Предмет психологии: основные понятия

25.09.2024
138
Время чтения: 8 минут
Обновлено: 25.09.2024
Сохранить статью:
Предмет психологии: основные понятия

О чем речь? Предмет психологии — различные проявления внутреннего «Я» человека, закономерности его возникновения и развития, а также особенности функционирования в зависимости от воздействия объективной реальности.

На что обратить внимание? Следует разделять общую психологию и специальные ее разделы, которые уделяют внимание отдельным проявлениям разума и эмоций. Причем тут учитывается множество факторов, начиная от темперамента человека и заканчивая его этнической принадлежностью.

Этапы развития психологии как науки

Основателем науки можно считать Платона. Его работы отличались идеалистическим подходом. Аристотель же, развивая идеи учителя, смотрел на мир уже с материалистической точки зрения.

История экспериментальной психологии берет начало в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл первую в мире лабораторию в Лейпциге. Вслед за ним, в 1885 году, В. М. Бехтерев основал аналогичную исследовательскую базу в России.

Это положило начало формирования предмета общей психологии.

В рамках первого этапа развития науки психология воспринималась как учение о душе. Более двух тысяч лет назад именно этим термином старались объяснить все загадочные особенности жизни. Данный период был весьма продолжительным — от V-IV вв. до н. э. и до начала XVIII в. В исследовательской литературе его обычно называют «донаучным».

5 способов найти своё призвание и зарабатывать на нем от 150 000 руб.

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Бесплатный курс "Профессия коуч"
Узнаете, как применять коучинг в жизни и зарабатывать на нём
pdf
20 коучинговых вопросов, которые изменят вашу жизнь
Вопросы, которые помогут понять свои сильные стороны, потребности и цели
word
Медитация "Мечта" от Юрия Мурадяна
За 9 минут поймете, какая у вас мечта и как её достичь
pdf
Колесо самореализации
Техника коучинга для улучшения всех сфер жизни
word
Рабочая тетрадь «Действия, которые дают результат»
Поможет достичь целей в быстрые сроки
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек человек

На втором этапе (XVIII в.) фокус внимания ученого сообщества сместился на естественный профиль. В это время психология начинает восприниматься как наука о сознании. Данное понятие характеризует умение думать, ощущать, мечтать.

Этапы развития психологии как науки

Основными методами изучения были самоанализ и фиксация наблюдаемых явлений. При использовании нового подхода акцент ставился на том, что человек постоянно воспринимает информацию: видит, слышит, ощущает, помнит.

Именно на исследовании этих процессов и сфокусировалась наука. Ведь они поддаются экспериментальной проверке, измерению, обобщению и выявлению причинно-следственных связей.

На третьем этапе предметом изучения психологии в конце XIX — начале XX веков становится поведение человека. На английском оно называется «behaviour», поэтому, зародившись в США, термин «бихевиоризм» распространился по миру. Ученые видели своей целью эксперименты, позволяющие заметить поведение, реакции и поступки индивида. Интересно, что мотивы не принимались во внимание.

При современном подходе предметом изучения психологии личности становятся механизмы и функции психики.

Предмет психологии

Любая наука имеет объект и предмет исследования, которые отличаются друг от друга. Понимание этого различия важно для осознания специфики общей психологии, которая является многогранным и разноплановым учением.

Объект представляет собой аспект предмета науки, включенный ученым в исследование.

Суть предмета психологии кроется в изучении всех проявлений психической деятельности. Это закономерности, управляющие появлением и развитием процессов, а также особенности состояния и черты личности.

Внутри психологии как науки существуют специализированные разделы, которые исследуют конкретные аспекты психики, к примеру, анализируют их в контексте жизненных ситуаций, видов деятельности и этнических особенностей человека. Также важно учитывать то, как личность развивается внутри социума и в изоляции, как происходят контакты и взаимодействия между различными группами.

Этапы развития психологии как науки

На основе данных отечественных и зарубежных ученых в рамках изучения предмета психологии выведена модель психики, создана целостная система знаний и понимания ключевых понятий науки. Различные события и явления рассматриваются с учетом субъективного восприятия, но всегда в рамках объективной реальности.

Наука тесно переплетается со многими прикладными дисциплинами, такими как философия, педагогика, социология, лингвистика и другие. Основой исследований в этих областях часто служат результаты опытов, проводимых в рамках общей психологии и ее различных разделов.

Психических процессов много, но, несмотря на свою уникальность, они связаны и оказывают влияние друг на друга. Это такие процессы, как ощущение, мышление, восприятие, воображение, внимание, память, речь, эмоции, воля. Рассмотрим их подробнее.

Психические процессы

Психических процессов много, и, несмотря на уникальность каждого, все они тесно взаимосвязаны:

Ощущения

Так называют психические процессы, которые возникают при воздействии внешних и внутренних раздражителей на органы чувств. Ощущения представляют собой отражения различных свойств и состояний окружающего мира, воспринимаемые человеком через его субъективное восприятие и при участии нервной системы.

книга
Для вас подарок! В свободном доступе до 1.10
Узнайте, с помощью коучинга, как выйти на новый финансовый уровень
Скачайте бесплатный фрагмент книги
"Делай как коуч"
книга

Существует несколько классификаций ощущений. Первую из них предложил еще Аристотель, выделив пять основных чувств: осязание, слух, зрение, вкус и обоняние.

В XIX веке в связи с изучением данного вопроса возникла необходимость в более сложных классификациях. Сегодня используются следующие:

  • Классификация Вундта подразумевает деление ощущений на группы в зависимости от свойств триггеров (механических, химических и физических).
  • Классификация Шеррингтона учитывает местоположение рецепторов (отсюда ощущения делятся на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные).
  • Классификация Хэда базируется на происхождении ощущений и различает протопатические и эпикритические варианты.

Восприятие окружения

Представляет собой сложный процесс, посредством которого индивид создает персональное представление о мире. В современной психологии считается, что предметы и явления, воздействующие на органы чувств, в рамках этой функции трансформируются в осознанные образы и впечатления.

Восприятие окружения

Восприятие — многоступенчатый процесс, который не только определяет и преобразует информацию, но и формирует субъективную картинку реальности для индивида. Через внимание выявляется целостный объект, акцентируются его ключевые характеристики, но сохраняется чувственный образ, что позволяет осуществлять его осмысление.

Восприятие имеет ряд важных характеристик:

  • структурность;
  • предметность;
  • апперцептивность;
  • дифференциальность;
  • константность;
  • осмысленность.

Внимание

Это способность зафиксироваться на конкретных объектах или явлениях, избирательно воспринимая их среди множества других стимулов. Оно отражает то, каким образом человек оценивает и взаимодействует с объектами, тесно связано с внутренними характеристиками личности, такими как потребности, интересы, предвзятости и паттерны.

Долговременная концентрация внимания на одном объекте называется сосредоточенностью.

В рамках классификации различают несколько типов внимания:

  • обнаружение;
  • изобильное внимание;
  • распределенное внимание.

Кроме того, внимание характеризуют по форме: внешнее (фокус на мир вокруг) и внутреннее (направленное внутрь себя). А также оно может быть произвольным или непроизвольным.

Представление

Это процесс формирования образов объектов или явлений в сознании, даже если они не действуют в конкретный момент на органы чувств. Мысленные процессы могут разрушать эти картинки.

Представления классифицируются по нескольким критериям:

  • По приоритетным анализаторам: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и температурные.
  • По уровню обобщенности: единичные, общие и схематизированные.
  • По происхождению: основанные на восприятии, мышлении или воображении.
  • По степени волевых усилий: непроизвольные и произвольные.

К свойствам представления относят:

  • общительность;
  • фрагментарность;
  • наглядность;
  • неустойчивость.

Память

Особенность памяти как предмета психологии в том, что этот вид умственной активности позволяет перерабатывать и накапливать полученные данные.

Память — это способность человека длительное время удерживать и воспроизводить информацию о внешних событиях и внутренних реакциях, а также применять эти знания в нужный момент.

Воображение

Это умение сознания генерировать идеи, образы и представления, а также руководить ими. Данная способность важна в процессах планирования, моделирования, игр, памяти и творчества. Она лежит в основе наглядно-образного мышления, помогая справляться с трудностями и анализировать ситуации без необходимости совершения активных действий.

Фантазия является одной из форм воображения, которая характеризуется точностью, креативностью, гибкостью и беглостью мышления.

Мышление

В психологии этот предмет подвергается исследованиям до сих пор. Мышление трактуется по-разному. Один из наиболее распространенных подходов описывает его как конечную ступень обработки персональных данных и процесс налаживания связей между объектами мира вокруг.

Мышление представляет собой вершину познавательной деятельности человека, отражающую окружающую действительность в его сознании. Оно бывает абстрактно-логическим, наглядно-образным, конкретно-предметным и т. д.

Речь

Это форма общения, осуществляемая с помощью языковых конструкций. В данном процессе мысли формируются и выражаются через язык, а также воспринимаются и понимаются устные сообщения.

Речь представляет собой активное использование языка, являясь его формой существования и проявления в реальной жизни.

Речь

К основным задачам речи относятся:

  • практическая умственная активность;
  • коммуникация;
  • передача опыта;
  • получение новых знаний;
  • способ существования.

Речь — ключевой аспект человеческого функционирования, способствующий пониманию мира и передаче знаний и опыта окружающим. Будучи способом оформления мыслей, она играет важную роль в процессах мышления. Проявляется в разных формах коммуникации, включая устную (говорение и слушание) и письменную (написание и чтение).

Эмоции

Представляют собой психические процессы, которые показывают, как человек реагирует на различные ситуации — реальные и предполагаемые. Их не следует путать с другими проявлениями психики — чувствами, аффектами и настроениями.

На данный момент эмоции изучены не полностью, их понимание может различаться среди специалистов. Поэтому предложенное определение не является единственно верным.

Являясь одними из основных предметов изучения психологии, они подразделяются как на положительные, так и на отрицательные, проявляются в разной степени интенсивности и влияют на поведение личности, как стимулируя активность, так и снижая ее.

Эмоции часто выражаются через физиологические реакции, так как служат для них триггерами. Однако в современной психологии также продвигается мнение, что данная закономерность может работать и в обратную сторону.

Воля

Представляет собой способность личности сознательно управлять своими мыслями, эмоциями и действиями. Воля отвечает за способность преодолевать препятствия и добиваться поставленных целей. Включает в себя ряд характеристик, которые играют ключевую роль в успехе и эффективности личной деятельности.

К основным чертам волевой личности относятся такие качества, как уверенность, целеустремленность, храбрость, решительность, самодостаточность, активность, стойкость. Они помогают человеку не только преодолевать трудности и управлять своими желаниями, но и развивать самоконтроль и силу характера. Воля стимулирует активные действия, способствуя реализации поставленных целей и поддержанию уверенности в себе.

Психические состояния

Представляют собой совокупность психологических особенностей, которые формируют субъективное восприятие окружающей реальности. Они влияют на протекание различных психических процессов и могут стать постоянной частью личности, если повторяются достаточно часто.

Психические состояния взаимосвязаны, однако поддаются классификации. Как правило, различают следующие:

Мотивация

Это внутренний процесс, который запускает и направляет действия человека. Играет ключевую роль в управлении поведением, определяя, какие цели будут достигнуты, насколько активно и упорно личность будет работать для их достижения.

Мотивация

Мотивация бывает:

  • Внешняя — ее стимулируют факторы среды, в которой находится человек.
  • Внутренняя — зарождается внутри конкретной ситуации и зависит от контекста.
  • Позитивная — активируется поведением, направленным на получение приятных вознаграждений, как внутренних (удовлетворение, гордость и т.д.), так и внешних (похвала, хорошие оценки и т.д.).
  • Негативная — активируется отрицательными триггерами.

Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.

Что вы получите:

  • Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
  • Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
  • Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.

Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.

Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.

Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!

Темперамент

Представляет собой набор характеристик, которые определяют, как динамично и интенсивно проявляются эмоции и психические процессы. Он влияет на скорость и ритм реакции, а также на общую активность человека.

Темперамент служит основой для формирования характера и выражается в различных типах:

  • Флегматик отличается стабильностью и уравновешенностью. Характеризуется спокойным, размеренным поведением и упорством в достижении целей.
  • Холерик проявляет склонность к резким переменам настроения и высокой эмоциональности. Его отличает импульсивность.
  • Сангвиник известен своей энергичностью и активностью. Такой человек отличается живостью, оптимизмом и высокой продуктивностью.
  • Меланхолик выделяется чувствительностью и ранимостью. Его отличает глубокое восприятие и высокая степень впечатлительности.

Определение темперамента может быть частью изучения предмета психологии. Каждый тип имеет свои особенности, которые способны помогать, а иногда усложнять жизнь человека. Они влияют на поведение личности, но не определяют его врожденные качества.

Черты характера

Всего существует четыре основных личностные черты:

  • Отношение к другим. В этом контексте могут проявляться такие качества, как уважение, открытость или, наоборот, равнодушие и черствость.
  • Отношение к деятельности. Важные аспекты включают добросовестность, исполнительность и чувство ответственности.
  • Отношение к самому себе. Здесь можно наблюдать такие черты, как скромность, самовлюбленность, самокритичность или эгоизм.
  • Отношение к вещам. Оно включает в себя бережливость, аккуратность и другие подобные качества.

Основные методы психологии

Для получения точных и всесторонних данных о предметах психологии используются различные методы исследования. Вот несколько основных из них, которые специалисты применяют для анализа и оценки психического состояния:

  • Наблюдение — это метод, при котором специалист собирает и изучает информацию о поведении человека, не вмешиваясь в процесс. Оно может быть кратковременным, охватывающим поведение в конкретный момент времени, или длительным, когда исследуются изменения в поведении на протяжении более продолжительного периода.
  • Разговор (беседа) — этот метод включает сбор данных через взаимодействие с человеком или его окружением. С помощью наводящих вопросов можно глубже разобраться в изучаемом объекте. Диалог с самим индивидом обычно дает более полное представление о его психическом состоянии и внутреннем мире.

Основные методы психологии

  • Эксперимент — позволяет выявить психологические особенности и факты через контролируемое исследование. Оно может проводиться как в лабораторных условиях с использованием специализированного оборудования, так и в естественной среде, разово или с повтором. Участники часто не осознают всех деталей, что помогает получить объективные результаты.
  • Специальные тесты — это метод, позволяющий быстро и точно оценить различные аспекты состояния человека, включая его психологические качества, уровень развития, девиации. Они должны быть научно обоснованными и надежными, чтобы обеспечить точные и достоверные результаты.

Часто задаваемые вопросы о предмете психологии

Чем предмет психологии как науки отличается от объекта?

Объект — психика, предмет — аспекты ее проявления, такие как факторы, механизмы, особенности.

В чем цели психологии?

Во-первых, собрать достаточный объем исследовательского материала, чтобы выявить общие тенденции психических проявлений. Во-вторых, проверить возникшие предположения на практике. В-третьих, научиться предсказывать психические механизмы, их проявления и развитие.

Существуют ли виды психологии, кроме общей?

Конечно! Отдельными ветвями являются возрастная, социальная, военная, медицинская, психология труда, спорта и искусства. Этот список можно продолжать довольно долго.

Какая литература поможет разобраться в науке?

Для начала подойдут следующие труды: Маклаков А.Г. «Общая психология»; Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии»; Петровский А. В. «Общая психология». В жизни современного индивида наука играет ключевую роль. Разбираясь в предмете психологии человека, можно заглянуть в его внутренний мир, узнать потаенные мысли. Стремясь быть образованным членом общества, стоит овладеть базовыми знаниями в области психологии, ведь эта наука позволяет познавать окружающих людей, а не только объекты неживой природы.

Вам также может понравиться
«Ты мне коуч или друг?» Разграничиваем роли и сохраняем коуч-позицию

«Ты мне коуч или друг?» Разграничиваем роли и сохраняем коуч-позицию

Боюсь звонить по телефону: как преодолеть телефобию и откуда она берется

Боюсь звонить по телефону: как преодолеть телефобию и откуда она берется

Как найти баланс между работой и личной жизнью
27.09.2024

Как найти баланс между работой и личной жизнью

Язык тела и жестов как средство общения

Язык тела и жестов как средство общения

Что такое психика: понятие, структура, функции

Что такое психика: понятие, структура, функции

Что дают жизненные ценности: счастье и радость в каждом дне

Что дают жизненные ценности: счастье и радость в каждом дне

Формирование самоконтроля у взрослых и детей

Формирование самоконтроля у взрослых и детей

Способы самостоятельного развития навыков

Способы самостоятельного развития навыков

Синдром отличницы: почему нельзя игнорировать проблему
25.09.2024

Синдром отличницы: почему нельзя игнорировать проблему

Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Забрать
подарок
Подходит ли
вам профессия
коуча