- Речь в психологии и ее виды
- Внутренняя речь и ее черты
- Основные характеристики внутреннего диалога
- Внешняя речь: виды и функции
- Отличия внутренней и внешней речи
- Взаимосвязь внутренней и внешней речи
- Часто задаваемые вопросы о внутренней и внешней речи
- Как можно улучшить навыки устной и письменной речи?
- Что имеется в виду под контролем внутренней речи?
- В чем особенность детской речи?
О чем речь? Человеческая речь — сложный и многообразный феномен, имеющий различные формы. Психологи различают два ее основных вида. Внутренняя и внешняя речь имеют общие и различные черты.
На что обратить внимание? Среди исследователей нет единого мнения, какая речь является первостепенной — внутренняя или внешняя. Попробуем разобраться: сначала человек говорит «для себя», а затем − «для других», или наоборот.
Речь в психологии и ее виды
Речь — важнейшая часть человеческой психики, тесно связанная с мышлением, эмоциями, памятью и другими процессами. В психологии внутренняя и внешняя речь рассматриваются как важные аспекты познавательной деятельности человека.

Речь выполняет следующие функции:
- Обозначения, или номинативную. Она заключается в том, чтобы давать имена объектам, как внешним, так и внутренним процессам человека. Это отличает человеческое общение от общения животных, которые используют звуки и сигналы, влияющие на их рефлексы.
- Обобщения. Позволяет выделить основные характеристики объектов и объединить их в группы. Слово не только обозначает конкретный предмет, но и целую категорию похожих объектов, что тесно связано с мышлением.
- Коммуникативную. Служит для передачи информации, эмоций и отношений. Она делится на информационную, волеизъявляющую и экспрессивную. Коммуникативная функция обеспечивает внешнее выражение речи, направленное на очное общение с людьми или письменное через книги и письма. Это отличает ее от первых двух функций, которые связаны с внутренними процессами.
Речь проявляется в различных формах:
- Устная.
- Письменная.
- Внутренняя.
- Автономная.
- Эгоцентрическая.
- Дактильная.
- Жестовая.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!





В психологии принято выделять внутреннюю и внешнюю речь.
Виды речи — внешняя и внутренняя — выполняют разные функции: первая служит для общения с окружающими, а вторая помогает человеку думать и планировать.
Внутренняя речь и ее черты
Внутренняя речь не предназначена для общения с окружающими. Это молчаливый процесс, который происходит в нашем сознании и напоминает размышления. Внутреннюю речь можно разделить на две формы: собственно внутреннюю речь и внутреннее проговаривание.

Внутреннее проговаривание — это более развернутый вариант внутренней речи, когда человек мысленно повторяет текст, например, готовится к выступлению, докладу или стихотворению. Обычно это происходит в ситуациях, когда говорить вслух не совсем удобно.
Изучение внутренней речи представляет собой непростую задачу, и различные ученые по-своему объясняют ее природу. М. Мюллер, например, называл ее «речью без звука», в то время как бихевиористы рассматривали ее как скрытый речевой навык.
Отечественный психолог Л. С. Выготский внутреннюю и внешнюю речь рассматривал как часть взаимодействия психики с внешним миром. Ученый считал внутреннюю речь важнейшим этапом в процессе преобразования мысли в слово и обратно, а также одним из ключевых моментов речевого мышления.
Советский психолог Б. Ф. Баев в своих работах исследовал внутреннюю речь и обратил внимание на ее важную особенность: она зависит от потребностей, которые она удовлетворяет. Внутренняя речь не только способствует формированию мыслей, но и является неотъемлемой частью всех познавательных процессов человека.

"Делай как коуч"

Основные характеристики внутреннего диалога
- Быстрота. Мысли возникают молниеносно, и если бы мы говорили с такой же скоростью, то понять сказанное было бы непросто. Именно поэтому отмечают, что мысль мгновенно переносит нас на любые расстояния.
- Фрагментарность. Внутренний диалог часто прерывается и не всегда бывает полным. Без навыков коммуникации сложно выразить свои мысли так, чтобы собеседник понял их суть.
- Фазовость. Скорость речи меняется в зависимости от стадии работы сознания. Выделяют две основные фазы:
- Развернутая. В этой фазе мы мысленно проговариваем свои намерения. Она похожа на внешнюю речь, но без звуков. Эта фаза может предшествовать реальному разговору, например, когда мы готовимся к выступлению.
- Редуцированная. Это более сложная фаза, характерная для мышления. В ней речь становится более сжатой и компактной, что позволяет обрабатывать больше информации за меньшее время, чем можно было бы проговорить.
- На фонетическом уровне артикуляция заменяется импульсами, которые поступают от коры больших полушарий к органам речи. Для ребенка легче думать вслух. Сначала он учится читать вслух, а затем про себя. Однако долгое время при чтении он может шевелить губами или шептать текст.
- На лексическом уровне редукция выражена сильнее. Мы не думаем исключительно словами. Внутренняя речь состоит в основном из обобщающих слов, которые определяют тему и могут быть развернуты при необходимости. Это делает мысль быстрой и неожиданной. Эти «внутренние слова» не имеют грамматического оформления и могут превращаться в разные части речи во внешнем разговоре.
Из-за скрытых процессов в мозге, когда импульсы проходят от нейронов к нейронам, информация обрабатывается, а на ее основе формируется ответ. Внутренняя речь наполнена образами и представлениями, которые заменяют слова, делая мысли более емкими. Мы воспринимаем характеристики окружающих объектов (цвет, звук, запах) и мысленно называем их.
Когда человек здоров, его внутренний монолог активен и насыщен образами, которые могут не иметь прямого отношения к настоящему моменту. При этом внутренняя и внешняя речь неразрывно связаны, так как первая помогает формировать мысли, а вторая выражать их в общении.
Внешняя речь: виды и функции
Внешняя речь — это процесс, с помощью которого мы озвучиваем свои мысли и чувства в словах. В науке выделяют два основных типа внешней речи:
- Устная речь — это способ общения между людьми, когда мы произносим слова вслух, и они воспринимаются другими на слух. В зависимости от ситуации устная речь может быть диалогической или монологической:
- Диалог — это разговор, в котором участвуют два или более собеседников. Его отличительной чертой является эмоциональный контакт между говорящими, который проявляется через мимику, жесты, интонацию и тембр голоса. В диалоге не требуется сложных структурированных высказываний, как в монологе или письменной речи, а также не нужна особая подготовка.
- Монолог — это речь одного человека, который в течение длительного времени излагает свои мысли или знания по определенной теме.
- Письменная речь — это речь, записанная с помощью букв. Она предназначена для большого числа читателей и не зависит от конкретной ситуации общения. Для ее восприятия необходимы навыки грамматического и логического анализа, а также умение точно и понятно выражать свои мысли.
Устная и письменная речь выполняют различные функции. Устная речь чаще используется в повседневном общении, в то время как письменная — в деловой, научной и других формах коммуникации, где не требуется присутствие собеседника.

Внешняя речь обладает множеством важных функций. Вот некоторые из них:
- Репрезентативная — служит для отражения реальности и окружающей среды, описывая то, что находится вокруг говорящего.
- Эмоциональная — позволяет выражать чувства и эмоции, отражая внутреннее состояние человека.
- Коммуникативная — помогает воздействовать на собеседника, передавая информацию и побуждая его к действию или высказыванию.
- Фактическая — используется для установления, поддержания или прерывания контакта. Такие сообщения необходимы, чтобы убедиться, что общение продолжается и связь остается открытой.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Отличия внутренней и внешней речи
Внутренняя и внешняя речь — это два взаимосвязанных процесса, которые помогают человеку думать и общаться. Они представляют собой уникальные формы коммуникации, каждая из которых обладает своими особенностями:
- Назначение. Внешняя речь помогает человеку взаимодействовать с другими людьми. Внутренняя — остается скрытой и контролируется только самим человеком.
- Коды. Внешняя речь использует доступные всем коды — звуки, письма, движения и интонации. Внутренняя речь применяет тот же язык, но проявляется только внутри, недоступна другим.
- Функции. Внешняя речь служит для общения и обмена информацией между людьми. Внутренняя — направлена на осмысление и обработку информации.
- Цели. Внешняя речь способствует обмену мыслями и ведению разговора. Внутренняя — поддерживает мышление и анализирует информацию.
Внешняя и внутренняя речь отличаются по нескольким характеристикам. Внешняя речь — это громкая, устная речь, а внутренняя — беззвучная. Внутренняя речь появляется, например, когда мы думаем, решаем задачи в уме, слушаем других людей, читаем про себя, планируем или вспоминаем информацию.
Взаимосвязь внутренней и внешней речи
Внешняя и внутренняя речь неразрывно связаны между собой, отражая единство мышления и коммуникации. Они способны выражать не только мысли, но и чувства.
Перед тем как произнести слова вслух, мы мысленно составляем свою речь и подбираем аргументы, особенно если стремимся переубедить собеседника. А перед написанием текста тщательно продумываем его содержание и стиль.
Без внутренней речи внешняя речь была бы бессвязной: фразы обрывались бы, мысли путались, а цель разговора оставалась бы неясной.
Внутренний монолог помогает нам подготовиться к общению, делая речь последовательной и понятной.

Прежде чем выразить мысль словами, мы сначала определяем ее план или схему в своем внутреннем монологе. Перед написанием текста мысленно формулируем фразы, подбираем подходящие слова и расставляем паузы, которые затем используем в письменной речи. Также в процессе внутреннего разговора мы ощущаем незаметную для окружающих артикуляцию.
Внутренняя речь помогает нам развивать умение красиво и понятно говорить. Благодаря этому окружающие могут легко понять суть наших высказываний.
Речь — это сложный психический процесс, который становится инструментом для выражения мыслей. Она помогает обозначать предметы, их качества, действия и взаимосвязи между ними, что делает ее более понятной и осмысленной. Внутренняя и внешняя речь тесно связаны и играют важную роль в повседневной жизни человека.
Часто задаваемые вопросы о внутренней и внешней речи
Как можно улучшить навыки устной и письменной речи?
Обратите внимание на то, как автор описывает персонажей, природу, интерьеры и предметы. Пересказывая прочитанное, вы сможете эффективнее запомнить литературные приемы и научиться применять их. Чтобы улучшить навыки устной речи, можно выполнять следующие упражнения: Тренировка ораторского мастерства. Выберите любую тему, объект или предмет и говорите о нем не менее пяти минут, стараясь сделать свою речь красивой, образной, используя метафоры и интонацию. Расширение словарного запаса. Подбирайте антонимы и синонимы, изучайте новые слова, разгадывайте кроссворды. Это поможет вам сделать вашу речь более выразительной и богатой. Работа над интонацией. Для тренировки можно читать вслух с выражением. Попробуйте декламировать любимые стихи или пьесы так, как будто вы выступаете на сцене. Это поможет вам развить навыки публичных выступлений. Избавление от слов-паразитов. Введите систему штрафов: если вы произносите запрещенное слово, выполните, например, пять приседаний. Это поможет вам избавиться от привычки использовать ненужные слова. Контроль внутренней речи. Внешняя и внутренняя речь, их полнота и разнообразие напрямую зависят от того, насколько хорошо человек может управлять мыслями, чтобы точно и понятно передавать информацию. Регулярно отслеживайте и останавливайте поток мыслей в голове. Осознанно направляйте мысль из хаотичного направления в нужное русло. Эти простые упражнения помогут вам улучшить навыки устной и письменной речи, сделав вашу речь более яркой и выразительной.
Что имеется в виду под контролем внутренней речи?
Это процесс, который включает в себя регулирование и планирование. Он помогает нам понять, что именно нужно сделать и в каком направлении двигаться. Например, прежде чем озвучить свою мысль, человек составляет в уме план или схему будущего высказывания.
В чем особенность детской речи?
Речь детей отличается от речи взрослых как по специфике, так и по выполняемым задачам. Внутренняя речь — это диалог с самим собой, который помогает детям решать задачи, планировать свои действия и лучше понимать себя и окружающий мир. Она развивается постепенно: сначала дети используют полные предложения, а затем начинают осваивать отдельные слова, переходя от общего к частному. Внешняя речь необходима для общения с другими людьми. Ее развитие происходит в обратном порядке — от простого к сложному. Сначала ребенок произносит отдельные слова, затем соединяет их в фразы и простые предложения, а позже учится строить сложные и связные высказывания. Эгоцентрическая речь — это особый вид речи, который занимает промежуточное положение между внутренней и внешней. Она представляет собой разговор, адресованный самому себе, а не другим людям. Такая речь наиболее активно развивается у детей в возрасте трех лет. В этот период они, играя, начинают разговаривать с собой, что свидетельствует о зарождении внутреннего диалога.