- Что такое цветовой тест Люшера
- Где применяют тест Люшера
- 3 вида диагностики с использованием теста Люшера
- Как проводится тест Люшера
- Интерпретация результатов теста Люшера
- Серый
- Синий
- Зеленый
- Красный
- Желтый
- Фиолетовый
- Коричневый
- Черный
- Часто задаваемые вопросы об интерпретации теста Люшера
- Могу ли я провести интерпретацию теста Люшера самостоятельно, без помощи психолога?
- Могу ли я проходить тест Люшера часто?
- Как быть, если результаты цветового теста меня не устроили?
- А если мне кажется, что все цвета в тесте Люшера неприятны, то как интерпретировать результаты в этом случае?
О чем речь? Интерпретация теста Люшера позволяет получить информацию об эмоциональном состоянии человека, его характере и особенностях личности. Этот метод не диагностирует, но может дать ценные сведения о внутренних ощущениях и помочь лучше себя понять.
Как проводится? Тест представляет собой набор из восьми цветных карточек, где каждый цвет имеет символическое значение. Испытуемому предлагается расположить их в порядке предпочтения: от самого любимого до наименее приятного. Выбор цвета отражает его эмоциональное состояние сейчас.
Что такое цветовой тест Люшера
В 1947 году психологом Максом Люшером был создан цветовой тест. Эта разработанная им методика стала основой диссертации по психологии, философии и клинической психиатрии, где изложена теория о взаимосвязи цветовых предпочтений и характеристик личности.
Тест Люшера, или цветовая диагностика Люшера, – это техника, с помощью которой можно определить личностные качества человека в результате его предпочтений в выборе цветов.
Методика представляет собой восемь блоков, каждый из которых имеет свой цвет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, голубой, коричневый и фиолетовый. Респонденту нужно разложить эти карточки по предпочтениям.
Интерпретация теста Люшера сводится к тому, что каждый цвет методики ассоциируется с конкретными личностными качествами. К примеру, черный цвет – это признак интроверсии, а белый – экстраверсии; красный – это проявление агрессивности, а голубой – миролюбия. Общие результаты тестирования подразделяются на категории, которые связаны с особенностями характера человека или его эмоционального состояния.
Несмотря на то что у цветовой диагностики до сих пор нет научного обоснования и строгой структурированности оценки личности, методика пользуется популярностью ввиду того, что она информативна и проста в интерпретации.
Где применяют тест Люшера
Методика Люшера – самый популярный цветовой тест в мире, благодаря которому можно оценить психоэмоциональное состояние личности и ее нервно-психическую устойчивость, а также выявить наличие внутриличностных конфликтов и депрессивные состояния.
Применение цветового теста распространено в разных областях психологии: диагностика, психокоррекция, консультирование. Ведь уникальность этой методики дает возможность провести специализированною проверку состояния клиента: оценка эмоций и поведения, выявление возможных детерминантов появления стресса и конфликтного поведения.
Подбор цветов в определенной последовательности позволяет выявить неосознанные проявления эмоций у респондента.
Интерпретация результатов теста Люшера позволяет:
- посодействовать в определении наличия психологического стресса и его причин;
- определить реальное и актуальное состояние человека, а не желаемое;
- выполнить быстрый всесторонний и глубокий личностный анализ клиента.
Цветовой тест Люшера активно используется работодателями при поиске новых сотрудников с целью диагностики их психоэмоционального состояния, настроения и готовности к работе, общительности и желания работать в коллективе.
Любая деятельность может быть эффективной только в том случае, если люди смогут взаимодействовать друг с другом в позитивном ключе. В этом плане важна и работа с конфликтами, понимание причин их появления.
3 вида диагностики с использованием теста Люшера
В психологии выделяют несколько видов теста Люшера. Между собой их различает число цветов, а также предложенные оттенки.
- Клинический цветовой тест, или полный.
Этот вариант содержит в себе 7 цветовых таблиц: серый, 8 цветов краткого варианта теста; 4 главных цвета: синий, зеленый, красный, желтый. Этот вид диагностики используется очень редко, так как для его прохождения требуется большое количество времени.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!





- Восьмицветовой тест Люшера, или краткий.
Этот вид методики включает в себя набор из восьми цветов: серый, темно-синий, сине-зеленый, красно-желтый, желто-красный, фиолетовый, коричневый, черный. Интерпретация теста Люшера из 8 цветов позволит провести оценку стрессоустойчивости, навыков коммуникации и общения, общего эмоционального состояния.
- Метод цветовых выборов (МЦВ)
Этот вариант методики – это модификация оригинального теста Люшера, созданная и адаптированная под наш менталитет Л. Н. Собчик в 2010 г. Эта методика дает возможность обнаружения глубинных проблем личности человека, которые он может не осознавать.
Как проводится тест Люшера
Чтобы применять ту или иную психодиагностическую методику, требуется соблюдать некоторые условия. В тесте Люшера важное значение имеет естественное хорошее освещение без прямых солнечных лучей, а также обязательное использование оригинальных цветов. В противном случае интерпретация результатов цветового теста Люшера будет различаться.
Процесс тестирования начинается с просмотра испытуемым 8 цветовых карточек, а продолжается необходимостью расстановки карточек в предпочитаемом им порядке. Эта выбранная последовательность будет основой для выявления личностных особенностей клиента. Люшер создал описание соответствия черт личности для каждого цвета.
Все используемые цвета делятся на 2 группы: основные и вспомогательные. К первой группе относятся синий, красный, зеленый и желтый, а ко второй – фиолетовый, коричневый, серый и черный.
Процедуру тестирования совершают дважды. В том случае, если респондент оба раза рассортировал карточки одинаково, то психолог может предположить, что перед ним личность жесткая, неадаптивная и негибкая.
Чтобы приступить к тестированию методикой Люшера, испытуемый должен выслушать инструкцию психолога и четко следовать ей. Ведь любой сбой процесса исследования приведет к неверному результату.
Важно отметить, что клиент должен выбирать цвета согласно своей симпатии. Тестируемому не нужно подстраиваться под ожидания психолога (хочу понравиться специалисту), под гендерные стереотипы (я женщина, а значит, выберу красный). И еще необходимо сообщить о том, что долго принимать решение о выборе цвета не стоит.
В процессе диагностики психолог наблюдает и фиксирует промежуточные результаты, затем он проводит обработку данных согласно ключу теста. Клиент в этом процессе участия не принимает.
Согласно представлениям М. Люшера, его методика может выявить многое о человеке. Полная интерпретация результатов теста Люшера определяет личностные качества (коммуникативные навыки, стрессоустойчивость, адаптивность), профессиональные черты (способность к многозадачности, умение работать в коллективе) и психофизическое состояние (влияние психологического здоровья на физическое).
Весь секрет успеха этой методики сводится к тому, что тест Люшера – это больше бессознательная техника, так как здесь нет прямых и наводящих вопросов, как во многих опросниках. А это, в свою очередь, позволяет человеку быть таким, какой он есть, а не таким, каким он хочет показаться.
Интерпретация результатов теста Люшера
Интерпретация теста Люшера осуществляется по значению цветов, каждый из которых соответствует определенным личностным проявлениям.
Итак, рассмотрим значения всех цветов методики.
Серый
Этот цвет считается нейтральным.
Человек, выбравший этот цвет, может показывать свою отрешенность как от окружающих в целом, так и от психолога (нежелание участвовать в исследовании). Также выбор серого может говорить об усталости и апатичном состоянии клиента.
В случае если испытуемый предпочитает другие цвета и ставит серый в конце, то это может говорить о гиперэмоциональности или о завышенных требованиях к себе и к окружающим.
Синий
Синий цвет отражает спокойствие, расслабление и умиротворение.
Если респондент ставит этот цвет на первое место, то это может говорить о том, что он удовлетворен своей жизнью, расслаблен, общителен и открыт миру.
Когда же синий ставится испытуемым на последнее место, это означает, что он избегает общения, стремится к новым ощущениям, но нуждается в приятии и чувстве привязанности.
Зеленый
Зеленый цвет символизирует силу воли, самоутверждение, здоровье.
На первое место этот цвет ставят люди, полагающиеся на логику, память и мышление.
На последнем месте зеленый оказывается у тех, кто не верит в свои силы и отказывается брать ответственность на себя в случае чего.
Красный
Красный цвет говорит о стремлении к власти, успеху и насыщенной жизни.
Выходит, что тот, кто выбирает красный цвет в первую очередь, стремится получить удовольствие от жизни, обладает широким кругом знакомств, имеет склонность к манипулированию и эгоизму.
Если же красный у тестируемого находится на последнем месте, то о нем можно сказать, что он пассивен, склонен к подчинению, безынициативен.

"Делай как коуч"

Желтый
Желтый цвет — символ жизнелюбия, спокойствия и любви к переменам.
На первом месте желтый цвет у доброжелательных, не склонных к конфликтам людям. Они не любят, когда их вводят в состояние напряжения или эмоционального волнения.
В том случае, если клиент выбирает желтый в последнюю очередь, это может говорить о том, что он разочарован чем-то, изолирован, обманут в своих надеждах и не любит неожиданности и спонтанности.
Фиолетовый
Фиолетовый цвет отражает интуитивность, чувствительность, эмоциональность.
Этот цвет выбирают люди, склонные к фантазированию, мечтательности, идеализации, обладающие хорошо развитой интуицией. Часто этот цвет в первую очередь выбирают подростки.
Когда же фиолетовый испытуемый помещает на последнее место, это говорит о его замкнутости, отчужденности и рациональности.
Коричневый
Коричневый цвет символизирует комфорт телесных ощущений, физической легкости.
На первом месте этот цвет стоит у тех людей, кто ценит тепло и уют, нуждается в частом отдыхе и расслаблении.
На последнее место коричневый ставят те личности, которые отвергают потребности в комфорте и отдыхе. Такие люди могут потерять способность к наслаждению и найти вариант деструктивной компенсации.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Черный
Черный цвет – это символ протеста, отрицания.
Те люди, которые постоянно ищут себя и жаждут перемен, ставят черный цвет в начало.
Если же черный цвет оказывается в конце, тогда человек доволен своей жизнью либо просто боится перемен.
При интерпретации психолог рассматривает не только цвета сами по себе, но и их положение относительно друг друга.
Так, специалист смотрит, где находятся главные цвета. Если они расположены после пятой позиции, то это может говорить о неудовлетворенной потребности, следствием которой — повышенная тревожность.
Также большое значение имеет близость оттенков друг к другу, чтобы понять состояние респондента. К примеру, если синий и желтый соседствуют рядом, то у клиента может наблюдаться направленность на себя и свой внутренний мир. А близкое расположение зеленого и красного цветов говорит о самостоятельности и ответственности испытуемого.
Чтобы оценить полностью и всесторонне личность клиента, психологу потребуется комплекс методик. Специалист должен понимать, что один тест Люшера может дать лишь приблизительный результат.
Чтобы сделать заключительные выводы по результатам тестирования, психолог должен обратить внимание и сопутствующие факторы: настроение, текущая жизненная ситуация. Лучше всего провести еще комплекс исследований для полной картины личности клиента.
Часто тест Люшера используют работодатели при устройстве на работу либо агенты при выборе пары для брака.
Важно помнить, что тестирование не может дать достоверных ответов на ваши вопросы, поэтому слишком серьезно к полученным результатам относиться не стоит.
Часто задаваемые вопросы об интерпретации теста Люшера
Могу ли я провести интерпретацию теста Люшера самостоятельно, без помощи психолога?
Да, вы можете найти специальную книгу, где будет прописана информация о цветах и их значениях, а также принципы интерпретации. Также вы можете пройти исследование в Интернете, где интерпретация теста Люшера будет выполнена онлайн. Но если вам нужен более глубокий и профессиональный анализ, то лучше обратиться за консультацией к специалисту.
Могу ли я проходить тест Люшера часто?
Да, можно проходить цветовой тест так часто, как вам хочется. Но лучше это делать с перерывом в несколько недель, а то и месяцев. Это лучше поможет отследить динамику вашего общего состояния.
Как быть, если результаты цветового теста меня не устроили?
Важно понять, что полученные результаты исследования – это не приговор. Это всего лишь повод задуматься и посмотреть на себя со стороны. В любом случае, если вас что-то не устраивает в себе, вы можете проработать эти моменты с психологом либо самостоятельно.
А если мне кажется, что все цвета в тесте Люшера неприятны, то как интерпретировать результаты в этом случае?
Отказы в прохождении исследования по этой причине в практике психолога случаются, но редко. В таком случае специалист принимает подобное суждение и просит (но осторожно) клиента обозначить самый противный цвет, затем – самый неприятный из оставшихся и так далее, пока все цвета не закончатся. Психолог фиксирует выборы респондента с конца, то есть справа налево.