способ или результаты больше не устраивают клиента, то при поддержке коуча он может создать новый способ: сначала в воображении, а потом и в реальности. 

Анна Комлева, бизнес-коуч PCC ICF

Главный герой своей жизни и нашей коуч-сессии — сам клиент. У него может быть свой взгляд, свое видение, своя философия по любому из обсуждаемых вопросов. Моя задача — исследовать его мир, помогать ему видеть и понимать себя лучше, шире, глубже, условно «с затылка» и сверху тоже.

При этом не давать оценок, не считать, что ему будет лучше, если он будет жить или делать так, как правильно в моей картине мира.

Может ли коуч и психолог быть директивным

В работе с помогающими практиками, так же, как и в жизни, нельзя назвать какой-то один подход единственно верным или наиболее эффективным. Так психотерапевт, а тем более психиатр может быть директивным в общении с клиентом. Коуч в определенных ситуациях тоже проявляет директивность, но делает это крайне редко и всегда оставляет право выбора за клиентом.

Важно, чтобы способ взаимодействия выбирался осознанно — и клиентом, и помогающим практиком — на основе целей и обстоятельств в данный период жизни. 

Елена Зарудаева, коуч PCC ICF, супервизор, ментор

Директивность психологического консультирования выглядит примерно так: «Я  эксперт, знаю про что расспросить и какую информацию собрать, вижу взаимосвязи и причины, ставлю диагноз (в психиатрии) или строю гипотезы причин (в психотерапии), тестирую эти гипотезы без согласования с клиентом, знаю и говорю, что нужно сделать, чтобы достичь результата».

Степень директивности психолога будет зависеть от подхода и запросов, с которыми он работает. Например, гештальт-терапевт и экзистенциальный теравет максимально недирективны. А представители когнитивно-поведенческой терапии первой и второй волны или терапевты EMDR более директивны и работают по протоколам. В ситуации работы с острым кризисом, с клиентами с психотической патологией или детьми также будет больше директивности, чем в работе со взрослыми здоровыми людьми, которые проживают сложности и учатся по новому организовывать свою жизнь.

Ольга Рыбина, коуч МСС ICF, кандидат психологических наук

Если говорить про коуча, то он может предложить какое-то конкретное решение. Например, дать упражнение для самоанализа: наблюдай и фиксируй, какие эмоции возникают у тебя в течение дня. Это директива. Но при этом коуч не ждет беспрекословного выполнения, выбор остается за клиентом.

Анна Комлева, бизнес-коуч PCC ICF

Клиенты очень часто запрашивают директивность и позицию «сверху» в самом начале отношений. Приходится подсвечивать им это желание передать ответственность коучу и возвращать в позицию взрослого:

— А как ты считаешь?
— А что важно для тебя?
— Какое решение тебе кажется наиболее оптимальным?

Как развить навык недирективности

Елена Зарудаева, коуч PCC ICF, супервизор, ментор

Недирективность — это не только задавание вопросов. Развитие этого навыка происходит во время личностной трансформации. Например, в процессе отпускания желания всегда быть правым, излишнего контроля, «причинения добра» другому.

Если есть цель освоить недирективность не только на уровне слов, но и на уровне отношений, то коучу поможет супервизия, а не коучу — недирективный коучинг. 

Ольга Рыбина, коуч МСС ICF, кандидат психологических наук

Передать ответственность — это тоже навык, который нужно тренировать. Но часто у нас загорается внутри «красная лампочка»: сейчас он совершит ошибку, все пропало. И мы тут же бежим спасать ситуацию.

Это хорошо видно на примере детско-родительских отношений. И то же самое происходит в отношениях руководитель − подчиненный.

«Он не сделал домашку, ему поставят двойку», — и мы делаем домашку за него.
«Он может опоздать в школу, если ему не напомнить», — и мы бегаем за ребенком и напоминаем. 

Начните задавать вопросы там, где вы привыкли давать указания:

— Где ты сейчас в отношении уроков? И что ты будешь делать с этим?
— Насколько готовы твои домашние задания?
— Сколько минут осталось до начала уроков? Ты дома, что собираешься с этим делать?

Но еще раз напоминаю, что недирективность — это не панацея. Обязательно нужно смотреть на ребенка и на ситуацию: какой возраст, созрел ли у него мозг, чтобы брать ответственность. Если вы всю жизнь делали всё за него, а в какое-то утро решили — дальше сам, будет катастрофа. 

Анна Комлева, бизнес-коуч PCC ICF

Мне пришлось прикладывать много усилий для того, чтобы научиться быть недирективной во время коуч-сессий.

В начале очень помогала «шапочка коуча», то есть «вход» в роль коуча перед сессией. Плюс осознанность — ловила себя на желании показать клиенту более короткий путь (со стороны же всегда виднее) и останавливала себя, заменяя наводящие вопросы на открытые, которые будут побуждать к исследованию.

Сравните:
— Как считаешь, какое решение в данных условиях будет оптимальным?
— Ты назвал больше доводов за это решение. Выбираешь его?

И еще очень показательная деталь: если коуч говорит более 20% времени сессии, возможно, он уже не в коуч-позиции.

Ну и, конечно, искренний интерес. Мне всегда любопытно узнать, как устроено мышление у других. Придет несколько человек подряд с одинаковым запросом, но в процессе сессии у каждого всё развернется по-своему. Если же я буду директивно рассказывать, как надо, то никогда не узнаю, как этот узор складывается в их мире.

А для меня все люди, как разные узоры в калейдоскопе. Вроде стеклышки (запросы) одинаковые — а картинки получаются у всех разные.

А за это передавать ответственность точно не стоит👇

За развитие у себя необходимых навыков и компетенций.

Научиться быть недирективными не только на словах, можно
на базовом курсе «Делай как коуч»

Старт ближайшего потока — 13 ноября

Для читателей нашего журнала действует промокод «ЖУРНАЛ» на скидку 5%

Узнать подробнее

Подписывайтесь на наши обновления!
Здесь экспертные статьи, полезные обзоры и поддерживающие истории — от коучей, психологов и редакции 5 Prism. Каждую субботу вас будет ждать дайджест новых материалов.

Вы подписались на рассылку!

Ждите письма с анонсами материалов на вашей электронной почте

Вам также может понравиться
«К коучу или психотерапевту?» Разбираемся, в чем разница между этими направлениями

«К коучу или психотерапевту?» Разбираемся, в чем разница между этими направлениями

«Спроси у коуча»: Как достойно выстраивать отношения со значимыми для меня людьми

«Спроси у коуча»: Как достойно выстраивать отношения со значимыми для меня людьми

Хандра или депрессия: как коучу за плохим настроением клиента не упустить важные симптомы

Хандра или депрессия: как коучу за плохим настроением клиента не упустить важные симптомы

Рабочий день коуча, куратора и преподавателя из Екатеринбурга

Рабочий день коуча, куратора и преподавателя из Екатеринбурга

Как сделать ознакомительную встречу с клиентом началом долгосрочной работы

Как сделать ознакомительную встречу с клиентом началом долгосрочной работы

Коуч-технологии в предпринимательстве: как строить бизнес в нестабильном мире

Коуч-технологии в предпринимательстве: как строить бизнес в нестабильном мире

Поддерживать, а не коучить: как переключать роли за рамками сессий

Поддерживать, а не коучить: как переключать роли за рамками сессий

5 лет в Академии 5 Prism: команда о своем опыте в цифрах, эмоциях и событиях

5 лет в Академии 5 Prism: команда о своем опыте в цифрах, эмоциях и событиях

Как быстрее выходить на истинный запрос клиента

Как быстрее выходить на истинный запрос клиента