Получите бесплатный доступ к вебинару «Как стать коучем и выйти на новый уровень дохода»
calendar Дата: завтра в 19:00
Получить доступ бесплатно
close
Реклама. 5prism.ru. erid: 2SDnjdx9YeM

Самоорганизация: этапы и навыки

21.11.2024
454
Время чтения: 10 минут
Обновлено: 23.11.2024
Сохранить статью:
Самоорганизация

О чем речь? Самоорганизация — собранность в учебе, работе, личной жизни. Обладающий этим умением человек все успевает, пунктуален, ответственен, с волевым характером, решительный. Самоорганизацию легко развить, если задаться целью.

Что делать? Умение состоит из нескольких навыков — самодисциплины, планирования, самоконтроля, соблюдения режима дня — над которыми и предстоит работать, чтобы научиться организовывать имеющиеся ресурсы.

Что такое самоорганизация

Понятие «самоорганизация» имеет большое количество интерпретаций. Наиболее распространенная из них подразумевает способность человека к планированию и упорядочению своей деятельности, а также рациональному использованию доступных ему ресурсов. Далее будет описана самоорганизация как навык. Однако данное определение хоть и упрощает понимание, но не совсем корректно отражает суть вопроса. Самоорганизация, скорее, представляет собой синтез нескольких умений.

Самоорганизация

В различных интерпретациях понятие «самоорганизация» нередко тесно связано с такими качествами, как управление временем, организационные способности и самодисциплина. При этом речь идет о развитии личностных качеств, таких как пунктуальность, аккуратность, умение планировать, расставлять приоритеты и организовывать пространство.

Важно отметить, что описанные характеристики применимы к процессу самообразования, но тем не менее не стоит забывать, что самоорганизацию важно рассматривать не как отдельный элемент образа жизни, а как его фундаментальный стиль.

Таким образом, развитие навыка самоорганизации должно быть всесторонним и непрерывным процессом, включающим постоянный мониторинг и адаптацию к изменяющимся условиям как внутренней, так и внешней среды. Специалисты в области педагогики и психологии выделяют следующие функциональные ее компоненты: определение целей, анализ ситуации, самоконтроль, построение плана, волевая регуляция и коррекция, избавление от трудностей.

Данные составляющие можно рассматривать как этапы формирования навыка, который в дальнейшем может быть адаптирован для решения различных задач на протяжении всей жизни.

Этапы самоорганизации

Создание любой системы самоорганизации предполагает обязательное прохождение следующих этапов:

  • Определение задач.

Для достижения этого качества необходимо ставить перед собой и реализовывать последовательно небольшие цели. То же самое касается и самоорганизации: именно с этого следует начинать работу в данном направлении. В первую очередь, нужно ответить на два фундаментальных вопроса. Во-первых, над чем следует сосредоточиться в первую очередь? Учитывая, что у каждого человека свой опыт, навыки и личные качества, начальный этап и задачи будут различными. Во-вторых, каким должен быть конечный результат?

Самоорганизация

  • Анализ ситуации.

На данном этапе проводится экзамен, направленный на выявление исходных условий и поставленных перед вами задач. Тщательный анализ необходим для формирования ясного представления об условиях, в которых будут развиваться навыки, о наиболее сложных аспектах, наличии уже сформировавшихся привычек и личных качеств, требующих дальнейшей работы.

  • Построение плана.

Следующий этап — разработка детального проекта действий, включающего поэтапное руководство. Для этого необходимо ясное понимание начальных условий, в которых предстоит работать, а также четко определенных целей, к которым необходимо стремиться.

Хотя на теоретическом уровне этот процесс может показаться сложным, на практике большинство людей способны с легкостью определить необходимые действия для получения изменений и выхода из сложившейся ситуации. Важно лишь систематизировать их и преобразовать в план.

5 пошаговых алгоритмов с примерами: как найти своё дело и выйти на 150 000₽/мес

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Бесплатный курс "Профессия коуч"
Узнаете, как применять коучинг в жизни и зарабатывать на нём
pdf
20 коучинговых вопросов, которые изменят вашу жизнь
Вопросы, которые помогут понять свои сильные стороны, потребности и цели
word
5 ловушек мышления
ТОП ошибок, которые мешают жить счастливо
pdf
Колесо самореализации
Техника коучинга для улучшения всех сфер жизни
word
Рабочая тетрадь «Действия, которые дают результат»
Поможет достичь целей в быстрые сроки
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек человек
  • Волевая регуляция и коррекция.

Непосредственно действия. Реализация намеченных целей напрямую зависит от решительности и силы воли человека. Способность действовать, преодолевая внутренние сопротивления, такие как лень, сомнения или нежелание, является ключевым фактором в развитии самоорганизации.

Часто для решения поставленных задач необходимо выходить за рамки привычного, корректировать образ жизни и устоявшиеся модели поведения. Важно уметь анализировать эффективность своих действий и вносить необходимые изменения, если они не соответствуют намеченным целям или не приносят желаемого результата.

  • Самоконтроль.

В поведении — это осознанное управление собственными действиями и последующими результатами. В отличие от ситуативного самоконтроля, зависящего от контекста, самоконтроль поведения является глобальной способностью к долгосрочному изменению поведения в целом. С позиции самоорганизации он проявляется в способности целенаправленно выполнять конкретные действия, регулируя временные рамки, эмоциональное состояние, убеждения, привычки и желания.

  • Избавление от трудностей.

В заключение данного раздела предлагается краткий теоретический обзор методов преодоления возникающих препятствий при развитии самоорганизации деятельности. Наставники, специализирующиеся на этой проблеме, выделили этапы работы с учащимися, испытывающими трудности в формировании данного навыка. Эти шаги подразумевают взаимодействие с педагогом, но могут быть полезны лицам, самостоятельно изучающим данную тематику. Поэтому кратко рассмотрим данные этапы:

  1. Диагностический — выявление и точное описание проблемы, установление ее причин. К ним могут относиться недостаток личных знаний и опыта, влияние внешних факторов или неблагоприятных условий. На этом этапе необходимо сформулировать наиболее острые трудности и определить факторы, которые их порождают.
  2. Поисковый — изучение возможных решений проблемы. Включает в себя разработку плана по устранению выявленных причин.
  3. Активный этап — фаза практических действий, реализации плана, составленного на предыдущем шаге.
  4. Рефлексивный — анализ проведенной работы, выявление сильных и слабых сторон предпринятых действий с последующей их корректировкой для оптимизации достигнутых результатов.

Необходимые способности для самоорганизации

Организованность — воспитание в себе определенного набора качеств и привычек, которые требуют постоянного внимания и совершенствования:

  • Самодисциплина.

Она представляет собой способность к целенаправленному действию независимо от эмоционального фона. Иными словами, это — совокупность конкретных шагов, предпринимаемых для достижения поставленной цели, невзирая на личные желания, психоэмоциональное состояние и внешние факторы.

Самоорганизация

  • Решительность.

Рассмотрим отдельно это качество, которое может быть как элементом самодисциплины, так и самостоятельной чертой характера. В контексте самообразования решительность представляет собой способность к немедленному действию без предварительных колебаний и сомнений. По сравнению с самодисциплиной, это более конкретный навык, который подразумевает не сам процесс выполнения задачи, а быстроту его начала, отсутствие неуверенности, длительного раздумья и прочих препятствий.

В коллективной работе можно заметить, что сотрудники по своим утренним действиям условно делятся на две категории: тех, кто сразу приступает к выполнению задач, и тех, кому требуется время на адаптацию (кофе-брейк, обсуждение новостей, просмотр социальных сетей).

Опыт показывает, что представители первой группы, как правило, более организованны. Развитие такой дисциплины в себе является ценным навыком: вставать с первым звонком будильника, приступать к работе без промедления и поиска оправданий, неукоснительно следовать намеченному плану. Хотя на начальном этапе это может показаться сложным, со временем привычка войдет в русло ежедневной практики и станет автоматической.

  • Планирование.

Организация и проектирование часто взаимосвязаны и играют ключевую роль в достижении успеха во всех сферах жизни, включая профессиональную деятельность и самообразование. Эффективное планирование предполагает не просто составление схемы и программы обучения, но и глубокую проработку целей, оценку ресурсов и принятие соответствующих решений. В контексте самостоятельных действий это означает интеграцию процесса самообразования в повседневную жизнь, выделение достаточного времени для занятий и согласование их с другими обязательствами.

книга
Для вас подарок! В свободном доступе до 11.12
Узнайте, с помощью коучинга, как выйти на новый финансовый уровень
Скачайте бесплатный фрагмент книги
"Делай как коуч"
книга
  • Соблюдение режима дня.

Он играет ключевую роль как в планировании, так и в организации жизни, что само собой разумеется. Отсутствие четкого распорядка дня не позволяет говорить о какой-либо специализированной структуре. Внедрение организованности в повседневную деятельность представляет собой сложную задачу. Однако наличие глобального плана в виде режима дня значительно упрощает соблюдение расписания занятий.

Самоорганизация

  • Обустроенное рабочее место и пространство в целом.

Организация эргономичной площади имеет решающее значение для повышения производительности труда. Аналогично, создание специально оборудованной зоны обучения в домашней обстановке благоприятно сказывается на процессе. Основным принципом обустройства такого уголка должно быть обеспечение максимального комфорта и концентрации внимания, исключая всевозможные отвлекающие факторы.

Даже простой письменный стол с ноутбуком может стать эффективным рабочим местом при условии его грамотной организации. Необходимо удалить все предметы, способные отвлечь от учебной деятельности. Под рукой должны быть все необходимые канцелярские принадлежности: карандаши, ручки, тетради, стикеры.

Кроме того, важно избегать использования такого места для не связанных с обучением целей. Хотя это может показаться несущественным, но разделение пространств для занятий и отдыха способствует более эффективной работе.

В контексте организации пространства для эффективного обучения можно воспользоваться рядом приемов. Так, при изучении иностранного языка, в том числе новых слов, рекомендуется использовать карточки с ними и разместить их по дому таким образом, чтобы постоянно на них наталкиваться и повторять. Кроме того, важно использовать триггеры — определенные объекты или события, которые стимулируют мотивацию к занятиям, поддерживают в тонусе, напоминают о поставленных целях и желаемых результатах.

Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.

Что вы получите:

  • Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
  • Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
  • Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.

Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.

Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.

Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!

Зачем нужна самоорганизация

Она неразрывно связана с саморегуляцией, которая представляет собой способность к контролю и управлению собственными мыслями, эмоциями и, как следствие, поведением. Данный процесс играет существенную роль в преодолении стрессовых ситуаций и повышении эффективности деятельности.

Самоорганизация

  • Управление эмоциями — важнейший навык, заключающийся в осознании и эффективном контроле собственных чувств. Целью его является предотвращение негативной реакции на ситуацию, содействие выверенным и адекватным действиям. Данный навык позволяет смягчить чрезмерную эмоциональную реакцию на стрессовые факторы и способствует поддержанию эмоциональной стабильности. С помощью саморегуляции мы способны успешно справляться с негативными чувствами, такими как гнев, страх, тревога.
  • Принятие адекватных решений. Саморегуляция способствует этому. Она позволяет воздержаться от порывов, требующих немедленного удовлетворения, в пользу решений, направленных на достижение долгосрочных целей. Таким образом, саморегуляция минимизирует риск импульсивных действий, чреватых негативными последствиями.
  • Влияние саморегуляции на здоровье. Она оказывает благотворное влияние на физическое и психическое состояние человека. Она способствует более эффективному преодолению стрессовых ситуаций, повышению концентрации внимания и улучшению памяти, а также снижению уровня тревожности и депрессивных расстройств. Благодаря практике саморегуляции любой человек, в особенности руководитель, может рассчитывать на повышение качества жизни, достижение большей удовлетворенности и ощущения благополучия.

Существует широкий спектр методик, направленных на контроль эмоциональной сферы, управление стрессовыми состояниями и повышение уровня благополучия:

  • Дыхательные практики. Способствуют релаксации и стабилизации эмоционального состояния. Одним из доступных методов является глубокое дыхание.
  • Медитативные практики. Направлены на «успокоение ума», концентрацию внимания и пребывание в настоящем моменте. Существует множество техник медитации, одной из наиболее простых является сосредоточение на процессе дыхания.
  • Визуализация. Представляет собой создание ментальных образов или сценариев. Ее можно применять для достижения поставленных целей, повышения уровня общего самочувствия и преодоления стресса.
  • Регулярная физическая активность. Способствуют эффективному предотвращению стресса и улучшению самочувствия. В ходе занятий выделяется эндорфин — гормон, повышающий настроение и уменьшающий негативное влияние переутомления.

Развитие навыков самоорганизации требует времени, усилий и настойчивости. Однако результаты этого процесса оправдывают вложенные усилия. Самоорганизация способствует достижению поставленных целей, повышению производительности, снижению уровня стресса и укреплению веры в себя.

Часто задаваемые вопросы о самоорганизации

Действительно ли для достижения организованности требуется длительное и упорное усилие?

Это не совсем точное утверждение. После прохождения начального этапа и выработки необходимых навыков, поддержание порядка становится значительно проще. Аналогично с уборкой дома: где она давно не проводилась, первоначально процесс потребует значительных затрат энергии, но регулярное поддержание чистоты в дальнейшем существенно облегчит задачу.

Какие виды самоорганизации существуют?

Можно выделить три основных: самообучение, самоменеджмент, самовоспитание. Как в формальных, так и в неформальных организациях социальная самоорганизация является неизбежным, но при грамотном подходе, эффективным процессом.

Как в короткие сроки повысить ее уровень?

Когда человек берет на себя ответственность за что-либо помимо собственных потребностей, его самоорганизация, как правило, растет. Он начинает более эффективно распоряжаться временем, планировать задачи и реалистично оценивать свои возможности. Однако не все стремятся к высоким достижениям. Для тех, кто предпочитает «комфортный минимум», первым шагом к самоорганизации может стать развитие дисциплины. Отсутствие ее часто проявляется в прокрастинации, что приводит к спешке и, как следствие, к снижению качества работы.

Вам также может понравиться
Личность коуча в сессии: как проявляться, чтобы поддержать клиента

Личность коуча в сессии: как проявляться, чтобы поддержать клиента

Командные роли по Белбину: описание и формирование рабочей команды
06.12.2024

Командные роли по Белбину: описание и формирование рабочей команды

Закон Паркинсона: понимание и применение в повседневной жизни
06.12.2024

Закон Паркинсона: понимание и применение в повседневной жизни

Виды буллинга: от физического до эмоционального

Виды буллинга: от физического до эмоционального

Эффект Розенталя: как ожидания влияют на наше поведение
06.12.2024

Эффект Розенталя: как ожидания влияют на наше поведение

Что такое эйджизм: дискриминация по возрасту и ее особенности
06.12.2024

Что такое эйджизм: дискриминация по возрасту и ее особенности

Как сохранять спокойствие в любой ситуации

Как сохранять спокойствие в любой ситуации

Развитие эмоциональной памяти и ее влияние на нашу жизнь

Развитие эмоциональной памяти и ее влияние на нашу жизнь

Теория мотивации Герцберга: факторы и советы по применению

Теория мотивации Герцберга: факторы и советы по применению

Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Подходит ли
вам профессия
коуча