Получите бесплатный доступ к вебинару «Как реализовать себя и удвоить доход на любимом деле»
calendar Дата: завтра
Получить доступ бесплатно
close
Реклама. 5prism.ru. erid 2SDnjd7CHYc

Развитие образного мышления у взрослых: 12 полезных упражнений

08.08.2024
526
Время чтения: 15 минут
Обновлено: 08.08.2024
Сохранить статью:
Развитие образного мышления у взрослых

О чем речь? Развитие образного мышления требуется каждому человеку, а не только представителям творческих профессий. Благодаря этому получается выстраивать логические цепочки, иметь широкий кругозор.

На что обратить внимание? Развивать наглядно-образное мышление важно на протяжении всей жизни, начиная с детства. И его не следует путать с воображением, так как у этих процессов разные функции и источники возникновения.

Что такое образное мышление

Мышление определяется как умение рассуждать, выражая восприятие явлений окружающей действительности в словах, понятиях, суждениях, представлениях. Эта особенность из живых организмов свойственна только человеку. Выделяются такие типы мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое. Ниже мы рассмотрим образное мышление.

Развитие образного мышления у взрослых

Образное мышление — способность воспринимать путем формирования мысленного образа, в котором отражается объект окружающей действительности. Реализация образа происходит через представление о том, что личность усвоила раньше, то есть из памяти.

Разные типы мышления связаны друг с другом, причем образное играет большую роль в формировании логического и вербального, необходимых для хорошего усвоения знаний, которые дает нам школа, а также для профессионального обучения. Этот вид мышления необходим в творчестве (к примеру, без него не обойтись графическим дизайнерам).

Людям, которые выбрали для себя не творческие профессии, а точные науки, оно тоже важно. Развитие образного мышления и памяти расширяет кругозор, повышает творческие способности, что располагает к нам окружающих. Таким образом, образное мышление является важным аспектом, делающим жизнь индивидуума яркой и интересной.

Особенности развития наглядно-образного мышления у ребенка

У детей способность воспринимать отличается от взрослых. В малом возрасте новое усваивается очень легко: ребенок подобен впитывающей губке. И поэтому выполнение каких-либо творческих заданий для него не представляет трудностей. Сегодня существует много разных методик, развивающих образные представления, которые как раз предназначены детям. Это решение задач на мысленное воспроизводство ситуации и предметов в ней, без практических действий.

Развитие образного мышления у взрослых

Многие задания, развивающие образное мышление, начинаются так: ребенку надо что-то представить, пофантазировать. Дети видят представляемый предмет порой не таким, каким он бывает в реальности: синяя лошадь, собака с шестью лапами, птица величиной с дом и пр. На данном этапе воображение тесно связано с наглядно-образным мышлением.

Развитию образного мышления у детей необходимо уделять внимание в любом возрасте: этому способствуют различные интересные занятия: игры, рисование, лепка из пластилина и цветной глины, конструктор, кубики. Так ребенок представляет конечный результат в уме. В будущем на основе образного мышления развивается логическое и вербальное, что является важным компонентом для успешной учебы в школе.

Тест на уровень развития наглядно-образного мышления у взрослого

Простой тест позволит вам узнать, насколько хорошо развито ваше образное мышление.

Сначала возьмите любую картинку (лучше начинать с простых, а не со сложных рисунков). Внимательно посмотрите на нее примерно минуту, обратите внимание на все подробности: как расположены элементы, цвет и оттенки, сюжет, есть ли тени и блики.

Когда будете уверены в том, что все запомнили, закройте глаза. Представьте в мыслях все, что увидели, вплоть до мелочей. Проверьте результат: получилось воспроизвести картинку в деталях? Если да, то ваше образное мышление развито хорошо, и значит нужно тренироваться для поддержания вашего уровня. Если же воспроизведение оказалось неудачным, постоянно выполняйте данное упражнение, чтобы картинка не расплывалась в воображении.

5 способов найти своё призвание и зарабатывать на нем от 150 000 руб.

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Бесплатный курс "Профессия коуч"
Узнаете, как применять коучинг в жизни и зарабатывать на нём
pdf
20 коучинговых вопросов, которые изменят вашу жизнь
Вопросы, которые помогут понять свои сильные стороны, потребности и цели
word
Медитация "Мечта" от Юрия Мурадяна
За 9 минут поймете, какая у вас мечта и как её достичь
pdf
Колесо самореализации
Техника коучинга для улучшения всех сфер жизни
word
Рабочая тетрадь «Действия, которые дают результат»
Поможет достичь целей в быстрые сроки
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек человек

Другой способ, более сложный, на визуализацию абстрактных картинок: представьте такую в уме, используя всевозможные точки, линии и узоры, цвета и формы. Постарайтесь запомнить изображение, обращая внимание на все нюансы.

Подсказка: различные игры для развития мышления легко найти в Интернете, особенно на сайтах о саморазвитии.

12 упражнений на развитие наглядно-образного мышления

Ниже мы приведем примеры методов развития образного мышления.

Развитие образного мышления у взрослых

Представление в мыслях праздничного ужина

В течение пары минут вообразите картину последнего праздничного ужина, где вы были. Нарисуйте образы людей, сидящих рядом, окружающие предметы, сервировку стола, вкус блюд, слова и звуки, которые вы слышали.

Именно сейчас отложите чтение на короткое время и попробуйте включить ваше воображение, не упуская мельчайшие детали.

После чего ответьте:

  • Какой именно вы увидели образ? Он четкий или размытый?
  • Воображаемая картина более бледная, чем в реальности?
  • Какие детали вы увидели более четко, а какие находились на втором плане?
  • Каков цвет картины? Она цветная или подобна черно-белой фотографии?
  • Если картина получилась цветная, совпадают ли оттенки с настоящими?
  • Получилось ли у вас представить полностью все помещение?
  • Сможете ли вы запомнить, что лежало на вашей тарелке? Если да, скажите, не забываете ли со временем какие-то мелкие детали?
  • Отображается ли в мыслях одновременно ваша тарелка, ваши руки с ножом и вилкой, лицо человека, который сидел напротив?
  • Чувствуете ли вы вкус пищи, которую в это время употребляли?
  • Удалось ли вам вспомнить, во что одеты люди?
книга
Для вас подарок! В свободном доступе до 19.09
Узнайте, с помощью коучинга, как выйти на новый финансовый уровень
Скачайте бесплатный фрагмент книги
"Делай как коуч"
книга

Реальный предмет

Нарисуйте в воображении каждый из предметов, которые перечислены ниже:

  • человеческое лицо;
  • лучший товарищ детских лет;
  • спящая кошка;
  • ваша ванная комната;
  • небо во время заката;
  • кружащий над скалой орел;
  • журчащий ручей;
  • капля росы;
  • перистые облака;
  • компьютерная клавиатура;
  • дубрава;
  • покрытая снегом вершина;
  • зубная щетка;
  • любимая пара обуви.

Возникающие образы получаются не столь яркими, как вы желаете? Не стоит пытаться насильно сделать их лучше. Просто сфокусируйтесь на представленном образе. Знайте, что любой плод вашего воображения, как и реальный предмет, имеет свою форму, качество, цвет и размер. Вначале продумайте форму, а после уже добавьте детали. Образ со временем приобретет четкость и резкость.

Развитие образного мышления у взрослых

Предмет, не существующий в реальности

Чем различаются предметы, которые нас окружают каждый день, от тех, что мы ни разу не видели? Представьте себе такие картины:

  • жар-птица;
  • озеро из молочного коктейля;
  • черепаха, умеющая летать;
  • эльф.

Квадраты бокового зрения

Неподвижным взглядом попробуйте охватить все поле вашего зрения. Пользуйтесь боковым зрением, чтобы увидеть больше. После чего с закрытыми глазами воспроизведите увиденное. В мыслях разделите всю обозреваемую зону на четыре части.

Возьмем такую геометрическую фигуру, как квадрат. Проанализируйте все его детали, а затем в мыслях воспроизведите его. Повторите упражнение с несколькими квадратами.

Пять воображаемых картин

  • Представьте пять предметов голубого цвета (цветок, небо, обложка тетради…).
  • То же самое повторите с предметами другого цвета: красного, желтого, зеленого, фиолетового…
  • Вообразите пять предметов, которые начинаются с буквы А (арбуз, аист…).
  • Продолжите данное упражнение с каждой буквой алфавита.
  • Какие пять предметов меньше, чем ваш мизинец? Представьте их себе (скрепка, точилка, волос…).
  • А теперь подумайте, какие пять предметов больше автобуса (дом, слон…).
  • Представьте себе пять предметов, которые можно найти только под землей (крот, дождевые черви…).
  • Подумайте о пяти вещах, которые вам нравятся больше всего (лыжная прогулка, красная роза, шоколадная конфета…).

Зрительный след

Взгляните на любой предмет и закройте глаза. Его черты будут держаться в памяти хотя бы какое-то время. Соедините функции зрительной памяти и мысленного восприятия. Допустим, возьмите ручку и с закрытыми глазами постарайтесь увидеть в мыслях изображение, запечатленное памятью.

Когда вы почувствуете, что детали образа теряются, опять посмотрите на предмет, а потом сделайте данное упражнение еще несколько раз до тех пор, пока не получится четкой картины хотя бы на мгновение. Затем воспроизведите мысленные очертания ручки уже на осознанном уровне.

Периферическое мысленное зрение

Сидя за столом, вообразите любой предмет, например яблоко, которое лежит на тарелке. Потом мысленно перемещайте его в пространстве: вначале оно окажется по левую руку, затем сзади вас, дальше по правую руку и, наконец, в исходной позиции. В то же время вообразите, что следить за направлением передвижения яблока вам позволяет периферическое зрение.

Развитие образного мышления у взрослых

Мысленные портреты

Вспомните облики всех людей, с которыми вы сегодня общались. Какие особенности их внешности вы запомнили: манеру общения, эмоции, цвет кожи, волос или глаз, обувь или одежду? Сможете ли вы представить детали их поведения? Каких людей вы видели вчера, когда посещали магазин; на корпоративном мероприятии неделю назад; во время последней поездки на поезде.

Геометрические тела

Математические операции таковы, что их выполнение связано с воображением. Представьте каждое из перечисленных трехмерных тел:

  • сфера;
  • куб;
  • призма;
  • тетраэдр;
  • пирамида;
  • додекаэдр;
  • октаэдр;
  • икосаэдр.

Не стройте образ сразу, а сначала тщательно изучите расположение плоскостей в пространстве. В мыслях постарайтесь увидеть все стороны тел, даже внутри, а не только снаружи. Постарайтесь представить объемные предметы, это очень помогает развитию образного мышления.

Чувства и ничего, кроме чувств

Дальше мы поговорим о положительных эмоциях. Представьте изумление, которое не связано с каким-то объектом или воспоминанием. Попытайтесь вообразить желание, не направленное на удовлетворение конкретной потребности. Сможете ли вы в воображении почувствовать такие переживания, как доверие, лень, обиду, злость, радость, симпатию, удовлетворение?

Развитие образного мышления у взрослых

Настройка телевизора

Мысленно воссоздайте точный образ какого-то предмета, например, яблочного пирога. Влиять на качество картинки вы можете с помощью кнопок, которые нужны для настройки изображения телевизора.

Вначале представьте ваш пирог, а после увеличьте изображение. Получается ли различить мельчайшие крошки, вид плодов, качество теста? Теперь поверните рычаг резкости так, чтобы изображение потеряло четкость и расплылось.

Повторите упражнение, снова сделайте вашу картинку настолько ясной, как получается. Какие детали вы видите в крошках пирога? Объемен ли образ? И опять поверните рычаг так, чтобы ваша картинка стала расплывчатой.

Чередуйте формирование ярких и расплывчатых картин, пока такая смена не станет для вас легкой в выполнении. Точно так же отрегулируйте и другие кнопки управления.

Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.

Что вы получите:

  • Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
  • Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
  • Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.

Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.

Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.

Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!

Образы идей

Представьте себе идею Красоты. Что получилось? Конкретный объект, очень красивый, или абстрактная картинка без конкретных, четких деталей? Сопутствуют ли вашей идее Красоты какие-то дополнительные элементы в виде звуков, запахов, вкусовых ощущений? Эта идея большая или маленькая?

Вот еще несколько примеров абстрактных понятий для создания образа: измена, порядок, энергия, мир, гармония, общение, реальность, иллюзия.

Наглядно-образное мышление — это способы и процессы решения задач с мысленным представлением какого-то случая и управление образами его частей, без практической работы с ними.

Данный вид мышления помогает создавать полное представление о разных характеристиках предмета. Главная особенность такого мышления — нахождение нестандартных предметных качеств и сочетаний. Таким образом, наглядно-образное мышление тесно связано с воображением.

Часто задаваемые вопросы о развитии образного мышления

Как часто нужно делать упражнения для развития образного мышления?

Упражнения и игры на развитие образного мышления полезны для нормального функционирования мозга и его молодости, поэтому им нужно уделять внимание постоянно, в любом возрасте.

Наглядно-образное мышление и воображение — это одно и то же?

Понятия не однозначны по смыслу. Образное или наглядно-образное мышление — психологические связи с окружающей действительностью. Воображение — психический процесс, с помощью которого мы отражаем уже раннее запечатленное нашими глазами в новом. То есть образное мышление — связь с объективной реальностью, воображение — создание свежих идей путем взаимодействия с действительностью.

Что означает понятие «эйдетик»?

Так называют человека с редкой зрительной памятью. Ему достаточно посмотреть на книжную страницу пару секунд, и, закрыв ее, он вспомнит каждую букву. Такие люди сохраняют в памяти надолго все детали мысленных образов. Американский изобретатель Никола Тесла обладал этими редкими способностями. Он придумал флуоресцентную лампу, генератор переменного тока и высоковольтную передачу. Тесла умел не только зрительно представлять предметы, но и видеть их мельчайшие детали. Например, трехмерный образ любой машины. Еще интересный факт: Тесла мог в мыслях проверять, как работает каждая составная часть изобретения несколько недель.

Вам также может понравиться
Эффективное чтение: как достичь должного уровня восприятия информации
16.09.2024

Эффективное чтение: как достичь должного уровня восприятия информации

Культура общения и ее уровни

Культура общения и ее уровни

Способы развития навыков мышления
14.09.2024

Способы развития навыков мышления

Как активировать пассивный словарный запас

Как активировать пассивный словарный запас

Особенности отношений между родителями и детьми

Особенности отношений между родителями и детьми

От Microsoft до NASA: 5 историй о том, как коучинговый подход меняет мир

От Microsoft до NASA: 5 историй о том, как коучинговый подход меняет мир

Не хватает общения: причины, последствия, способы исправить ситуацию

Не хватает общения: причины, последствия, способы исправить ситуацию

Виды и механизмы стресса

Виды и механизмы стресса

Физиогномика: связь черт лица и характера человека

Физиогномика: связь черт лица и характера человека

Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Забрать
подарок
Подходит ли
вам профессия
коуча