- Понятие дивергентного мышления
- Тест на дивергентное мышление
- Упражнения и методы развития дивергентного мышления
- «В чужой обуви»
- «Профессиональный фотограф»
- «Организация информации»
- Метод фокальных объектов
- Ромашка Блума
- Часто задаваемые вопросы о дивергентном мышлении
- Зависит ли тип мышления от особенностей характера человека?
- Какой тип мышления является базовым?
- Что препятствует развитию нелинейного мышления?
О чем речь? Дивергентное мышление — творческий подход к решению задач, когда человек может увидеть нестандартные пути достижения результата. Активируется в состоянии неопределенности, когда, например, нужно придумать тему диплома или составить план на отпуск.
На что обратить внимание? Дивергентное мышление можно и нужно развивать. Для начала проводят оценку с помощью теста альтернативных применений. Далее выбирают понравившиеся упражнения, например, метод фокальных объектов или «В чужой обуви».
Понятие дивергентного мышления
Дивергентное мышление — это метод творческого поиска, позволяющий разработать максимальное количество решений для одной проблемы или задачи. Люди с развитыми навыками такого типа мышления способны быстро генерировать множество оригинальных и неожиданных идей.
Данный способ находит применение во многих ситуациях, например, при поиске инновационных идей для бизнеса, при выборе темы исследовательской работы, при создании нового творческого проекта или приготовлении блюда из имеющихся в запасе продуктов.

Американский психолог, профессор Джой Пол Гилфорд, занимавшийся исследованием структуры человеческого интеллекта, предположил, что при решении задач активизируются два типа мышления — дивергентное и конвергентное.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!





Дивергентное мышление предполагает множество точек зрения и позволяет находить ответы на открытые вопросы, например, о том, как провести выходные, тогда как конвергентное основано на стратегии точного и единственно правильного ответа на закрытые вопросы подобно этому: «Кто стал чемпионом мира по футболу в 2020 году?»
Конвергентное мышление — это способность проанализировать различные варианты решений и определить единственное, наиболее эффективное. Человек активизирует данный тип умозаключений, когда сосредоточен на одной ключевой идее и старается детально ее проработать. Пример: составление бюджета для бизнес-проекта.
На первый взгляд может показаться, что дивергентное мышление и конвергентное — два противоположных процесса. Однако это не совсем верно. Оба типа являются составными частями единого механизма поиска решений и определения их реальной осуществимости.
На начальном этапе решения задачи дивергентное мышление способствует поиску самых креативных и нестандартных подходов. Далее наступает очередь конвергентного, которое отсекает неосуществимые идеи. Затем снова активизируется дивергентный тип для поиска способов реализации отобранных концепций. Этот цикл может повторяться многократно, пока не будет найден окончательный вариант разрешения проблемы.

Тест на дивергентное мышление
Как можно измерить креативность? Хотя не существует величины для определения данного свойства человеческого интеллекта, уровень его развития все же определить возможно. Для диагностики дивергентного мышления разработан тест альтернативных применений, известный как «The Alternative Uses Test». Данная методика позволяет оценить творческий потенциал человека и его способность находить множество оригинальных идей для решения одной задачи.
Процедура тестирования достаточно проста. Испытуемому дают один или несколько предметов, он должен придумать как можно больше необычных и нестандартных способов их применения. Например, пластиковая бутылка. Задача: как можно использовать эту вещь, помимо ее основного назначения. Так, она может послужить кормушкой для птиц или контейнером для рассады.

"Делай как коуч"

При анализе результатов теста «The Alternative Uses Test» учитываются количество предложенных способов использования предмета, оригинальность решения, беглость и гибкость умозаключений. Прежде всего, оценивается беглость мышления: подсчитывается количество необычных идей, выдвинутых в заданный промежуток времени. При подведении итогов дублирующие варианты обязательно исключаются. Чем больше нестандартных и уникальных вариантов предложит тестируемый, тем выше будет его оценка по данному критерию.
Затем оценивается оригинальность, которая отражает степень уникальности предложенных идей и их отличие от традиционных способов использования предмета. За нестандартность решения ставится более высокий балл. При выявлении уровня креативности также следует учитывать способность человека находить варианты в различных разрядах или контекстах. Чем больше категорий можно сформировать из предложенных идей, тем выше оценка за гибкость мышления.
Четвертый значимый критерий — глубина проработки темы. Предполагается, что предложенные идеи должны иметь практическую направленность, быть полезными. Больше баллов присуждается вариантам, которые можно использования в реальной жизни. Оценивать результаты теста альтернативных подходов предлагается по десятибалльной шкале.
Результаты теста на дивергентное мышление могут служить индикатором уровня развития креативности, инновационного и нестандартного мышления, способности выходить за рамки традиционных решений, генерировать смелые и оригинальные идеи. Подобные тестовые задания находят широкое применение в сфере образования, психологии, бизнесе — везде, где большое значение имеет творчество, креативность, стремление к инновациям.
Тест альтернативных применений является одним из многих способов оценки творческого потенциала и не выступает исчерпывающим индикатором креативности. Результаты следует рассматривать в контексте других показателей и характеристик личности человека.
Тест «The Alternative Uses Test» — это только один из множества методов оценки творческого потенциала, его не следует рассматривать как конечный показатель креативности. Результаты данной методики следует сопоставлять с другими критериями дивергентного мышления и характеристиками личности.

Упражнения и методы развития дивергентного мышления
Особенности развития дивергентного мышления не позволяют ожидать его прогресса одновременно с усвоением информации.
К характерным особенностям дивергентного типа мышления относятся:
- способность применять полученные знания в условиях неопределенности;
- умение находить различные подходы к решению поставленной задачи;
- осознание того, что существуют различные способы урегулирования одной и той же проблемы;
- умение отличать задачи с единственно правильным решением от проблемных ситуаций, допускающих выбор оптимального варианта из нескольких равноценных.
Тем, кто интересуется, как развить дивергентное мышление, следует ознакомиться с техниками и упражнениями, которые будут полезны как взрослым, так и детям:
«В чужой обуви»
При решении задачи важно суметь взглянуть на нее с позиций других людей и представить, как бы они подошли к этому вопросу. При этом старайтесь не только примерить на себя чужую роль, но и осознать различия между собственным восприятием проблемы и точкой зрения того человека, в чьем образе вы сейчас находитесь. Это могут быть совершенно разные личности: друзья, коллеги, конкуренты, персонажи ваших любимых фильмов и книг. Общаясь с теми, кто существенно отличается от вас, старайтесь уловить логику их мыслительного процесса и понять, почему они придерживаются именно такого мнения. Так вы научитесь рассматривать ситуацию с различных ракурсов и мыслить по-разному.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
«Профессиональный фотограф»
Если понаблюдать за тем, как фотографируют турист и профессиональный фотограф, то можно заметить значительную разницу в подходе к съемке. Турист, как правило, выбирает наиболее привлекательный, на его взгляд, вид на объект, делает фото и сразу же переключается на поиски нового сюжета. А вот профессионал, даже обнаружив удачный ракурс, не останавливается на одном снимке. Он обязательно неоднократно будет вносить изменения в композицию и снимать до тех пор, пока не получит лучший результат.
Попробуйте на время перевоплотиться в профессионального фотографа. Отправляйтесь на фотосессию и делайте по несколько снимков выбранного объекта, каждый раз изменяя акценты в кадре. Представьте, какой снимок мог бы сделать турист, оказавшийся в этом месте, и откажитесь от таких ракурсов. Ищите что-то новое, нестандартное, существенно отличающееся от того, к чему привыкли.
Техника «Профессиональный фотограф» открывает новые возможности дивергентного мышления. Уровни развития любых навыков зависят от постоянного их совершенствования. Никогда не ограничивайтесь первым появившимся в голове ответом, продолжайте искать «лучший кадр» до тех пор, пока не найдете оптимальное решение.

«Организация информации»
В связи с тем, что развитие дивергентного мышления основывается на привлечении разнообразной информации, целесообразно упорядочить эти информационные потоки.
Эффективные методы для систематизации данных и быстрого их поиска:
- кластеризация;
- классификация;
- типология;
- построение матриц;
- составление когнитивных схем;
- создание различных таблиц.
Например, для разработки стратегии развития бизнеса или составления маркетингового плана существует довольно обширный перечень разнообразных инструментов. Вот некоторые из них:
- «Рыба Исикавы»;
- «Дерево целей»;
- «Дерево задач»;
- Подход «5 П — 5 «почему»;
- «Матрица БКГ»;
- «Пять сил Портера»;
- таблица расчета рисков;
- декомпозиция целей.
Метод фокальных объектов
Эта методика развития дивергентного мышления предполагает поиск новых решений путем объединения исходного объекта задачи с характеристиками других случайно выбранных.
В первую очередь необходимо определить основной объект задачи, которому будут присвоены дополнительные качества. Далее следует выбрать от четырех до десяти случайных предметов, придумать и записать их характерные свойства, которые позднее будут перенесены на исходный объект. В результате возникают новые оригинальные комбинации основного предмета с заимствованными признаками. Самые удачные сочетания рекомендуется доработать до лучшего результата.
Пример:
- Объект — мыло.
- Случайные объекты:
- трава (свежая, сочная, яркая);
- дождь (сильный, бодрящий, тропический);
Итог: мыло свежее, бодрящее, яркое, тропическое, сильное.
Метод фокальных объектов широко применяется в рекламной сфере, в частности, для разработки УТП — уникальных торговых предложений.
Ромашка Блума
Суть этой техники понимания и усвоения информации заключается в формулировании вопросов различного уровня и последующем поиске ответов на них.
Американский психолог Бенджамин Блум создал понятную и логически структурированную классификацию вопросов:
- Простые — направлены на проверку общего знания темы или текста и предполагают однозначные, точные ответы.
- Уточняющие — позволяют выявить степень понимания задачи и требуют ответов «да» или «нет».
- Объясняющие — помогают интерпретировать информацию, обычно начинаются со слова «почему», требуют развернутого ответа, основанного на причинно-следственных связях, в котором не должны повторяться ранее упомянутые сведения.
- Творческие — представляют собой прогнозы, фантазии или предложения, включающие частицу «бы» и подразумевающие обобщение существующих знаний.
- Оценочные — способствуют пониманию оценки фактов и явлений, обозначенных в задаче.
- Практические — ориентированы на использование полученной информации, формирование выводов и установление взаимосвязи между теорией и практикой.
Часто задаваемые вопросы о дивергентном мышлении
Зависит ли тип мышления от особенностей характера человека?
Как правило, нет. Однако на мыслительную деятельность человека влияет доминирующее полушарие головного мозга, определяя предрасположенность к определенному типу мышления — аналитическому или творческому.
Какой тип мышления является базовым?
Невозможно дать однозначный ответ, поскольку выбор мозгом того или иного пути решения зависит от конкретной задачи. Конвергентное мышление рассматривается как линейный и, следовательно, более простой тип. Однако оно является не столько простым, сколько интуитивно понятным.
Что препятствует развитию нелинейного мышления?
Недостаток тренировок. Большинство людей не имеют никаких значительных препятствий для развития креативности. Однако сдерживающими факторами могут стать: отсутствие времени, особенности психотипа, уровень образования, окружение. Тем не менее у каждого из нас есть возможность развить свои творческие способности! Развитие дивергентного мышления требует регулярной практики, значительных затрат времени и проявления настойчивости, однако результат оправдывает все усилия. Обладая способностью находить множество оригинальных идей для решения одной задачи, человек сможет генерировать инновационные идеи, творчески подходить к преодолению трудностей, смотреть на окружающий мир свежим взглядом.